Все фиолентово!
Еще осталось в памяти людей то, каким шиком считалось в бархатный сезон побывать в Крыму. Сейчас же люди предпочитают Турцию или Египет, где «все включено». И все же медленно, но верно российский турист возвращается в Крым. Как там сегодня обстоят дела? Что почем? Корреспондент «КР» побывал на крымском побережье, выбрав местечко под экзотическим названием Фиолент.
Маленький лингвистический праздник
Фиолент – название мыса, на котором расположен дачный поселок. Историки объясняют название по-разному. Бертье-Делагард говорит, что это из-за турков, которые называли мыс «Филенк-Бурун» (тигровый), потому что, если смотреть с моря, видны чередующиеся слои известняка и трахита. Существовала сомнительная теория, что венгерский язык – это потомок хазарского, а слово «фэленге» в переводе с венгерского значит высокий. А современные исследователи полагаются на греков, которые явно в этих местах присутствовали, что доказывают развалины древнего греческого храма. Не исключено, что кто-то из историков все-таки прав.
Неподалеку от побережья расположен Георгиевский монастырь, с которым также связывают несколько легенд по поводу того, как образовалось название мыса. В монастыре умудрились побывать и Николай II с Александром I, и Пушкин с Айвазовским, и даже Верещагин с князем Голицыным. Вероятно, они также спускались по восьмисотступенчатой лестнице к знаменитому яшмовому пляжу, но это достоверно никому не известно.
Вагончик тронется
Для чистоты эксперимента было решено ехать в плацкартном вагоне, хотя разница между ним и купейным невелика (три тысячи рублей против пяти). Дорога занимает порядка 28 часов, так что если вы достаточно меланхоличны, то успеете отоспаться после трудовой недели.
На вокзале меня, хорошенько выспавшегося и изрядно вымотанного фотографа, встретил товарищ, не без труда мы влезли в переполненный автобус и отправились прямиком к месту его жительства.
На приличных размеров участке в непосредственной близости от побережья расположено два дома, которые целиком сдаются. Наиболее удачным вариантом было бы снять комнату в полуподвале, так как днем там можно скрыться от жары и спокойно вздремнуть. Еще можно, как некоторые делают, жить в палатке на берегу и питаться пойманной рыбой, крабами и рапанами, коих здесь в изобилии, но, учитывая довольно частые шторма, это для экстремалов.
С жильем тут никаких проблем – на каждом втором доме висит табличка «Сдам комнату». Причем цены практически везде одинаковые – 8-10 у.е. с человека в сутки, а вот условия разные. Где-то вам будет докучать живущий там же хозяин, где-то нет электричества (ужин при свечах, а для зарядки мобильного можно запустить бензиновый генератор), а где-то, напротив, арендодатель угостит вас фантастически вкусными персиками и уедет. Все в ваших руках.
Да, забыл сказать: туалет во дворе, а горячей воды в душе почти нигде нет. Но когда на улице такое пекло, то последнее минусом не является, а первое – это просто еще один повод слегка прогуляться и вдохнуть целебного морского воздуха.
Ночлег в облаках
Кстати о море – оно совсем не похоже на то грязное Черное море, к которому многие привыкли. Темное, кристально чистое, с каменистыми пляжами и дном, оно заставляет вспомнить места, которые в своих фильмах демонстрировал Жак-Ив Кусто.
Все пляжи тут дикие. Так называемый общественный – наиболее грязный, но при этом с удобным спуском в воду. Есть каменистый – здесь вода чистая настолько, насколько это вообще возможно, и если вас не смущает то, что заходить в воду придется втройне аккуратно из-за булыжников, а загорать на куске скалы, то он вам подойдет. И, наконец, нудистский пляж – нечто среднее между общественным и каменистым, если, конечно, не обращать внимания на голых людей, бродящих вокруг. А вот подход к пляжу наверняка никому не понравится. Как кто-то резонно подметил: туда – страшно, обратно – тяжело. Спуск наклоном градусов в 70-80 и сыплющаяся из-под ног галька в первый раз нагоняют страх, но через пару дней люди уже скачут по склону, как настоящие hirco (горный козел – исп.).
Позже, когда мы с новыми знакомыми пошли в горы, эти навыки мне крайне пригодились. Покорение подъемов Мангуп-Кале и Иски-Кермэн за два дня – не самый сложный маршрут, однако для непривычного человека и такая нагрузка кажется достаточной. Караульные помещения, из которых древние жители этих мест наблюдали за появлением войск врага, вырубленные прямо в известняке, пятиметровая крепостная стена возрастом в пять веков и прочие исторические прелести, конечно же, поражают воображение. Смотреть, как Господу Богу, на все сверху простому смертному приходится не часто. Ощущение безграничной свободы создается, пожалуй, из-за того, что видно вообще все вокруг. Горы пред тобой, поля у ног, море вдали, потрясающий закат, до которого, кажется, можно достать рукой, сшибающий с ног ветер… Впиваясь глазами в туманный горизонт, отдыхаешь куда больше, чем где бы то ни было.
Кефаль на индийском ковре
Фиолент – место малоизвестное и поэтому сюда не попадают случайные люди. Наслушавшись рассказов, приезжают друзья, знакомые друзей и прочие знакомые знакомых. Таким образом, уже через пару дней по дороге к морю кричишь «Привет!» дизайнеру Игорю из Уфы, интересуешься, где вчера был московский музыкант Сергей, заприметив его греющимся на солнце, стучишься в палатку, стоящую прямо на пляже, к шоумену Фуксу, а вечером распиваешь вино с компанией питерских стоматологов. Цены на вино, как ни странно, схожи с московскими, правда, качество куда выше.
На самом мысе есть всего один малюсенький магазин под названием «Грот», где расхватывают все очень и очень быстро, да и свежих фруктов, овощей или мяса тут не купишь. Зато, если заплатить полторы гривны (7 рублей 50 копеек) и пятнадцать минут проехаться на маршрутке, то перед вами предстанет огромный рынок, где можно купить все, начиная с индийских ковров и заканчивая свежевыловленной кефалью и окунем-барабанщиком. Но цены и тут почти московские. Ну а раз уж мы выбрались с мыса, то грех не проехать еще пару километров и не прогуляться по Севастополю.
Что и требовалось доказать
Город очаровывает с первого взгляда. С одной стороны, вылизанные до блеска белые дома на центральных улицах сразу ослепляют привыкший к серости глаз, а с другой, – зайдя в первую же подворотню, погружаешься в старый провинциальный юг. Удивительной красоты маленькие улочки идут то вверх, то вниз. Чуть покосившиеся домики с деревянными балконами, не тронутые ремонтом, миновало нашествие офисов и магазинов. В каждом дворике обитает по несколько абсолютно спокойных и ведущих себя так, как подобает свободным и гордым животным, кошек. Виноградом увито каждое третье сооружение. Белье развешано на веревке через всю улицу. Автомобилисты пропускают каждого пешехода и явно никуда не торопятся.
…На всю поездку ушло 13 тысяч. Конечно, можно было бы добавить еще 3-4 и поехать по горящей путевке в Египет, но лично мне и в Москве хватает толп, в чем я еще раз убедился, снова оказавшись на родном Курском вокзале.