05:06:49
25 ноября 2024 г.

Желтое на сером

Путеводитель по МосквеС одной стороны, Гнездниковские переулки столь известны, что и говорить о них неудобно, с другой – часто единственным определением для них бывает «это где-то рядом с Тверской». Проясним же этот вопрос для не ведающих и повторим для знающих.

Под юбкой

Встанем лицом к Красной площади и спиной к площади Пушкинской, у углового здания, известного прежде всего бессменным магазином «Армения», нынче закрытом на ремонт. (Правда, когда-то он именовался «домом под юбкой» из-за украшавшей его фигуры балерины). Несколько шагов вперед – и мы у арки, ведущей в Большой Гнездниковский переулок. Сумерки. Почти смыкающиеся над головой ущельем серые дома. Вперед.

Первой достопримечательностью, говорят, является здесь вовсе не известный дом Нирнзее, а голый серый двор направо, на месте которого еще во времена Дмитрия Донского был погост. Но тайны его давно скрыты под толщей асфальта, так что придется все-таки обратить свое внимание на первый московский тучерез, обозначенный номером 10. Десятиэтажный доходный дом, выстроенный Эрнстом Нирнзее в 1914 году, называли также «домом холостяков» из-за крошечных, большей частью однокомнатных квартир. Прихожая, санузел, и все. Личные кухни должна была заменить столовая, располагавшаяся на крыше, там же – маленький скверик для прогулок, в подвале – домашний театр. В общем, такой прообраз конструктивистского дома-коммуны. Но знаменит он стал другим – тем, что оказался самым высоким домом в Москве (до него первенство принадлежало 8-этажному дому с эркерами на Красных Воротах).

Футуристы, актеры, юнкера

Дом менял владельцев как перчатки. От Нирнзее в 1915 году перешел к мошеннику-банкиру Дмитрию Рубинштейну. В 1917-м тучерез оказался в самом центре октябрьских боев. «Достаточно было установить на его крыше пулеметы, чтобы поливать оттуда весь двор и все здания, лежащие внизу», – вспоминал комиссар московского градоначальства Вознесенский. Но дом был захвачен, юнкера сдались, а небоскреб нарекли Четвертым домом Моссовета и заселили туда новую московскую элиту. Тогда-то он и превратился в настоящий дом-коммуну – с собственным правлением, яслями, детским садом. Судьба «Нирнзее» не отличалась от судьбы страны. В 30-е годы на 7-м этаже поселился «кровавый прокурор» Вышинский, треть жильцов была репрессирована, а остальные пребывали в страхе и ожидании. Во время Великой Отечественной здесь снова стреляли – тут располагался штаб 5-й артиллерийской дивизии.

Тем не менее большую часть жизни дома сопровождал праздник. Жизнь на крыше уникального здания била ключом. В 1916 году там открылось кафе, затем – дорогой ресторан. Зимой заливался каток, а в остальное время катались на ставших тогда модными роликах. Открылась смотровая площадка. В подвальчике, где располагалось кабаре «Летучая мышь» и играли капустники актеры МХТа, не смолкали музыка и смех. Здесь жил Давид Бурлюк, у которого частенько гостил Маяковский, Корней Чуковский, великий Таиров с женой и примой его театра Алисой Коонен.

Водосточные трубы Голливуда

В районе Страстной площади в начале века возник «русский Голливуд» (всевозможные киноучреждения, фирмы, кинотеатры), дом Нирнзее тоже попал на эту орбиту: здесь поселились работники кино, было создано «Товарищество Венгеров и Гардин» (позже «Киночайка»), а на крыше его владельцами оборудован уникальный съемочный павильон. Там успели снять две комедии по сценариям Аркадия Аверченко и нашумевшую картину «Дочь улицы», многие сцены которой происходили на крыше небоскреба. Волнующая история приключилась на съемках десятисерийного боевика: в одном из эпизодов герой должен был спускаться по водосточной трубе с крыши. Согласился попробовать себя в этой героической роли молодой актер Амо Бек, и зря – труба сорвалась с укреплений. Бек спасся чудом. Каково же было отчаяние участников, когда выяснилось, что камера оператора была неисправна! Здесь же была открыта школа, где предполагалось обучать всем звеньям кинопроцесса: актерскому мастерству, искусству грима, операторской работе и режиссуре. А потом случилась революция – «кино умерло, да здравствует кино!» В 1924 году в доме Нирнзее поселилась Ассоциация революционной кинематографии, возглавляемая Сергеем Эйзенштейном и Львом Кулешовым. Ну и последние эпизоды из киножизни дома. Именно на его крыше снимались сцены любимого всеми «Служебного романа», а также «Сказок старого Арбата» Саввы Кулиша и шахназаровского «Курьера». Сейчас проход на крышу закрыт. В подвале вместо «Летучей мыши» уже давным-давно живет Учебный театр ГИТИСа, у входа в который сейчас толпится народ.

