Галина Данелия: «Главное – понимать и чувствовать»
«Искусство должно быть талантливым и идти в ногу со временем»… – утверждает актриса, режиссер, галерист, прирожденная бизнесвумен и, бесспорно, красивая женщина Галина Данелия, жена кинорежиссера Георгия Данелия. Говорить с ней можно часами… Галина, как никто другой, знает, что такое искусство жить.
Энергетика красок
– Сегодня многие связывают ваше имя с созданной вами художественной галереей. Но ведь в начале вашей карьеры был кинематограф. Не хотели бы вернуться в кино?
Знаете, галерея существует с 1989 г., ей отдано очень много сил, радуюсь тому, что теперь она пользуется в Москве авторитетом и известностью. Что касается кино, то оно не уходит из моей жизни. Cоздан Фонд Георгия Данелия, в деятельности которого я принимаю посильное участие, прежде всего как продюсер. Фонд занимается сохранением традиций и развитием нового кино.
– А как появился интерес к галерейному бизнесу?
– Интерес к живописи был всегда, и потому еще, что мой сын Кирилл Данелия – художник. Должна заметить, что в театральном училище и во ВГИКе тоже преподавали изобразительное искусство. Хотя, думаю, специальное образование в этом бизнесе далеко не главное… Главное – понимать и чувствовать… Это как уметь хорошо одеваться. Дано далеко не каждому.
Галерейный бизнес стал модным во многом благодаря изменениям в экономическом положении нашей страны. Сначала картины подбирали по цвету мебели, затем постепенно в обществе стал развиваться вкус, и возникла потребность в создании галерей, в появлении специалистов-искусствоведов, дизайнеров.
– Ваша галерея стала первой, кто представил шестидесятников, нонконформистов. Почему было выбрано именно это направление?
– Когда начиналась работа с шестидесятниками, это были «помоечные» художники, никому еще не нужные… Это потом пришла огромная популярность во всем мире. А тогда подобное искусство было абсолютно невостребовано. Случилось так, что из страны выслали многих художников, которые за рубежом прославились. Оскар Рабин, Дмитрий Пловинский, Владимир Немухин… Хотелось, чтобы эти имена знали и на Родине… А потом, мне всегда был близок авангард, ведь шестидесятники – это второй авангард так же, как и Кирилл Данелия, Диана Воуба – третий авангард, молодые художники, творчество которых представлено в нашей галерее. Это совершенно отдельное искусство, молодые художники работают в очень сильной и мощной манере. Полотнам присуща энергетика, которую невозможно не чувствовать…
Королеве понравилось
– Можете ли согласиться с мнением, что современное искусство сегодня более востребовано, нежели классическое?
– Не согласна. Востребовано и то, и другое. Думаю, что молодые люди должны покупать молодое искусство. Классику приобретают, как правило, если хотят инвестировать большие деньги. Также полагаю, что и антикварную мебель молодым покупать не стоит, а нужно жить в современном дизайне, чтобы почувствовать молодую жизнь. Между прочим, современная живопись очень хорошо вписывается в антикварный интерьер – сейчас вообще в моде микс антикварного и современного…
– Работа в галерее наверняка отнимает много времени. Как к этому относятся в семье?
– А кто же ее об этом спрашивал?.. (улыбается) В семье все творческие личности, каждый занимается тем, что ему нравится, и никто не старается навязать другому свою точку зрения. Главное, чтобы дело доставляло тебе удовольствие. А если при этом еще удается помочь кому-либо добиться успеха, то что может быть лучше.
– А российское искусство сегодня востребовано на Западе?
– Очень востребовано. Лондон, Париж, Америка – самые известные по всему миру аукционы продают русскую живопись, но именно русскую – современную гораздо реже. Правда, вот уже несколько лет «Сотбис» проводит выставку европейского современного искусства, где представлены российские живописцы. В том числе и Кирилл Данелия, очень востребованный сегодня художник, чьи картины экспонируют в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, Калифорнии, Лондоне, Швейцарии.
– Если не ошибаюсь, «Троицу» Кирилла приобрела английская королева… Как это случилось?
– У Кирилла был контракт с англичанином, который устроил его первую выставку в Лондоне. Там это и произошло… На Западе вообще очень модно заключать контракты – там это возможно. Галерея обеспечивает художнику приемлемый уровень жизни. В России такое пока не реально – неизвестно, как будет продаваться тот или иной художник, а значит, нет возможности гарантировать достойный уровень жизни. Однако покупательская способность россиян в изобразительном искусстве очень велика – есть деньги, и есть желание вложить их в самое-самое…
– Скажите, а продавать произведения собственного сына сложнее или легче, нежели другого художника?
– К успешным продажам ведет талант художника. На Западе же не объяснишь, что это твой сын – это не интересует, главное, сами работы… Просто Кирилл не похож ни на кого другого – у него своя особая энергетика, которая передается посредством «живых» предметов. Мало кто умеет работать в этой стилистике и умеет складывать так плоскости в «объекты». Именно поэтому его работы представлены во многих музеях России: в Ярославле, Иванове, Музее современного искусства в Москве, в Третьяковской галерее и многих частных коллекциях… У Путина тоже есть…
Возвращение к истоку
– Успешно реализовав себя во многих ипостасях, не собираетесь ли заняться чем-то абсолютно новым?
– Если честно, надоело… Вот сейчас все чаще думаю, зачем так раскидывалась. Можно было выбрать что-то одно и этим заниматься, так хорошо, как умею… Кино снимала, и наивысшей оценкой для меня было мнение Данелия, если ему нравилось, – значит, это действительно хорошо… Создавала студию «Гала-рекордс»… – она и по сей день лучшая в России… Занимаюсь галереей – у меня лучшая галерея… Вот сейчас делаем фонд кино, который тоже должен стать лучшим – самым честным, самым правильным, и нести добро… Чтобы кино не создавали случайные люди…
Не думаю, что займусь чем-то принципиально новым, скорее, буду продолжать уже начатое ранее – хочется вернуться к режиссуре и продолжать свою работу в искусстве. Совсем недавно вдруг поняла, что хочу снова снимать – хватит заниматься продвижением чужого искусства, хочется заняться своим… Но пока еще не нашла свой сценарий, ведь работа в кино начинается именно с этого… Сначала читаешь сценарий, потом работаешь с каналами, актерами, сценаристом, снимаешь, смотришь материал, выпускаешь фильм, и, наконец, его продаешь. Это очень трудоемкий процесс, и чтобы он стал полноценным и качественным, рядом с тобой должны быть профессионалы.