«Домашний арест» для инвалидов отменяется
2009 год объявлен в столице Годом равных возможностей. Планируется ряд специальных программ для облегчения жизни инвалидов. Что уже сделано? Что ждет столицу в будущем?
Крутой маршрут
Этот эпизод вошел в историю Сан-Франциско. А может, и всей Америки. Инвалиды города – кто в коляске, кто на костылях, а кто и постукивающий – двинулись к зданию муниципалитета. Штурмом взяли офис губернатора, окружили плотным кольцом его и сотрудников и повели в местную тюрьму. Правда, у ворот отпустили.
Эти люди хотели показать: в своих квартирах они заключены, как в тюрьмах. Говорят, после этой акции город стал более внимательным к этой категории граждан, приспосабливая под их нужды и городскую, и жилую среду.
Движение подхватили во всем мире. Те, кто были за рубежом, наверняка обратили внимание: на улицах полно колясочников! Уверяем вас, в Москве их не меньше. Но не на улицах. Просто им трудно передвигаться по городу, выбраться из дома – как когда-то и их калифорнийским соратникам.
Эх, дороги…
Обычный бордюрный камень или ступеньки в переходах – непреодолимое препятствие для всех тех, кто не может двигаться самостоятельно. Трудно среди толпы и человеку с палочкой. Во многих европейских городах для слепых на тротуарах отведена узкая дорожка, куда никто, кроме них, не смеет зайти. И передвигаются они по ней без палочки – поскольку дорожка ребристая, и они подошвами определяют путь. Подошли к переходу: как узнать, можно ли ступить на «зебру»? Звуковой сигнал, напоминающий барабанную дробь, оповещает: путь свободен.
Общественный транспорт. Безусловно, низкопольные троллейбусы и автобусы, появившиеся на наших улицах недавно, удобны, но для кого? Для пожилых людей, которым трудно подниматься в салон, – да. Но в помощь ли они инвалидам? Колясочник не поднимется по ступенькам.
А между тем уже давно есть решение: водитель должен опускать нижнюю ступеньку лестницы на тротуар и поднимать пассажира-колясочника в автобус.
Лишь менее трети городских официальных учреждений приспособлены для людей, которым трудно двигаться самостоятельно. А ведь у них те же проблемы: и в районную управу зайти, и новый фильм в кинотеатре хочется посмотреть. Но как попасть в здание, если нет съезда? О здоровых подумали – в новых супермаркетах и торговых центрах появились лифты, которые доставят покупателя на любой этаж. Но почему нет лифтов, куда могла бы свободно въехать коляска инвалида? За рубежом такие лифты обязательны даже в 2-этажных торговых учреждениях. Справедливости ради заметим, что подобными подъемниками уже оборудованы некоторые новые станции метро. Что мешает оснастить ими и торговые точки?
– Затраты на все преобразования, с тем чтобы сделать город удобным для инвалидов, значительны, –говорит мэр города Юрий Лужков. – Но они по силам бюджету. Во всяком случае, из выделенных средств на проведение Года равных возможностей не урежем ни копейки.
Преодолимы и технические проблемы. Достаточно ли это? Первые нормативные акты, касающиеся жизни инвалидов в городе, появились у нас чуть ли не десять лет назад, но сделано за это время ничтожно мало…
В сентябре прошлого года Россия подписала международную Конвенцию о правах инвалидов. На мой взгляд, главное в ней – нравственный аспект. Надо изменить психологию горожан, сделать наше сознание более гуманным, милосердным. Принять людей с физическими недостатками – не только со всеми их проблемами, но и всеми их возможностями! – в свой круг жизни. Только так мы можем войти в ряд цивилизованных городов мира.