23:30:44
11 апреля 2021 г.

Права очередников не затронуты

Жилищное право9 сентября 2008 года правительство столицы приняло постановление № 815-ПП «О порядке учета граждан в целях реализации городских жилищных программ». По просьбе «КР» этот документ комментирует Евгений ЕВСТИГНЕЕВ, начальник отдела формирования жилищных программ Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы.

История вопроса

Жилищный кодекс РФ, вступивший в действие 1 марта 2005 года, внес существенные изменения в жилищное законодательство страны, ликвидировав, в частности, институт первоочередного права на улучшение жилищных условий для тех, кто вновь встает на жилищный учет.

Значительные коррективы претерпели и положения федерального законодательства, касающиеся жилищных льгот ветеранов, инвалидов и семей с детьми-инвалидами. Приводилось в соответствие с этими федеральными нормами и московское жилищное законодательство. Так, был принят Закон города Москвы № 29 от 14 июня 2006 года «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения», а недавно – Закон города Москвы от 18 июня 2008 года № 24 о внесении изменений в Закон № 29.

Все это серьезно повлияло на общие принципы формирования системы учета граждан, состоящих сегодня на жилищной очереди в столице. Сложившаяся за многие годы в городе система учета очередников уже не всегда соответствовала законодательству и не во всем отвечала задачам, стоящим сегодня перед органами власти города.

В соответствии с законодательством

Постановление № 815-ПП «О порядке учета граждан в целях реализации городских жилищных программ» призвано в новых правовых условиях привести систему учета граждан, сложившуюся за последние 20 лет, в соответствие с федеральным и городским законодательством. По сути, это «техническое» постановление. Оно важно для внутренней, технологической работы нашего Департамента. Цель этого документа – систематизация и, я бы сказал, кодификация системы учета и работы с очередниками.

К примеру, в документе четко прописаны категории граждан, в отношении которых ведется сегодня учет в столице. Это москвичи, состоящие на жилищном учете (так называемые «старые» очередники, принятые на учет до 1 марта 2005 года, и «новые» – малоимущие). А также горожане, признанные нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ и иных установленных законодательством категорий.

В документе названы те группы очередников, на которые подразделяется сегодня очередь. Так, согласно законодательству малоимущие граждане, принятые на учет после 1 марта 2005 года, имеют право на бесплатное получение жилья в соответствии с очередностью по дате постановки на учет, либо на получение жилья вне очереди. То есть в нашем внутреннем департаментском классификаторе для таких малоимущих граждан могут быть предусмотрены эти две категории учета. Это общий принцип: если законом предусмотрено предоставление жилья той или иной категории граждан, то классификатор должен это учитывать. И, с другой стороны, в классификаторе не должно быть лишней, несущественной информации, не несущей никаких правовых последствий для гражданина.

При этом документ четко следует принятым решениям о сохранении в Москве для граждан, принятых на жилищный учет до 1 марта 2005 года, всего комплекса существовавших у них на эту дату жилищных льгот. Это касается, прежде всего, так называемых «первоочередников», за которыми соответствующее право, если оно подтверждено документами, сохраняется и сегодня.

Впрочем, речь не только о них – постановление предусматривает ведение списка граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющих право на получение государственной поддержки из федерального бюджета – прежде всего в виде государственных жилищных сертификатов, а также иных категорий очередников, устанавливаемых федеральным законодательством и указами Президента России.

У новой категории есть время подумать

Одна из особенностей документа: в нем учтены недавние изменения, внесенные в Закон № 29.
Появилась новая категория граждан, учет которых осуществляется в Департаменте жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, – нуждающиеся в содействии города Москвы.

Они тоже подразделяются на две группы. Первая – это те, кто уже подал заявление об участии в одной из городских жилищных программ, при этом учет желающих ведется для каждой программы в отдельности. Вторая группа – те, кто уже признан в управе района нуждающимся в содействии, но еще не решил для себя, какую программу выбрать. У них на раздумье, как указано в постановлении столичного правительства № 976-ПП от 12.12.2006, есть еще год.

А если взглянуть иначе?

В пункте 3 документа предусмотрена классификация учета граждан с несколько других позиций – с точки зрения места или формы учета гражданина, с которым город вступает в некоторые жилищные правоотношения.

Учет может осуществляться по месту жительства или быть общегородским (для детей-сирот, по выходу из сиротских учреждений получающих квартиры вне очереди). Кроме очередников, по месту жительства учитываются граждане, нуждающиеся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений. Действие постановления распространяется и на тех, кто переселяется из пятиэтажного, ветхого и аварийного жилья. Их тоже необходимо учитывать при планировании городских программ.

Одна квартира – одно учетное дело

В следующей части документа (пункты 4, 5, 6) подробно прописаны все нюансы, связанные с ведением, внесением изменений, передачей учетного дела в уполномоченные организации. Это вещи технического плана, но здесь тоже есть свои особенности.

Дано четкое определение: учетное дело – набор документов, подтверждающий жилищные условия, послужившие основанием для принятия и нахождения москвича на учете. Все граждане, которые проживают по одному адресу, в одной квартире или комнате в коммуналке, включаются в одно учетное дело. Критерий, определяющий единицу учета – адрес жилого помещения.
Раньше складывалась ситуация, когда члены семьи, например братья или супруги, могли подать каждый свое заявление. Или требовали разделить учетное дело. Квартира одна, а учетных дел было несколько. Теперь число заявлений значения не имеет. Разделения учетных дел не будет.

Улучшение жилищных условий всем, кто живет в квартире, проводится на основании законодательства России и города Москвы. В городском Законе № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» четко сформулировано, как должны улучшаться жилищные условия семье данной численности. Все еще бытующее мнение о том, что вот, мол, можно разделить с женой учетные дела, и дадут нам поэтому две квартиры, в корне не верно.

Хочу подчеркнуть: постановление №815-ПП никак не затрагивает возможности граждан в плане реализации ими установленного федеральными и столичными законами права на улучшение жилищных условий. Не умаляет права на получение социальной поддержки в жилищной сфере. Документ приводит в соответствие со вступившим в силу в 2005-2008 годах федеральным и городским законодательством городской механизм учета граждан в рамках городских жилищных программ.

Записала Светлана АМЕЛЕХИНА

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация