23:30:44
11 апреля 2021 г.

Елена Стукалина: «На полшага отступить от реальности»

В гостях у звездыБезудержная фантазия, воплощенная в изысканных, но весьма лаконичных графических рисунках Елены Стукалиной, впервые поразила меня этой весной на выставке «Мифология пространства», что проходила в галерее Вхутемас. Сегодня вновь любуюсь произведениями талантливой московской художницы на ее персональной выставке «Библиотека снов». Радуюсь встрече с уже знакомыми работами, восхищаюсь новыми. И не перестаю удивляться.

Без анатомии – тут делать нечего

– Лена, а в семье были художники?

– Да, родители хорошо рисовали, но это не стало их профессией: мама занялась конструированием и шитьем одежды, отец был инженером. Он-то и углядел во мне некоторые способности и лет в одиннадцать отдал в изостудию.

После восьмого класса поступила в художественное училище на отделение промышленной графики, училась искусству живописи, плаката, иллюстрации, изготовлению этикеток и упаковок. Нравилось заниматься всем! Рисунок нам преподавал замечательный педагог Юрий Георгиевич Седов, который был не только талантливым художником, но и очень интересным человеком. В юности прошел всю войну, а потом поступил сразу в два института: медицинский и художественный.

– Не мог решить, куда больше влечет?

– Нет, это он решил сразу и бесповоротно. Но, как и Микеланджело, считал: для того, чтобы правильно изображать человека в движении, необходимо отлично знать его анатомическое строение. А где его познаешь, как не в препараторской? А кто тебя туда пустит, если ты не студент медицинского вуза? Он всегда повторял мне: «Ленка, займись графикой». И это отчасти определило мой выбор.

Эротические чайники

– И кажется, не проглядел… Начали с графических работ?

– Можно сказать, да. Но это совпало с периодом перестройки, когда среди многочисленных бумов произошел и бум керамический. Мы, выпускники художественных училищ, сотрудничали с керамическими мастерскими, которых в то время появилось довольно много. Мне довелось расписывать чайники, использовала сюжеты из Пуссена, Ватто, английского художника Обри Бердслея.

– Не гнушались и эротики? Ведь ею пронизано все творчество этого большого мастера…

– Не гнушалась. Но не копировала.

– И как же раскупались такие эротические чайники в стране, где не было секса?

– Реализацией занимались наши хозяева, но, судя по тому, что заказов было много, расходились чайники хорошо. Потом, когда в страну впустили компьютеры, занялась рекламой в полиграфии.

– Сейчас вы работаете в ЦНФ – Центре национального фильма, бывшем «Центрнаучфильме», хорошо известном старшему и среднему поколению своими короткометражками. Скажите, что-то изменилось со сменой названия?

– Расширилась тематика. Новое имя открывает широчайшее поле деятельности. Сейчас готовятся несколько анимационных проектов, и я участвую в создании полнометражного мультфильма «Звездные собаки Белка и Стрелка».

– Да, видела рекламу по телевидению.

А скоро ли фильм выйдет?

– Будет готов только в следующем году. Уверена, это будет событие!

Дома – в кабинет!

– Чем еще занимаетесь?

– На киностудии я только три дня в неделю. По заказу одной предпринимательницы работаю над очень интересным проектом, который называется «Портреты домов». Заказчица пожелала иметь рисунки всех домов, которые у нее есть в Москве и Подмосковье, чтобы украсить ими рабочий кабинет.

– Да, неплохо, наверное, всегда иметь перед глазами коллекцию собственной недвижимости и время от времени ее пополнять… Но я о другом. Вот у вас есть потрясающий рисунок «Зевс и Европа», чем-то перекликается с Бердслеем. Известно, что гений графики, как теперь называют Анатолия Зверева, всегда проводил точную, безошибочную линию. Просто по вдохновению. А недавно я разговаривала с книжными иллюстраторами, они рассказали, что частенько используют стекло с подсветкой, наносят несколько линий и выбирают из них одну – самую верную. Как работаете вы?

– Бердслей тоже использовал принцип мультипликации. Он калькировал рисунки, выбирая потом самый выразительный. Я тоже сначала делаю небольшой карандашный набросок, а потом, глядя на него, провожу линию, но лишь раз.

