Умный светофор зря не загорится
В существующем Генеральном плане Москвы, одобренном в декабре столичным правительством, разработаны схемы развития дорожной инфраструктуры до 2025 года.
Но насколько они осуществимы, особенно в условиях финансового кризиса? Не затянется ли их выполнение на более длительные сроки? Это было бы крайне нежелательно, учитывая, что город и так задыхается в пробках. Затягивать с решением проблемы – значит, сделать вполне реальным транспортный коллапс. Что же по этому поводу говорят специалисты-дорожники?
Недавно перед журналистами выступали заместитель начальника информационно-аналитического отдела Центра организации дорожного движения Александр Попов и заведующий отделом модернизации стратегического комплекса Департамента транспорта и связи Москвы Артем Устьянцев. В своих прогнозах они были крайне осторожны – обещаний не давали и конкретных сроков не называли. Впрочем, кое-какая интересная информация все же прозвучала.
Так, недавно правительством Москвы, Минтрансом и правительством Московской области была принята совместная программа развития транспортной системы столичного региона. Всем хорошо известно, как возникают многие пробки: машины едут по просторной московской магистрали, но за несколько километров до МКАД встают в прочный затор. В чем дело? Сразу за кольцевой дорога резко сужается и возникает эффект «бутылочного горлышка». Теперь по новой программе планируется реконструировать основные магистрали Московской области на протяжении нескольких десятков километров от МКАД.
Что же касается пробок в самой Москве, то и тут планируются кое-какие новшества. На отдельных участках Дмитровского и Волоколамского шоссе уже работает автоматизированная система управления дорожным движением. Теперь внедрить ее собираются повсеместно. Эта хитрая система самостоятельно переключает светофоры в зависимости от ситуации на дороге. Специальные датчики снимают показания о количестве машин, проехавших за определенный промежуток времени, их скорости, температуре дорожного воздуха… Сведения передаются в вычислительный центр, где после их обработки принимается решение о фазе переключения светофоров на том или ином участке дороги. Исходя из полученных данных, электроника будет сама решать, какой свет включить – красный или зеленый, увеличить или уменьшить фазу поворота. Возможно, дело дойдет и до того, что если пешеходов поблизости нет, то зеленый на пешеходном переходе загорится, только когда кто-то к нему подойдет.
Помимо этого, разрабатываются различные планы по пересадке автомобилистов на общественный транспорт. Пока люди неохотно меняют машины на троллейбусы и автобусы, что толку бросать автомобиль, если автобус точно так же стоит в пробке? Да, для общественного транспорта пущена отдельная полоса – планировалось, что по ней можно будет ехать со скоростью хотя бы 40 километров в час! Но и это не получается – на спецполосу продолжают выезжать все кому не лень. Московские власти грозятся применить к нарушителям строгие меры, но пока хранят их в секрете. Известно лишь, что одним из способов контролировать автомобилистов будут видеокамеры.