23:30:44
11 апреля 2021 г.

Любимый цвет – белый!

Уютный домКаждое утро мои голландские друзья собираются на работу, а я отправляюсь бродить по Утрехту. Под вечер собираемся вместе, я рассказываю о своих впечатлениях, они спрашивают о российских делах. В гостиной проводим два-три часа, и я ловлю себя на мысли, что нравятся мне не только разговоры, но и сама возможность посидеть в этой удивительно уютной комнате.

Живое помещение

Несомненно, человек, придумавший белый фон квартир, – гениальный дизайнер. Он совершенно преобразил их. На этом фоне самый невзрачный предмет вдруг наполняется смыслом, приобретает значительность. Возможности белого цвета безграничны. Стулья, кресла, стол, полки предстают как бы в новом свете. В них проступают такие черты, которых раньше не замечал. Больше начинаешь ценить талант художника, создавшего их.

Но белый цвет в интерьере – больше, чем просто декор. Он – диктатор. Не терпит загромождения, массивности, дурновкусия. Ловлю себя на мысли, что и пустые разговоры в таком интерьере неуместны. Подтягиваешься внутренне…

Понятно: квартира это не больничная палата. Вот какие, кроме белого, замечаю здесь цвета: пастельных тонов открытый паркет (никаких ковриков и дорожек!), непритязательный, сбитый из потемневших досок стол (крестьянский стиль популярен в Голландии давно, но из мебели это единственное ретро в квартире), два черных кожаных дивана, стоящих углом. Их бока подпирают колонки радиоаппаратуры, что интересно само по себе – сидишь в окружении музыки. Колонки – черные. И еще – искусно декорированные бледно-лимонные шторы, закрывающие не только окна, но и все пространство стены.

Все! Белый, желтый, черный – это сочетание красиво само по себе, но важно, что и никаких других цветов в комнате нет. И все же одну случайную, никак не соотносящуюся с другими краску, заметила. Неожиданно диссонирующий с общим тоном ярко-красный и вполне вульгарный переплет одной из дверей, ведущих в смежную комнату. С чего бы это? Экспериментальное пятно? Наследство, оставшееся от прежних хозяев – не доходят руки, чтобы избавиться от него?

Не поняла происхождения, спрашивать было неудобно, но я вдруг сделала для себя неожиданный вывод – а мне это безразлично! Переплет мог быть синим, фиолетовым, зеленым… Все равно не вызвал бы протеста. Чрезмерная строгость в подборе краски каждого предмета – вещь ненужная и невозможная. Жилое помещение – оно же и живое. Случайностей, оплошностей все равно не избежать. Но они несущественны – если есть то главное, ради чего создавался интерьер. Задуман он был легким, строгим, рациональным. Таким и получился. Замысел – вот что главное, как утверждал Бродский. Детали при этом не имеют значения.

Картины и фотки

Две особенности: нет дешевки – репродукций (они остаются кичем, когда даже можно, кажется, потрогать мазок – сейчас полиграфический уровень достиг немыслимых высот), нет никчемных, однажды приглянувшихся безделушек, к которым со временем привыкаешь, а потом забываешь о них. Не увидела, наконец, никаких бра, столь популярных когда-то у нас, которые в нерабочем состоянии превращаются все-таки в элемент декора, часто назойливый. Их заменяют строгие стройные торшеры, стоящие в разных концах комнаты с мягким, бьющим в потолок светом. Напоминают олимпийские чаши, в которых зажигается огонь. Потом, кстати, я их видела в Москве. Спросила у продавца: «Покупают?» Он скорчил кислую гримасу: «Не привыкли».

А что есть? Оригиналы картин: масло, офорты, а еще фотографии. Последние щедро развешаны в разных местах – не поодиночке, а собранные вместе и взятые в рамку – причем не из семейного архива (вроде бы тоже модно, тоже деревенское ретро), а привезенные из разных путешествий.

Не думаю, чтобы на картины сильно потратились. Не то, чтобы мои хозяева были бедные люди, просто они знают – не нужно. То же, что я вижу, куплено по случаю на блошином рынке, подарено друзьями-художниками, а одно полотно взято напрокат. Есть в Голландии такая замечательная практика, когда за умеренную плату в салонах можно взять на время – даже на год или два – картину современного художника. Выбор самый широкий: от гиперреализма до сюра. То, что такого рода услуга предпринимательская находка – понятно. Когда картина повисит год, к ней привыкаешь, не захочешь расставаться, появляется желание приобрести навсегда. Тем более что выплаченные деньги идут в зачет. В данном случае, если это и коммерция, то святая: во-первых, поддерживает художников, во-вторых, воспитывает у людей хороший вкус. Не любую картину примет салон.

Из того, что вижу, особенно нравится натюрморт, выполненный в манере малых голландцев – правда, без традиционного лимона с повисшей и закрученной корочкой. Изображен лишь гранат, разваленный надвое. Влажно поблескивает каждое зернышко, и все они отражаются на темной стальной поверхности ножа. Таинственный, неправдоподобно глубокий красный цвет. «Художник здесь изобразил…» Вдруг понимаю, что мне безразлично, что изобразил художник! Декоративность – вот основное достоинство картины. Для яркого пурпурного пятна (а оно просто просилось сюда) найдена удачная, выигрышная и, несомненно, искусная форма. То есть, сам предмет, изображенный на полотне.

Возможно, в музее я посмотрела бы на картину иначе. Но таковы законы жилого интерьера – в отличие от музейного: в самых великих полотнах – хоть Дали, хоть Матисс – прежде всего, видишь, как они соотносятся – пардон – с другими домашними предметами и тоном стен. Конечно, есть и нижняя планка: картина не должна быть безвкусной. Но здесь за моих хозяев можно не беспокоиться.

Теперь фотографии. Что там говорить, первое чувство – протест. Слишком уж банально. Они как бы снижали общий высокий настрой, некую одухотворенность помещения. Но странное дело: больше всего времени я проводила именно перед ними. В основном, это были снимки, привезенные из путешествий: Франция, Коста-Рика, Китай. Обычные любительские кадры: местная достопримечательность, рядом с которой кто-то из моих знакомых. Такие фото и в альбомах-то не очень интересны. А вот на стене смотрятся совсем по-другому! Почему? И тут я делаю еще один важный для себя вывод: да потому, что хозяев квартиры в данном случае меньше всего заботили вопросы интерьера. Они просто создавали для себя пространство, где им приятно собраться вместе, где что-то их объединяет.

Нет пророка…

Много лет назад в нашу московскую квартиру пожаловали в гости иностранцы. С удивлением рассматривали две небольшие, набитые мебелью комнатки. А потом, подойдя к шкафу, уважительно погладили дверцы: «Прекрасный пластик!» Кажется, появилась возможность проявить патриотизм: «Нет, это настоящее дерево!» Не так, мол, все у нас плохо. Пришлось скрыть, что отделочного пластика мы в ту пору вообще не знали, а если он и попадался, то был гораздо дороже натурального материала…

Но вместо ожидаемого восхищения – недоумение: «У вас, что – музей? Разве полированная мебель так уж необходима в квартире?»

В гостиной, где я нахожусь, обстановка очень простая – мебель крашеная (эмаль), каркасы стульев металлические, большой журнальный столик, стоящий у двух диванов без всяких выкрутасов, крышка стеклянная. Единственные дорогие предметы в помещении – компоненты музыкального центра. Кстати, так во многих голландских домах: музыка – святое. А потому, если что и крадут здесь – то именно радиотехнику.

Простота обстановки в какой-то мере вызвана образом жизни. Голландец (как, впрочем, европеец вообще) меняет за жизнь квартиру шесть-семь раз (у нас – по статистике – два-три). Зачем же тогда капитально обставлять ее?

Но главное, конечно, эстетическое кредо, известное со времен конструктивистов: красота в функциональности. Кстати, среди книг моих хозяев неожиданно наткнулась на монографию Александра Родченко (что было приятно само по себе), где как раз и были снимки именно таких – лаконичных – предметов быта.

Нет пророка в своем отечестве. Вспоминаю дома небедных людей, в которых бывала в Москве: все-таки музеи! Дорогая, массивная, отделанная различными побрякушками обстановка до сих пор пользуется нашей симпатией.

Не суй свой нос

Наверно, стоит все-таки подробнее сказать и обо всей квартире, где я прожила неделю. Тем более что и гостиная – не сама по себе, она еще и столовая.

Но самое удивительное – кухня, расположенная как бы за углом, в боковом отростке (с диванов не видно). Граница обозначается только по материалу полов: паркет – камень. Никаких перегородок, никаких дверей. Так удобно – сразу с плиты подать блюдо в гостиную (где, как я сказала, и обедают). Хозяйка никуда не отлучается. Она всегда с гостями. К тому же есть шарм в том, что обычно скрываемая готовка – на виду.

Вверху – несколько маленьких комнат: три спальни (каждая с туалетом), рабочий кабинет, две ванны. Два уровня – две стороны домашней жизни. Внизу – социальная, общая, для всей семьи, для знакомых и друзей. Наверху – частная, приватная.

Как-то ненароком заглянула – чего только нет, и все разбросано, раскидано. Наши строгие хозяйки непременно бы осудили: неряхи! Но я сделала другой вывод: не суйся туда, куда не звали! Мало ли чем вызван беспорядок, возможно, в нем какой-то смысл? Может, им так нравится? В любом случае это их личная жизнь, которая никого не касается. В Голландии и в самом деле гости не ходят по квартире – не принято.

В переводе с голландского…

Слово «уют» в современном голландском языке имеет множество значений. Можно услышать: «Я уютно провел вечер». Или: «Я побывал на уютной выставке». Сколько же тогда вкладывается в это слово в его первоначальном значении?

Известно, что в Голландии не принято вешать занавески на окна. Говорят, со времен средневековой оккупации испанцев – ничего не скрывать! Жестокие завоеватели немедленно врывались в дом, где были затемнены окна. С тех пор так и осталось. Плохо ли, хорошо – другой разговор, но я получила возможность познакомиться со многими жилыми интерьерами Утрехта.

Особенный эффект возникает в вечернее время, когда окна освещены, и квартиры кажутся витринами элитных магазинов. Вкус, фантазия, каждая в своем стиле – все так. Но главное – все они по-настоящему уютны, в каждый дом так и хочется зайти и улыбнуться людям. Как этого добиваются? Не знаю. Вот бы научили…

Юлия Могилевская, г. Утрехт

Квартирный ряд

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация