Город для всех?
Наивен тот, кто полагает, что 2009 год, объявленный в Москве Годом равных возможностей, решит все проблемы инвалидов. Это лишь даст старт масштабной программе, призванной помочь людям с ограниченными возможностями занять достойное и комфортное место среди населения города. А на выполнение всей программы потребуется не менее 10 лет.
Москва строилась в течение веков, но думать о том, удобны ли ее улицы и дома для инвалидов, стали только недавно. Построить новые здания, приспособленные для тех, чьи физические возможности ограничены, не так уж долго и сложно. Значительно труднее переделать уже имеющиеся здания, приспособить улицы, переоборудовать городской транспорт.
Буквально несколько лет назад между словами «инвалид» и «домашний арестант» можно было оставить знак равенства. Человек на коляске не мог покинуть дом, воспользоваться метро или троллейбусом, посетить магазин или театр. Сейчас ситуация улучшается, но происходит это крайне медленно. В декабре на заседании столичного правительства, где рассматривался вопрос повышения качества жизни инвалидов, Юрий Лужков был крайне недоволен тем, что многие из поручений мэрии не выполняются.
Пройдите по городу – и вы увидите массу доказательств того, что Москва по-прежнему не готова стать городом, удобным для инвалидов. Вот, например, многие организации поторопились самостоятельно соорудить на входе в свои здания пандусы, но лучше бы они не делали этого вовсе!
У одних слишком высокий угол наклона, другие не оборудованы перилами – пользоваться такими сооружениями в гололед просто опасно для жизни! На некоторых пешеходных переходах ЮЗАО сооружены пологие конструкции желтого цвета. По ним, бесспорно, удобно передвигаться колясочникам, а также слепым людям, для которых любой бордюр может привести к падению. Но не предусмотрели простую вещь – с наступлением холодов большая часть этих сооружений превратилась в ледяные горки! Люди вынуждены обходить их по сугробам – иначе рискуешь скатиться прямо под колеса машин. По данным Департамента социальной защиты, уже проработаны чертежи аналогичных конструкций.
– Для людей с ограниченными возможностями делают много, – говорит заместитель председателя московской городской организации Всероссийского общества инвалидов Надежда Лобанова. – Но проблемы остаются. Старые дома и квартиры переоборудуются медленно, новое жилье не всегда соответствует индивидуальным потребностям инвалида. Городским транспортом воспользоваться бывает сложно: иногда автобусу трудно подъехать непосредственно к остановке, водители попросту не замечают инвалидов и не открывают им двери. Для нас практически нет специально оборудованных общественных туалетов, а те, что есть, часто закрыты. Чтобы изменить ситуацию, государство должно искать решения проблем вместе с инвалидами, учитывая их мнение.
В рамках выставки «Год семьи – результаты, проблемы, перспективы» состоялся круглый стол «Город для всех», где начальник управления по интеграции лиц с ограничениями жизнедеятельности Департамента социальной защиты Москвы Ирина Калиниченко рассказала, что разработана стратегия повышения качества жизни инвалидов до 2020 года. Так, в ближайшие два года должны быть переоборудованы учреждения культуры, физкультуры и спорта, наземные пешеходные переходы. К 2015 году для инвалидов приспособят весь городской транспорт, а еще через 5 лет – все жилые дома и прилегающие к ним территории.