Подвал раздора
Ловкачи никогда не упустят случай воспользоваться житейской неопытностью или излишней доверчивостью ближнего. Случается и так, что правовая неопытность граждан приводит к утрате имущества, порой самого необходимого. Вот одна из таких историй.
Жили-были
Дом Анатолия Глущенко – сразу за МКАД. Здесь еще сохранились старые жилые малоэтажки. Одни в свое время заселялись военными, другие – работниками всякого рода «ящиков». Квартиры служебные. Кто теперь в них живет – поди разберись. Приватизировать их не разрешают, запрещено прописывать новых жильцов, внаем сдавать нельзя.
Анатолию тем не менее этот статус квартиры не мешал. Он даже был рад, что никто к нему не пристает с приглашением в собственники жилья – мало понятные ему жилищные кооперативы или разные там товарищества. Так проще – все ясно, как Божий день: ты живешь, оплачиваешь вовремя жилищно-коммунальные услуги, и никто к тебе не имеет особых претензий. А так как он с детства был приучен все делать своими руками, то, скажем, с электропроводкой и сантехникой справлялся сам, не вызывая жэковских электриков и сантехников.
Мастерская вместо свалки
Надо сказать, что прямо под полом квартиры Анатолия и частично под жилищем соседа, Вадима Кураева, находился подвал. С годами подвал завалили разным хламом и мусором, в результате сухое и вместительное пространство под домом превратилось в свалку.
Решил Анатолий расчистить никому не нужную подвальную площадь, чтобы использовать ее для собственных бытовых нужд. Договорился с Вадимом, и вдвоем они за пару месяцев с помощью ломов да лопат разгребли завалы, вывезли мусор на свалку и приступили к обустройству подвала. Сделали хорошо оборудованную мастерскую с верстаками и станочками, где можно было проводить любые механические и столярные работы. Потом соорудили домашнюю библиотеку со стеллажами во все стены, куда снесли томики и фолианты, ибо были книгочеями и имели солидный запас литературы. И наконец, оборудовали небольшую баньку-сауну со всеми прилагающимися причиндалами типа маленького бассейна. А еще удобную лестницу наверх смастерили с резными поручнями. Побегав по разным бюрократическим инстанциям, они получили разрешение на эксплуатацию и аренду помещения.
Теперь, выйдя на пенсию, Анатолий и Вадим днями пропадали внизу, занимаясь нужными мужицкими делами, – честно получив лицензию на индивидуальное малое предпринимательство, чинили людям бытовые приборы, мебель, обувь… А что? К пенсии прибавка неплохая выходила, да и не сидеть же на шее у детей с внуками.
Отдать свое дяде…
Но вот однажды пришел к ним некий чиновник и заявил, что решением какой-то комиссии аренда подвала под жилым домом аннулируется и он передается в распоряжение местного муниципального образования для определения дальнейшей судьбы. Потому что, мол, неправильно эксплуатируется, опасен для жилого строения. И потряс перед носом огорошенных Анатолия и Вадима какими-то бумагами с печатями и подписями.
А чуть позже они узнали, что сдали этот подвал под магазин. Что понятно: дом прямо у оживленной Кольцевой, покупатели тут рекой полноводной польются. Но главное – что пообещал местной власти будущий арендатор подвала, что все здание отремонтирует за свой счет. Еще обещал принимать участие в благотворительных программах муниципалитета.
Неожиданный маневр
Никакой компенсации за то, что подвал расчистили и отремонтировали, Анатолий и Вадим не получили. Мол, никто их о том не просил, расчистка и оборудование подвала – их личная инициатива.
Ну а раз так, наняли Анатолий с Вадимом шофера-приятеля с его грузовичком, поехали на заброшенную стройку, нагрузили полный кузов строительного хлама, привезли к подвалу и через слуховые окна его засыпали.
Нет нужды говорить, что двум соседушкам-горемыкам на орехи досталось. Куда только их не таскали, чем только не грозили, но потом отвязались. А что с них возьмешь? Договор аренды не нарушали, за душой у них в связи с остановкой мини-бизнеса ни гроша, а те, кто хотел воспользоваться трудами их рук, снова начинать хлопотную и многотрудную расчистку подвала пока как бы отказались. На этом все и остановилось.
Комментарий
Александра Бузина, юрист:
– Соседи Анатолий и Вадим проживали в служебных квартирах: согласно ст. 4 закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» от 4 июля 1991 г. № 1541-I, приватизация таких квартир запрещена. Собственником служебных квартир являются организации или предприятия, которые и имеют право их предоставлять.
Разумеется, никаких прав на подвал у жильцов служебных квартир нет. Судя по всему, договор Анатолий и Вадим заключили с организацией, которая является собственником служебного жилья и общих помещений в доме (в том числе и подвала).
Соседей-арендаторов обманули: заключенный договор аренды решением комиссии аннулировать нельзя. Ст. 619 Гражданского кодекса предусматривает правила досрочного расторжения договора по требованию арендодателя. Договор аренды может быть досрочно расторгнут только судом и только в случаях, установленных законом.
Досрочное расторжение договора в судебном порядке возможно, если: арендатор пользуется имуществом с существенным нарушением условий договора либо с неоднократными нарушениями; существенно ухудшает имущество; более двух раз подряд по истечении установленного договором срока не вносит арендную плату; не производит капитального ремонта в оговоренные сроки (в тех случаях, когда по закону или договору должен осуществлять ремонт).
Договором аренды могут быть установлены и другие основания досрочного расторжения договора по требованию арендодателя, эти основания могут касаться только существенных нарушений договора.
Кроме этого, арендодатель вправе требовать досрочного расторжения договора только после направления арендатору письменного предупреждения о необходимости исполнения им обязательства в разумный срок. Очевидно, что соседи не получали такого извещения, да и договор был расторгнут самовольно организацией, а не судом, как того требует закон.
Соседи-арендаторы могли бы обратиться в суд и отстоять свои права на аренду подвала. Но делать этого не стали: судебное разбирательство могло затянуться, да и предсказать его исход для соседей – без денег на адвоката и нужных связей – весьма непросто.