23:30:44
11 апреля 2021 г.

Любовь Мирошникова: «Должники стали культурнее»

ЖКХКакие-то пять лет назад тема долгов населения перед предприятиями ЖКХ была у всех на устах. Теперь разговоры об этом поутихли. По крайней мере, в Москве, где процент сбора квартплаты – самый высокий в стране. Означает ли это, что проблем нет, и все мы – примерные плательщики? Об этом рассказала руководитель Инженерной службы Юго-Западного округа Любовь Мирошникова.

– Любовь Владимировна, снижение задолженности населения по квартплате связывалось с внедрением системы ЕИРЦ. Теперь этим занимаются ГУ ИСы. Какова сейчас реальная картина?

– Последние три года дисциплина платежей за жилищно-коммунальные услуги растет, и хорошими темпами. Три года назад вовремя платили чуть более тридцати процентов населения, сейчас – свыше семидесяти. Свою роль сыграл Жилищный кодекс РФ. В ст. 155 установлен срок расчета – 10 числа месяца, следующего за отчетным. И дело даже не в том, что жители боятся нарушить закон. Причина, на мой взгляд, в появлении культуры во взаимоотношениях между поставщиками услуг и потребителями в жилищно-коммунальном секторе. Чего, согласитесь, в них всегда не хватало.

– Как вы считаете должников – по головам?

– Нет, в отчетности фигурирует количество лицевых счетов. Прибегну к статистике. Сегодня общая задолженность населения составляет чуть больше месяца. То есть долг, равен сумме месячных начислений. Три года назад он был в 2,5 раза больше. Это средний показатель. Если разбить его на составляющие, то выходит, что с задержкой на месяц платят 9,8 процента владельцев лицевых счетов, на два месяца – 11 процентов, на три – 8 процентов, от четырех месяцев до полугода – 14 процентов, столько же тянут до 12 месяцев. Тридцать процентов общей месячной задолженности приходится на тех, кто должен более года. В общей сложности из 420 228 владельцев лицевых счетов более семидесяти процентов платят вовремя, остальные – тянут. При этом в число должников могут попасть и законопослушные плательщики. Поясню, как правило, после доставки ЕПД за текущий месяц доставляются долговые ЕПД и, если житель оплатил квитанцию 7 или 8-го числа, да еще перед выходными, оплата до поставщиков не дойдет до 10 числа (банковский пробег), а ему придет долговой ЕПД. Вот почему при обращении в ГУ ИС такому жителю ответят, что задолженности нет, так как деньги поступили 11-12 числа.

Уж лучше по-человечески

– Так сколько же в округе злостных неплательщиков?

– Три процента от всех владельцев лицевых счетов. Но их доля в общем долге – самая увесистая. Тридцать процентов! По ним имеется несколько судебных решений, начиная с 1995 года.

– Что это за люди?

– Среди должников встречаются неблагополучные семьи. Есть и малообеспеченные. Немало людей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. К примеру, у женщины умер муж, и она осталась одна с детьми на руках. Мы даем им возможность погасить долг, привлекая к доставке ЕПД. В некоторых районах даже очередь расписана: один расплатился, передал эстафету следующему. Некоторые пишут заявления, вносят каждый месяц по 200-500 рублей, всеми силами стараются избавиться от «головной боли». И нам хочется таким людям помогать.

– Достаточно ли законодательных инструментов для борьбы с должниками?

– Сейчас отработан регламент взаимодействия с судебными приставами. Они могут приступать к работе после того, как выносится судебное решение, и к ним поступает исполнительный лист. Меры к должникам ужесточены. Уже были случаи, когда после сообщения о возможной конфискации автомобиля или о внесении в списки на закрытие доступа за границу, вопрос с долгом решался за пять минут, причем в суммах свыше 50 тысяч рублей. Встречаются «забывчивые», которые вспоминают о долге раз в году, скопом собирают все платежки, сразу выкладывая по сто тысяч.

– Законодательство дает право взыскивать пени за просрочку. Когда эта мера будет введена в Москве?

– При рассмотрении исковых заявлений судами не принимается решение о начислениях пени, ведь должник обязан оплатить не только сумму задолженности, но и госпошлину.

Впрочем, тот факт, что число дисциплинированных плательщиков увеличилось за последние три года в два с лишним раза, говорит о возросшей ответственности москвичей, улучшении их финансовых возможностей. К тому же, работает система социальной защиты, людям дают льготы, субсидии. Эта помощь оказывается вовремя без нарушений графиков, сбоев. Раз государство выполняет свои обязательства, это понуждает и граждан отвечать тем же.