– Очень любопытны ваши коллажи с текстами. Как пришли к такому решению. И что первично: от стихов рождается вдохновение или же подбираете их к уже готовому рисунку?

– Бывает по-разному. Это триптих из серии «Города-времена». Две работы у меня уже были, но когда прочитала тексты, поняла – они же так подходят к рисункам! А вот средний рисунок, на котором изображен идущий по улице человек в плаще, а за ним тащатся дома, дорога, был навеян белыми стихами моей знакомой Екатерины Крисановой. Правда, она просит называть их текстами.

– Вы помните свою первую выставку?

– Она была организована студией скульптуры, где мы в то время совершенствовали «обнаженку», называлась «Обнаженное Древо» и проходила в выставочном зале Российского фонда культуры.

Кроме идиотского…

– На пресс-конференции в день открытия выставки искусствоведами было сказано немало добрых слов о вашем творчестве. В частности, что оно укладывается в любой формат (вот модное словечко!) – кроме гламурного, попсового и идиотского. Достал же их этот последний!

– Не стараюсь укладываться в какой-либо формат, просто рисую. Предпочитаю на полшага отступить от реальности, немного обозначив непроявленное. Это же очень интересно наблюдать, как просвечивается иллюзорный мир в так называемом реальном. Поэтому я даю работам свободу самовыражения, жду от них реакции и пожеланий, какими они хотели бы быть. И они всегда готовы вступить в диалог.

– Кроме графики на выставке представлены и ваши живописные работы…

– Нравится экспериментировать и менять технику. Живопись для меня – это дверь в параллельное пространство, это активная медитация. И в этом плане интересным явлением можно назвать детский рисунок. Дети – инопланетяне, приходящие из другого мира. В младшем возрасте они еще кое-что помнят о том, другом пространстве и изображают его легко и непринужденно. Большая сила заложена в детских рисунках, и мне интересно пытаться их расшифровать.

Еще люблю путешествовать. Это так полезно для воображения.

– В вашей квартире немало экзотических вещей, кажется, индийского происхождения. Были в этой стране?

– Несколько лет назад.

– Творческая командировка?

– Нет, друзья пригласили. И сами разработали маршрут. Благо теперь во многих странах издаются подробнейшие путеводители. Появилась возможность путешествовать, не прибегая к дорогим и не всегда надежным услугам экскурсионных бюро.

Индия – страна-загадка, страна высокой духовности, толстая непознанная книга. Побывав в храмах Кришны и Вишну, начинаешь верить, что эти боги реально существуют. Страна притягивает и не отпускает от себя, обязательно снова побываю там – но не торопясь, чтобы пропитаться ароматом ее экзотики.

– На выставке можно было посмотреть и ваши видовые фильмы – впечатления от путешествий…

– Люблю записывать на видео, немного монтажа – и впечатления превращаются в фильмы. Нравится таким образом продлевать красивые мгновения, превращать их в реальность, которую можно «проиграть» еще и еще.

Месяц помидорный

– Расскажите, что за дом, в котором вы живете? Постройка, кажется, начала семидесятых. Давно ли сюда перебрались и откуда?

– Родилась в Королеве, бывшем подмосковном Калининграде. Родители и сейчас там живут. А эту квартиру получила в обмен на однокомнатную, которая осталась от бабушки.

Под окном растут прекрасные каштаны, которые люблю рисовать, не хотелось бы с ними расставаться, ведь Беляево сейчас реконструируется. Но я никуда перебираться не собираюсь. Каштаны красивы в любое время года: зимой, покрытые снегом, весной, когда на них лопаются тугие почки, и потом – когда они в цвету. А уж осенью!..

– Творческие люди обычно весьма изобретательны на кухне. Поделитесь каким-нибудь рецептом?

– Люблю быстрые блюда.

– Те, которые можно быстро съесть или быстро приготовить?

– Второе. Мой день рождения приходится на август – самый помидорный месяц. Берете отварные макароны, лучше какие-нибудь фигурные, и готовите их с помидорами. Добавляете грецкие орехи, зелень, заправляете оливковым маслом, грибной подливкой или майонезом, кто как любит, – и салат готов.

Светлана Тихонравова

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация