В интерьере кризиса
Рынок недвижимости и рынок ипотеки неотделимы друг от друга. Плохо на одном – начинаются проблемы и на другом. Ситуация на этих рынках стала главной темой заседания Московского ипотечного клуба.
Кому давать деньги
Банки, лишившись дешевых западных средств, атакуют заемщиков, чтобы те погашали кредиты быстрее. Правительство выделяет финансовым учреждениям средства, чтобы они оставались на плаву. Но спасет ли это тех, кто взял кредит?
– Ответить на этот вопрос пока довольно сложно, – считает первый заместитель руководителя Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы Николай Федосеев. – Я недавно побывал на круглом столе, посвященном вопросам ипотеки, в Совете Федерации и лишний раз убедился, что проблема заемщиков довольно сложная. Во-первых, те, кто выступал из регионов, до сих пор не видели денег, которые якобы выделены на поддержку ипотеки. Во-вторых, считаю, что поддерживать в первую очередь надо тех, кто взял кредит. Почему выделяют деньги АИЖК, а не людям – вот это никак не понятно.
Часто можно слышать о том, что кредитов без первоначального взноса или с небольшим взносом выданы доли процента. Да, доля небольшая, но сколько семей может оказаться на улице? Вы же все видите, что творится на рынке труда. Грядут сокращения. И в первую очередь это коснется среднего класса. К примеру, если менеджер лишится работы, чем ему платить? Свою квартиру он уже продал… Опять ехать к маме и тесниться у нее? Правительству следует думать, как выйти из ситуации. Ведь банки в такой ситуации будут не очень церемониться с заемщиком, который не погашает кредит. Они же имеют хорошую юридическую поддержку, так что смогут «пробить» удобное для себя решение. А ведь во многих семьях дети. Они-то в чем виноваты?
Год назад депутат Павел Крошенинников всех уверял: парламентарии внесут поправки в закон, который бы позволил детей не выселять. Документ прошел первое чтение и повис. Похоже, навсегда. На том же круглом столе в Совете Федерации АИЖК предлагали внести внесудебное взыскание на квартиру, то есть выселять без суда. И это очень грустно…
Не суди и не судим будешь…
Долг по ипотечным кредитам растет. Что же делать с недобросовестными заемщиками?
– Сейчас всех пугают поправками, которые ужесточат ответственность заемщика вплоть до уголовной, – отметил вице-президент ассоциации региональных банков Владимир Гамза. – Во-первых, это больше касается потребительских кредитов. Кроме того, 10 тысяч рублей – это тот уровень, та сумма, которая является достаточной для привлечения к уголовной ответственности. Во-вторых, закон этот пока не внесен в Думу, а находится на согласовании в Минюсте. Если межведомственная комиссия поддержит его, поправки поступят в Госдуму РФ. Но как бы там ни было, все же любой кредит должен быть обеспечен залогом. Когда в США действовало это жесткое правило, все было нормально. Едва в середине 80-х дали послабление, так и начали «пожинать плоды».
Почему же американцы стали выдавать кредиты практически без обеспечения залога?
– Ответ на это вопрос, – сказал депутат Госдумы Валерий Зубов, – довольно прост. В мире стало много денег. И эти деньги чаще всего предприниматели из других стран размещали в американских ценных бумагах, а они в свою очередь раздавали их налево-направо. Вот так и получилось…
И хотел бы несколько слов сказать по поводу выселения. Давайте не выселять. Но, считаю, что на этом ипотека сразу остановится. Ничего хорошего не получится и из того, если мы будем поддерживать всех. Лет семь назад я высказал гипотезу, которая находит свое подтверждение сегодня. У нас повторяется японская модель. И если поддерживать, как у них, будут всех, результат ждет такой же – десять лет стагнации. Там государство не решилось на банкротство, оно вливало деньги в банки, выкупало акции предприятий.
Опять кого-то обманут?
По поводу ситуации на московском рынке недвижимости у участников клуба больших опасений нет. Многие считают, что он во время кризиса даже оздоровится и очистится. Вторичный – вполне возможно, а вот с рынком новостроек могут возникнуть проблемы. И опять может оказаться немало обманутых дольщиков. Почему? Да потому что большинство компаний в столице (в регионах картина лучше) не работают по закону № 214. Как отметил депутат Александр Коган, он не так давно отправил своих помощников к застройщикам заключать договоры. Они заключили 30 договоров. И не было ни одного, который бы соответствовал 214-му Федеральному закону. А значит, ответственность дольщика есть, а застройщика – почти нет. К чему это может привести? К тому, что при банкротстве компании дольщик оказывается на четвертом или пятом месте по выплатам. Сначала уплачивают налоги, выдают зарплату рабочим, кредиты банкам, а уж потом очередь доходит до людей. И что у них остается? Почти ничего.
Кроме того А. Коган отметил, что до сих пор в крупных городах процветают двойные продажи. К примеру, вексельные договоры нигде не регистрируются.
Как отметила вице-президент МАИН Ирина Радченко, пока не будут внесены поправки в Закон № 214-ФЗ и пока всех застройщиков не обяжут по нему работать, над людьми, заплатившими деньги, будет висеть дамоклов меч неполучения квартиры.
Председатель совета директоров холдинга «МИЭЛЬ» Григорий Куликов предложил внести в закон поправку, по которой физическое лицо до окончания строительства дома должно внести не более 20 процентов от стоимости будущей квартиры. Остальную сумму покупатель выплатит, когда дом будет построен. И не важно, сколько лет его станут строить – продавать квартиру застройщик обязан по той цене, по какой был заключен договор. А если с компанией что-то случается, человек хотя бы потеряет не столь много. Так происходит во всех странах, так надо защитить дольщика и у нас.