Про любовь

Серое здание ничем не выделяется среди прочих. Зачем мы здесь так надолго застряли? Ах да, еще надо сказать про любовь. Случилось это в тот день, когда она несла в руках «отвратительные, тревожные желтые цветы… повернула с Тверской в переулок и тут обернулась. Ну, Тверскую вы знаете? По Тверской шли тысячи людей, но я вам ручаюсь, что увидела она меня одного… Повинуясь этому желтому знаку, я тоже свернул в переулок и пошел по ее следам. Мы шли по кривому, скучному переулку безмолвно, я по одной стороне, а она по другой». И тут события приобрели криминальный уклон: «Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих!» Ну а проще говоря, именно здесь, в Большом Гнездниковском, в доме Нирнзее, Булгаков познакомился со своей Маргаритой – Еленой Сергеевной. А теперь оставим наконец это место.

Нелегкий путь к культуре

За тучерезом начинается до слез, до кирпичей обшарпанный двухэтажный дом № 8. Но жизнь там еще теплится: в одном из запыленных окон горит свет. В торце бедняги, плавно перетекающем в черный, ощерившийся кольями забор, красное граффити и одинокий ретро-фонарь. Над забором стеклянная галерея, тянущаяся к глухой, отделанной мрамором стене, рожденной совсем другой эпохой. Если заглянуть за угол, то сразу обнаружится, что это Министерство культуры РФ. Культуры в Гнездниковском вообще много – редакции журналов «Афиша» и «Большой город», всевозможные кино- и театральные учреждения… Только подход к ней очень затруднен. За длинным желтым зданием, вписывающимся в изгиб дороги, на месте которого когда-то были владения фаворита Екатерины («все поэты должны воспевать красоту Римского-Корсакова», – писала влюбленная императрица), а теперь тылы одного из пафоснейших заведений столицы – ресторана «Пушкин», шумит стройка. Панорама стройки разворачивается и налево – величественным административно-жилым комплексом сложной конфигурации с не менее величавыми пирамидами ломаного асфальта у фасада.

Дом, находившийся на этом месте (№ 5/3), оставался последним от усадьбы московского обер-полицмейстера. В главном же доме (на его месте сейчас стоит МХАТ) размещалось сыскное отделение, возглавляемое легендарным Аркадием Кошко. Им впервые был опробован метод дактилоскопии. Правда, чтобы доказать виновность пойманного с ее помощью преступника, пришлось собирать дополнительные улики – отпечатки пальцев таковыми не считались. В 1917 году охранное и сыскное отделения были разгромлены. Строительство театра на этом месте было задумано еще в 1930 году (под это дело были снесены дворовая часть усадьбы и пристройка, а заодно уж и церковь Николы в Гнездниках), но появился МХАТ только в 70-х.

Вид с перекрестка

Последовав изгибу переулка, оказываемся на перекрестке Большого и Малого Гнездниковских, после чего они расходятся каждый своей дорогой – Большой идет к Леонтьевскому переулку, Малый (начавшись от Тверской) устремляется прямо, в Шведский тупик, который и не тупик вовсе. Туда гуськом, как будто «вереницей идут за синей птицей», тянутся машины. Там самые тылы МХАТа. На перекрестке серой громадой с гранитными колоннами высится центр «Самсунг«. Здание всего лишь 1997 года постройки, но о нем велось немало споров. Творение архитектора Андрея Бокова – рекордсмен по части премий. Возможно, коллеги оценили его так высоко, устав от псевдорусского стиля с его зубчиками и башенками. А здесь дорогая отделка, много света, новейшие инженерные решения. Дом состоит из двух совершенно разных частей: традиционного низа, доходящего ровно до уровня крыши старого дома напротив, и лихой, «буйной» надстройки (так и хочется аккуратно снять ее и перенести куда-нибудь в новый район). Возможно, с точки зрения чистого искусства, он интересен, но обывателя – в данном случае меня – безжалостно подавляет. А потому повернемся к нему спиной и пойдем вперед (назад) к Тверской теперь уже по Малому Гнездниковскому переулку.

Темней, еще темней

Мимо голубого особняка за чугунной решеткой (№ 7) трудно пройти не заметив. Когда-то он назывался Домом Орловых (те, что возвели на престол Екатерину II), а затем судьба его накрепко связала с кинематографом. Тогда-то на фоне старой лепнины фасада появилась фигура рабочего с молотом и катушкой кинопленки в руках.

Дальше тянутся дома сплошь № 9. Сияет огнями «Тайская кухня», горит сладкий, коричнево-бежевый «Мед Востока». А вот тоже № 9, но неожиданно будуарных цветов. Розовый, в белых кружевах лепнины, наряден, как Наташа Ростова на первом балу. В арке виднеется нечто, похожее на будку заводской проходной. Ошибочка вышла – это вход в ресторан «Дикое море». А в самой арке тьма, и дом с расщепленными рамами смотрит запыленными потрескавшимися стеклами. Лестница пожарная висит «на одном крыле». В арке – арка. А там еще темней. И мусорные контейнеры сгрудились у входа. И тени мелькают. И слышна тихая речь… Прочь. К огням!

Ну вот, совсем другое дело. Самое время оттаять в книжном магазинчике «Фаланстер», спрятанном тоже в арке, но по четной стороне. Или зайти в маленькие «Подарки» и побродить среди безумных расписных котов на золоченых ногах, странной лягушки, оседлавшей черепаху, и ретроавтомобиля, торжественно везущего стаканы. И погрузиться в разноцветье самодельных тапочек и гигантских войлочных роз, таких же ярких, как «тревожные желтые цветы», за которыми мы по следам Мастера пришли в эти серые каменные переулки.

Мария Кронгауз

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация