23:30:44
11 апреля 2021 г.

Прогулка вверх

Путеводитель по МосквеУ каждого свой центр, точка отсчета, – в зависимости от особенностей биографии. Для меня, например, Пушкинская площадь центральнее Красной – там роднее. Потому и решила начать путешествие по Большой Дмитровке от Охотного ряда, двигаясь в сторону любимых мест. Все вверх, вверх и вверх.

Фэйс-контроль в Благородном собрании

Выйдя из высоких дверей метро на Дмитровку, сразу чувствуешь – это Москва. Стремительные людские потоки, толпа автомобилей, гудки, колонны, витрины… Вспоминается байка об украинце из глубинки: «Дивись, чого вони всi бiжуть, нiхто не працює?» (все бегут, никто не работает – авт.). Действительно, с непривычки зрелище жутковатое. А вот москвичу – в самый раз. Ну что ж, окунемся в эту быстротекущую реку, не забывая поглядывать по сторонам.

Начинается Большая Дмитровка весьма помпезно: Колонным залом Дома союзов – бывшим особняком князя Василия Долгорукого-Крымского, затем выкупленным Благородным дворянским собранием. Именно тогда, после 1784 года, в перестроенном Матвеем Казаковым здании появился знаменитый Колонный зал. Пушкин описывал это место так: «В зале Благородного собрания два раза в неделю было до пяти тысяч народу. Тут молодые люди знакомились между собою; улаживались свадьбы. Москва славилась невестами, как Вязьма пряниками». Но попасть на эту ярмарку невест было непросто: фэйс-контроль был покруче, чем в нынешнем клубе «Дягилевъ». В 1820 году, после публикации «Руслана и Людмилы», критик писал, что простонародность поэмы так немыслимо дерзка, как если бы в Благородном собрании появился «гость с бородою, в армяке, в лаптях и закричал бы зычным голосом: «Здорово, ребята!».

Мировые знаменитости продолжали выступать на сцене Колонного зала и в советское время.

Соревнование закончено, забудьте

В то время как на четной стороне в уютной тесноте успевают поместиться вывески магазинов обуви, сумок, чая, кофе, табака, бара и ресторана, на левой – светло-зеленое здание Дома союзов, все в колоннах и фонарях, тянется аж до самого Георгиевского переулка, прямо на повороте в который нас встречает будка охраны. Имя переулку дал Георгиевский монастырь, сгоревший в 1812 году. Большей из его церквей довелось достоять до 1935 года, когда на ее месте построили школу. Зато, как ни странно, удалось уцелеть палатам бояр Троекуровых (дом № 4, строение 2), редчайшему для столицы памятнику 1691 года постройки. Когда-то рядом стояли палаты Голицыных, роскошью напоминавшие дворец. Нелегко же пришлось Троекурову, возжелавшему «переплюнуть» князя Василия. По словам Гиляровского, он и «начал строить свой дом рядом с домом Голицына, чтобы «утереть ему нос». И достроил-таки свое жилище третьим этажом со сводами в две с половиной сажени… Соревнование закончено. Как говорится, победила дружба. Палаты Голицына вместе со стоявшей на красной линии Охотного ряда церковью Параскевы Пятницы снесли в 1930-х годах. Теперь на этом месте стоит здание, в котором заседает Государственная Дума. Но и пышное жилище завистника, в котором еще некоторое время назад располагался Музей музыкальной культуры имени Глинки (переехавший на улицу Фадеева), сейчас принадлежит Госдуме и находится за высоким забором.

Электростанция, гараж, манеж

На углу Георгиевского переулка и Большой Дмитровки (дом № 3/3) длинное одноэтажное здание из красного кирпича, нарядное и не вызывающее сомнений в своей исторической подлинности. Здесь с 1996 года располагается выставочный зал «Новый Манеж», будто созданный для вернисажей. Кто бы мог подумать, что когда-то (с 1888 года) тут, на бывшей монастырской земле, находилась первая в Москве электростанция? Правда, первая выставка в здании была устроена еще в 1902 году и демонстрировались на ней чудеса техники – предки современных радио и телевидения. А в 1905 году строение переоборудовали под гараж, позже – в советские времена – правительственный. Даже критически настроенные историки и москвоведы признают реставрацию «Нового Манежа» удачей.

На угловом доме четной стороны гигантская вертикаль вывески, боевой своей сине-желтой раскраской – то ли в снежинках, то ли в огоньках -наводящая на мысль об игорном заведении. Вчитаемся: да это же Театр Оперетты! А баннер, растянутый над входом, вовсе не реклама пивного ресторана, как могло показаться, а приглашение на премьеру. Видимо, творцы решили бороться за наши души с миром чистогана его же, вражескими, средствами. (В этой мысли мы утвердимся, дойдя почти до конца улицы – до Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко).

Все пошло с молотка

Но, как говорится, с лица воду не пить. Тем более что, не считая агрессивной рекламы и почтенного возраста, ничего особо примечательного в доме № 6 – бывшем Театре Солодовникова, – на первый взгляд, нет. Возможно, потому, что он переделан из бывших торговых рядов. Зато зал с позолоченной лепниной, бархатом, расписным плафоном на потолке, где в конце ХIХ века выступала частная опера Саввы Мамонтова – любителя искусств, промышленника и мецената, – поражал роскошью. С Мамонтовым работали талантливейшие люди того времени: ставились оперы Римского-Корсакова и Мусоргского, пел «высмотренный» им и переманенный в свою труппу Шаляпин, дирижировал Рахманинов, рисовали Поленов, Коровин, Васнецов. Талантливейшим из художников меценат считал Врубеля и поддерживал, как мог. Частенько можно было наблюдать картину: на сцене поет обладающая необычным тембром и изысканной внешностью Надежда Забела-Врубель, а в зале, не сводя с нее глаз, сидит Михаил Врубель – ее муж и автор декораций к спектаклям.

Но хорошее кончается быстро. В 1899 году в своем доме на Садовой «олигарх» Мамонтов был арестован и помещен в Таганскую тюрьму, куда его вели пешком через весь город под конвоем. Москва бурлила. Брюсов писал, что Мамонтова «все жалеют». Защищать его взялся легендарный адвокат Плевако. Присяжные вынесли вердикт: «невиновен», Савва Иванович был признан не вором, а «всего-навсего» несостоятельным должником, и все его имущество пошло с молотка. Но Мамонтов от удара уже не оправился, хотя еще и пытался заниматься любимым делом и помогать помещенному в психиатрическую лечебницу Усольцева Врубелю. С Садовой он перебрался в деревянный дом за Бутырской заставой, тихо сходил на нет и умер уже при советской власти – в апреле 1918 года.

От Черемушек до горбуна

На Большой Дмитровке, 6 с 1908 поселилась Опера Зимина, сыгравшая роль в отечественном искусстве не меньшую, чем морозовская. Но эту историю мы пока что оставим за бортом и направим нашу карету времени поближе к сегодняшнему дню, где зачем-то все также стремглав по улице несутся москвичи (как будто перед ними знак: «Скорость не менее 100 км/ч!»), безнадежно пытается пробраться сквозь затор громоздкий туристический автобус, струятся в витринах серебристые меха, лениво покуривают на ступенях бутиков секьюрити, не забывая зорко поглядывать окрест, а припаркованные машины трогательно припали к тротуарам носами, как поросята к призовой свиноматке…

…Ах, да! Об оперетте. Оперетта на Дмитровке, 6 появилась после революции. В 1927 году Московский совет рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов постановил: «Оперетту сохранить. Репертуар оздоровить, приблизив его к задачам современности». Сохранили и оздоровили. Кроме Оффенбаха, Штрауса, Легара, стали ставить оперетты Дунаевского, Хренникова, Шостаковича («Москва – Черемушки»), Кабалевского. Из всех радиоприемников страны несся голос «красавицы, комсомолки, спортсменки» Татьяны Шмыги. Понятно, что после перестройки котировки советской оперетты как жанра сильно упали, но театр, не унывая, переключился на востребованные мьюзиклы, – вызвавшие в свое время такой ажиотаж: «Метро», «Нотр Дам де Пари». Надо сказать, что «горбун отверженный с проклятьем на челе» с голосом Петкуна до сих пор надрывает сердца отдельных дам.

Рандеву с читателем

Но сдвинемся же наконец с этого заколдованного места и пройдем буквально несколько шагов – мимо розового особнячка, выкрашенного зачем-то понизу в цвет морской волны, и серого дома с внушительными эркерами, плавно переходящего в лихо подмигивающий прохожим красным и желтым зал игральных автоматов. Ну, а если прямо напротив него, на противоположной стороне переулка, в громадном окне нарисованная мама-гигант читает ребенку-гиганту книжку, значит, мы у цели. Дом педагогической книги (или проще – «педкнига») уже почти 85 лет является одной из главных примет Камергерского переулка. Где-то там, на противоположном его конце, МХАТ, загороженный еще оставшимися от лета верандами кафе. Не стесненные машинами прохожие замедляют шаг. Цокают по брусчатке каблучки. Темно зеленеют туи в кадках в тон козырьку затянутого в красную кисею китайского ресторана. Ровно с этого места, читатель, мы продолжим нашу прогулку вверх по Большой Дмитровке следующим рейсом кареты времени. Так что назначаю вам свидание через две недели на углу Камергерского переулка. Не опаздывайте. А теперь настал момент присесть за столик, еще не убранный с веранды, и выпить традиционную чашечку двойного эспрессо. Присоединяйтесь?

Мария Кронгауз

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация