Александр Сморяков: «У нас есть кандидаты на выселение»
За жилищно-коммунальные услуги, как известно, нужно платить. И платить вовремя. К сожалению, этого правила придерживаются не все. Только на Юго-Востоке столицы задолженность жителей превышает 162 млн. рублей. О том, как решить проблему неплатежей, корреспондент «КР» беседует с первым заместителем префекта Юго-Восточного округа Александром Сморяковым.
Не заплатил – украл
– Александр Витальевич, в округе проводился анализ социального состава неплательщиков. Кто он – среднестатистический должник?
– Отнюдь не бедный. Инвалидов, пенсионеров, семей с детьми среди неплательщиков лишь 13,2%. Все остальные (86,8%) в состоянии платить за квартиру, каждый четвертый из них – собственник.
– Почему же не платят?
– Не у всех еще сформировалось сознание того, что коммунальные услуги – не свалившиеся с неба блага, а энергоресурсы и человеческий труд, которые стоят денег. Тем более, эти услуги предоставляются в кредит и оплачиваются уже по факту их получения. В магазине вас обвинят в воровстве, если вы взяли, скажем, батон хлеба и не заплатили. В жилищно-коммунальном хозяйстве неоплата полученных услуг – та же кража. Но не доходит это до людей. Между тем, долги наносят огромный ущерб городу в целом и каждому дому в частности. Жители не заплатили, а как содержать и обслуживать дома, убирать и благоустраивать дворы? Сколько можно было сделать для улучшения жизни москвичей, если бы все платили вовремя!
Действуют ли уговоры?
– На Юго-Востоке за должников всерьез взялись несколько лет назад. Какие меры воздействия в вашем арсенале?
– Проводится разъяснительная работа с неплательщиками. Ежемесячно им направляют единые платежные документы, предлагая оплатить задолженность, и одновременно напоминают о сроках платежа.
Другая действенная мера – вывешивание списков должников на информационных стендах подъездов. Многие жители, не желая попадать в эти списки, стали вовремя оплачивать жилищно-коммунальные услуги. Кроме того, накоплен опыт работы юристов в районах по вопросам оплаты ЖКУ и оформления субсидий. Они объединяют свои усилия со старшими по домам и подъездам. И это, на мой взгляд, наиболее разумный путь, ведь жильцы дома сами в силах повлиять на соседей-неплательщиков.
– А если уговоры не помогают?
– Тогда юристы подают исковые заявления в суд о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг. И после получения решения о взыскании материалы передаются в службу судебных приставов.
– Когда дело доходит до выселения?
– По истечении шести месяцев юристы инженерных служб районов по доверенности Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы готовят материалы и подают в суд исковое заявление о расторжении договора социального найма с неплательщиком. Жилищный кодекс РФ (статья 90) предусматривает отселение граждан, которые имеют задолженность за предоставленные жилищно-коммунальные услуги, превышающую шесть месяцев. Выселение производится по решению суда с предоставлением другого жилого помещения, размер которого соответствует норме проживания в общежитии – 6 кв. м на человека. Для переселения неплательщиков в нашем округе были выделены комнаты в 6-м доме 1-го квартала района Капотня. Это здание было построено в 1958 году, там коридорная система, заселение – покомнатное.
«Новоселы» Капотни
– Сколько уже «новоселов» переехало в Капотню? И кому передали освободившуюся площадь?
– По судебным решениям отселены шесть неплательщиков, освобождено 171,5 кв. м общей площади – три двухкомнатных квартиры и три комнаты в коммуналках. Долг первого неплательщика составил 12 тыс. рублей. Работа с ним началась в мае 2006 года, а выселение состоялось только в конце ноября. Было время погасить задолженность, однако он этого не сделал – комната перешла к его бывшей жене и сыну. И еще в двух случаях жилье предоставлено детям неплательщиков, в том числе детям матери, лишенной родительских прав, чей долг исчислялся суммой в 56 224 рубля.
Одна комната присоединена к квартире соседки должника, две – направлены на обеспечение очередников. Последний выселенный должник имел долг в размере 26 007 рублей, не оплачивал коммунальные услуги в течение двух лет. Слушание по этому делу длилось четыре месяца. Двухкомнатная квартира неплательщика будет передана тем, кому она действительно нужна.
– Как происходит выселение? И как реагируют на это жители дома? Наверное, есть и негативная реакция на «негуманные» действия.
– Выселение проходит по одному и тому же сценарию – зрители-соседи делятся на два лагеря. Одни ругают исполнительную власть за отсутствие гуманности, другие вспоминают пьяные дебоши в отселяемой квартире и вздыхают с облегчением. Что касается негатива, то попробуйте задать себе пару вопросов. Почему вы исправно платите, например, за лифт, а ваш сосед, тоже пользующийся им, нет? И еще: хочу ли я жить под одной крышей с должником? Ведь по его вине дом может недополучить средства на ремонт, к примеру, разваливающейся детской площадки.
Сейчас юристы округа на основании доверенности Департамента жилищной политики подобрали 38 неплательщиков за жилищно-коммунальные услуги – кандидатов на выселение. Но это не репрессивная мера, а, скорее, последняя возможность повлиять на человека: ведь даже в процессе суда у должника есть возможность оплатить свои долги.
Прецедент создан
– С нанимателями проще, а как вы работаете с собственниками-неплательщиками?
– Действительно, положения статьи 90 Жилищного кодекса РФ касаются исключительно граждан, проживающих в жилых помещениях по договорам социального найма. К сожалению, у нас сложилась ситуация, когда наниматели и собственники находятся в неравных условиях. Собственность неприкосновенна, и это, по моему мнению, нарушает права нанимателей. Даже при взыскании задолженности за оплату ЖКУ в судебном порядке, если у должника-собственника отсутствуют денежные средства на счетах в кредитных учреждениях, другое имущество, подлежащее описи и аресту, официальная зарплата, взыскатель – в нашем случае ГУ ИС – не может обратить взыскание на квартиру неплательщика (статья 446 Гражданского процессуального кодекса РФ). Только если жилое помещение является предметом ипотеки, на него в соответствии с законодательством может быть обращено взыскание.
Тем не менее, мы будем наращивать опыт работы с неплательщиками-собственниками. Не исключено, что злостные должники будут привлекаться к уголовной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 165 Уголовного кодекса РФ «Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием». Мера наказания по ней – штраф до 80 тыс. рублей либо обязательные работы на срок от 120 до 180 часов, либо исправительные работы на срок до одного года, либо арест на срок до четырех месяцев, либо лишение свободы на срок до двух лет. И в округе уже создан прецедент. В Жулебине принято судебное решение в отношении неплательщика-собственника. Последний был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного указанной статьей, и заплатил штраф.
Но это единичный случай, наказание за кражу жилищно-коммунальных услуг, в отличие от обычного воровства, пока не стало у нас нормой. Мы еще встречаем немало юридических и моральных проблем, связанных с устаревшими стереотипами мышления. Поэтому добросовестные плательщики, кому не безразлична судьба своего дома, подъезда, двора, должны включаться в работу с неплательщиками. Общественное мнение играет существенную роль в решении проблемы, о которой идет речь.
О нашем собеседнике
Александр Витальевич Сморяков родился в 1963 году в Москве. В 1989-м окончил Московский институт управления им. Серго Орджоникидзе. На протяжении 11 лет возглавлял на юго-востоке столицы районы Некрасовка, Люблино и Лефортово. С апреля 2008 года – первый заместитель префекта Юго-Восточного округа. Кандидат социологических наук. Женат, имеет дочь.