Права очередников не затронуты
9 сентября 2008 года правительство столицы приняло постановление № 815-ПП «О порядке учета граждан в целях реализации городских жилищных программ». По просьбе «КР» этот документ комментирует Евгений ЕВСТИГНЕЕВ, начальник отдела формирования жилищных программ Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы.
История вопроса
Жилищный кодекс РФ, вступивший в действие 1 марта 2005 года, внес существенные изменения в жилищное законодательство страны, ликвидировав, в частности, институт первоочередного права на улучшение жилищных условий для тех, кто вновь встает на жилищный учет.
Значительные коррективы претерпели и положения федерального законодательства, касающиеся жилищных льгот ветеранов, инвалидов и семей с детьми-инвалидами. Приводилось в соответствие с этими федеральными нормами и московское жилищное законодательство. Так, был принят Закон города Москвы № 29 от 14 июня 2006 года «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения», а недавно – Закон города Москвы от 18 июня 2008 года № 24 о внесении изменений в Закон № 29.
Все это серьезно повлияло на общие принципы формирования системы учета граждан, состоящих сегодня на жилищной очереди в столице. Сложившаяся за многие годы в городе система учета очередников уже не всегда соответствовала законодательству и не во всем отвечала задачам, стоящим сегодня перед органами власти города.
В соответствии с законодательством
Постановление № 815-ПП «О порядке учета граждан в целях реализации городских жилищных программ» призвано в новых правовых условиях привести систему учета граждан, сложившуюся за последние 20 лет, в соответствие с федеральным и городским законодательством. По сути, это «техническое» постановление. Оно важно для внутренней, технологической работы нашего Департамента. Цель этого документа – систематизация и, я бы сказал, кодификация системы учета и работы с очередниками.
К примеру, в документе четко прописаны категории граждан, в отношении которых ведется сегодня учет в столице. Это москвичи, состоящие на жилищном учете (так называемые «старые» очередники, принятые на учет до 1 марта 2005 года, и «новые» – малоимущие). А также горожане, признанные нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ и иных установленных законодательством категорий.
В документе названы те группы очередников, на которые подразделяется сегодня очередь. Так, согласно законодательству малоимущие граждане, принятые на учет после 1 марта 2005 года, имеют право на бесплатное получение жилья в соответствии с очередностью по дате постановки на учет, либо на получение жилья вне очереди. То есть в нашем внутреннем департаментском классификаторе для таких малоимущих граждан могут быть предусмотрены эти две категории учета. Это общий принцип: если законом предусмотрено предоставление жилья той или иной категории граждан, то классификатор должен это учитывать. И, с другой стороны, в классификаторе не должно быть лишней, несущественной информации, не несущей никаких правовых последствий для гражданина.
При этом документ четко следует принятым решениям о сохранении в Москве для граждан, принятых на жилищный учет до 1 марта 2005 года, всего комплекса существовавших у них на эту дату жилищных льгот. Это касается, прежде всего, так называемых «первоочередников», за которыми соответствующее право, если оно подтверждено документами, сохраняется и сегодня.
Впрочем, речь не только о них – постановление предусматривает ведение списка граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющих право на получение государственной поддержки из федерального бюджета – прежде всего в виде государственных жилищных сертификатов, а также иных категорий очередников, устанавливаемых федеральным законодательством и указами Президента России.
У новой категории есть время подумать
Одна из особенностей документа: в нем учтены недавние изменения, внесенные в Закон № 29.
Появилась новая категория граждан, учет которых осуществляется в Департаменте жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, – нуждающиеся в содействии города Москвы.
Они тоже подразделяются на две группы. Первая – это те, кто уже подал заявление об участии в одной из городских жилищных программ, при этом учет желающих ведется для каждой программы в отдельности. Вторая группа – те, кто уже признан в управе района нуждающимся в содействии, но еще не решил для себя, какую программу выбрать. У них на раздумье, как указано в постановлении столичного правительства № 976-ПП от 12.12.2006, есть еще год.
А если взглянуть иначе?
В пункте 3 документа предусмотрена классификация учета граждан с несколько других позиций – с точки зрения места или формы учета гражданина, с которым город вступает в некоторые жилищные правоотношения.
Учет может осуществляться по месту жительства или быть общегородским (для детей-сирот, по выходу из сиротских учреждений получающих квартиры вне очереди). Кроме очередников, по месту жительства учитываются граждане, нуждающиеся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений. Действие постановления распространяется и на тех, кто переселяется из пятиэтажного, ветхого и аварийного жилья. Их тоже необходимо учитывать при планировании городских программ.
Одна квартира – одно учетное дело
В следующей части документа (пункты 4, 5, 6) подробно прописаны все нюансы, связанные с ведением, внесением изменений, передачей учетного дела в уполномоченные организации. Это вещи технического плана, но здесь тоже есть свои особенности.
Дано четкое определение: учетное дело – набор документов, подтверждающий жилищные условия, послужившие основанием для принятия и нахождения москвича на учете. Все граждане, которые проживают по одному адресу, в одной квартире или комнате в коммуналке, включаются в одно учетное дело. Критерий, определяющий единицу учета – адрес жилого помещения.
Раньше складывалась ситуация, когда члены семьи, например братья или супруги, могли подать каждый свое заявление. Или требовали разделить учетное дело. Квартира одна, а учетных дел было несколько. Теперь число заявлений значения не имеет. Разделения учетных дел не будет.
Улучшение жилищных условий всем, кто живет в квартире, проводится на основании законодательства России и города Москвы. В городском Законе № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» четко сформулировано, как должны улучшаться жилищные условия семье данной численности. Все еще бытующее мнение о том, что вот, мол, можно разделить с женой учетные дела, и дадут нам поэтому две квартиры, в корне не верно.
Хочу подчеркнуть: постановление №815-ПП никак не затрагивает возможности граждан в плане реализации ими установленного федеральными и столичными законами права на улучшение жилищных условий. Не умаляет права на получение социальной поддержки в жилищной сфере. Документ приводит в соответствие со вступившим в силу в 2005-2008 годах федеральным и городским законодательством городской механизм учета граждан в рамках городских жилищных программ.