Надежная опора – небо
Профессия журналиста обязывает быть готовым к неожиданностям. Вдруг оказывается так, что вы летите по небу на воздушном шаре, хотя несколько минут назад вовсе не собирались этого делать.
Шарик на горячее
– Полетать не желаете? По дороге на вопросы отвечу как раз, – предлагает Игорь Наймилов, промышленный альпинист, любящий «сложную и творческую работу», воздухоплаватель и просто хороший человек.
И вот из «газели» извлекаются, а затем монтируются: оболочка – в просторечии «воздушный шар» – между прочим, весом в 120 килограммов, корзина на четверых, вентилятор, большая газовая горелка, баллоны с топливом и прочие детали. Оболочку сначала наполняют холодным воздухом с помощью вентилятора, а потом греют газовой горелкой. Держать тросы, чтобы шар раньше времени не поднялся, довольно жарко – горящий в полуметре от тебя газ это все-таки не шутки. Наконец, оболочка над головой, экипаж в корзине, горелка активно греет воздух. Полетели! Теперь, собственно, можно было и поговорить с Игорем о промышленном альпинизме.
Восхождение
Приход Игоря «на высоту» объяснялся просто: приятель предложил заняться промышленным альпинизмом, который давал возможность совместить приятное с полезным: и адреналин в кровь впрыснуть, и денег заработать. К тому времени Игорь уже умел «ходить на веревке» (осуществлять подъем и спуск при помощи специальных зажимов). Вот с этим и полез на свою первую высоту.
– Поначалу испытывал сковывающий страх и эйфорию одновременно, – рассказывает он. – Выходишь на парапет, внизу 17 этажей, и ты на тоненькой веревочке болтаешься. На самом деле она, конечно, толстая и надежная, выдерживает на разрыв около 2 тонн, но сомнения все-таки одолевают. В общем, вниз лучше не смотреть.
Тем временем мы уже пролетели половину пути, начали снижаться, махали дачникам, прошуршали по кукурузному полю (Лазуткину – другу, тезке и коллеге, – исполнявшему в полете обязанности инструктора, вздумалось на лету собрать урожай кукурузы), стукнулись разок – корзина отпрыгнула от земли, как мячик, – и полетели дальше.
– Помню, как-то раз парень сел на таком вот поле на мотодельтаплане на вынужденную посадку, – комментирует Лазуткин, одновременно пытаясь сорвать очередной початок. – Мы на «газели» за ним подъезжаем, смотрим, а он сидит на месте и не шевелится. Что за дела? Подъехали ближе, тут два сторожа из кустов вылезают с автоматами и давай ругаться, что он кукурузу воровать прилетел. На дельтаплане, ага. Такой воздушный кукурузник.
Архитекторы сказали: «У-у-у!»
У промышленного альпиниста обязанности бывают самые разнообразные: подъем мебели, малярные работы, чистка или ремонт дымовых труб, «мытье» небоскребов, спил веток и многое-многое другое. Как-то Игорю поступил заказ на развешивание огромного баннера на авиасалоне МАКС. Поверхность этого чуда рекламы была более 1200 квадратных метров – 94 в длину и 14 в высоту. Для того, чтобы затащить этого монстра наверх, понадобилось более 10 человек.
Так что не всякий заказ можно выполнить в одиночку – достаточно часто требуются помощники. Конечно, можно просто позвать товарища, когда такая необходимость возникает, но к серьезным, а тем более государственным заказам «кустарей-одиночек» не допускают. И, освоившись в профессии, Игорь создал свою небольшую фирму.
– У нас в штате всего 5 человек. Все, как и положено промальпинистам, универсалы, с большим стажем высотных работ. Но есть у нас свои предпочтения, то, чем занимаемся с особым удовольствием, – это высотное рисование или, другими словами, художественное оформление фасадов. А началось это так.
В 2004 году к Игорю обратился архитектор города Раменское с предложением к архитектурному семинару «раскрасить три дома, а именно: нанести на дома рисунок в виде радужных кругов, чтобы получилась единая композиция. Для такой работы альпинисты разработали особую технологию и воплотили идею архитекторов в жизнь. Правда, вызвавший всеобщее одобрение проект долго пылился на полке, и вот, наконец, «выстрелил»: в прошлом и позапрошлом году идея художественного оформления фасадов получила продолжение в Раменском, и не только. Альпинисты раскрасили более 20 домов – в Протвино, Егорьевске, Ростове, Таганроге… Один дом даже снимался в фильме «Парни с Марса».
Человек с полетом
Все это хорошо, скажете вы, но какая же связь промышленного альпинизма с полетами на воздушном шаре? Это все город авиаторов Жуковский виноват. Поскольку наш герой живет именно там, его, естественно, потянуло одолевать все большие высоты, а проще говоря – летать. Сначала – на парапланах. Потом окончил специальные курсы воздухоплавателей и теперь собирается в перечень услуг своей фирмы включить полеты на воздушных шарах. Ведь не так много мест в Подмосковье (а в Москве полеты вообще запрещены), где можно позволить себе это удовольствие.
Но, надо сказать, что как человека «с полетом» мечты заносят Игоря еще дальше, и он уже занялся их воплощением. Может быть, из-за внешней похожести на «команданте», пламенного революционера Че Гевару, сердце его принадлежит «Острову Свободы» – Кубе. Первые переговоры уже проведены и, если не возникнет никаких осложнений, 1 января 2009 года, в день кубинской революции, флотилия воздушных шаров, возглавляемая Игорем Наймиловым, пролетит прямо над Гаваной. А в дальнейшем, надеется Игорь, такие полеты на Кубе станут регулярными.
Владелец воздуха
Приходит время посадки. Садимся со второй попытки на небольшое поле недалеко от дороги. Главное – после приземления сразу не вылезать из корзины – при резкой потере веса шар с оставшимися пассажирами может снова взлететь. Игорь стравливает остатки горячего воздуха из оболочки. Теперь можно вылезать. Лазуткин хватает карту и уходит встречать машину. И пока мы потихоньку разбираем летательный агрегат, Игорь готовит меня к последнему штриху сегодняшнего приключения, начав издалека.
– Первые полеты на воздушном шаре проходили во Франции, в 1783 году. Изобретателями были братья Монгольфье, и воздушные тепловые шары получили название «монгольфьеры». Шар грели 3-4 дня, добавляя овечью шерсть. Думали, что это она дает подъемную силу. Летали сами изобретатели – люди образованные и знатные. Но однажды во время проведения полета, который был достаточно сложным, в команде воздухоплавателей оказался некий простолюдин. Полеты считались героическим поступком, как сейчас полеты в космос. Король, чтобы не шокировать общество «белой вороной», уравнял его в правах с прочими: одарил дворянским титулом и землей – в том месте, где они приземлились.
И теперь, – продолжает Игорь, сворачивая оболочку, – традиция эта соблюдается и в России: каждый впервые полетевший посвящается в воздухоплаватели, получает графский титул и землю…
– Да? – оживляюсь я.
– …Но с одной оговоркой, – уточняет Игорь. – Владения начинаются в метре от земли. Летишь – твое, приземлился – извини, уже нет. Поскольку воздушные шары летают на теплом воздухе, и без огня тут не обойтись, посвящение тоже происходит с помощью огня. Нет, жечь вас не будут, – делает он успокаивающий жест. – Но прядь волос поджечь придется. А потом залить их шампанским, что мы сегодня с вами и произведем. Нет, это не шутка, это ритуал. Когда у человека сгорает прядь волос, и пепел улетает в небо, его начинает туда тянуть. И он непременно возвращается. Частичка вас в небо улетела, и все – вы, ребята, попали.
Кажется, я действительно попал.