Справки «липового цвета»

– В ГУ ИС есть специалисты, отвечающие за работу с должниками?

– Ими занимается оператор. За каждым закреплено несколько домов, каждый обслуживает около двух тысяч лицевых счетов. Своих должников они могут охарактеризовать абсолютно всех: этот не платит и платить не будет, у этого сейчас материальные трудности. Операторы сообщают о малообеспеченных гражданах, которым без помощи государства с долгами не справиться. Их списки мы направляем в управу, в органы социальной защиты.

– Уходя из дома, гасите свет. Уезжая на море, заплатите за квартиру. Стало ли это, второе, правило – нормой жизни?

– Увы… У нас есть и такой показатель, как динамика платежей. Среднегодовая цифра – около ста процентов. А по месяцам она раскладывается так. В октябре-декабре сбор платежей составляет более ста процентов, потому что люди к концу года стараются «подчистить» долги. В начале года собираем 85-90 процентов, жители не сразу привыкают к новым тарифам. Пока с ними разберутся! Летом процент и того меньше. Ведь как считают: съезжу в отпуск, потом приеду, разберусь. Однако при этом собственники (а их большинство!), мало задумываются вот о чем. Именно летом коммунальные службы готовят жилищный фонд к зиме. Нужны деньги на материалы, на проведение ремонтных работ. Чем качественнее они сделаны, тем надежнее будут функционировать зимой системы тепло- и водоснабжения дома. Каждому надо понять: не заплатил вовремя, значит, компании-поставщику не на что будет поменять ржавую трубу на подходе к дому. Значит, нет гарантии того, что зимой в квартире всегда будет тепло, и горячая вода будет литься из крана без перебоев. За три месяца организации недополучают примерно треть сумм. Когда жители расплатятся с долгами, лето закончится.

– Насколько дисциплинированы дачники, ведь это, в основном, пожилые люди?

– Считают как: привезу осенью справку об отсутствии, подожду перерасчет, а потом и заплачу за все летние месяцы. Многие не хотят переплачивать лишнее. Не понимая, что перерасчет им сделают только за горячую, холодную воду и газ. Остальные услуги, то же техническое обслуживание и отопление, останутся неоплаченными в самый ответственный для коммунальщиков период, когда у них максимальные траты на подготовку к зиме.

– Насколько массовое явление – эти дачные справки?

– Чем выше становится стоимость коммунальных услуг, тем больше справок. Представляют их в разное время в течение всей осени. Поэтому перерасчеты длятся чуть ли не до февраля следующего года. Жители, которые проводят лето дома, возмущаются – нагрузка на их кошельки в эти месяцы увеличивается до неприличия. Объясню, как делается перерасчет. Потребление воды распределяется следующим образом: из показания общедомового прибора учета отнимаются данные квартирных счетчиков, остальное делится на всех оставшихся жильцов. В том числе и на уехавших на дачи, ведь мы не знаем, дома человек или нет. Теперь представьте, один принес справку об отсутствии с середины мая до конца сентября. Все кубометры воды, причитавшиеся на его долю, распределятся и на тех, кто не уезжал, и на тех, кто еще не представил справки. Другой человек привезет справку через неделю, и опять идет перераспределение. И так после каждой справки. Поэтому полгода жители, которые никуда не уезжали, получают платежки с суммой перерасчета за горячую и холодную воду.

– Но мы-то знаем о том, что часть справок – липа. Какое «лекарство» можете предложить?

– Установить квартирные счетчики! Даже ради того, чтобы шесть месяцев в году не оплачивать долговые ЕПД. Это и в интересах граждан, и в интересах ГУ ИС, ведь все негодование падает на головы наших сотрудников. Проверить достоверность справки невозможно: их привозят не только из Московской области, но и из других регионов. Впрочем, право на это есть у управляющей организации, но где взять ДЕЗу такое количество сотрудников? К тому же доказывать то, что справка – липа, придется через суд. Что касается ГУ ИС… Законом установлен порядок перерасчетов, и мы обязаны его исполнять.

– А недостаточно сотруднику ДЕЗ обойти соседей дачников и поинтересоваться, не появлялись ли они в квартире летом?

– Обман порой виден, что называется, невооруженным глазом. К примеру, из справки следует, что с мая по ноябрь на даче проживали не только пенсионеры, но и работающие, студенты, школьники. Маловероятно, что они каждый день ездили в Москву на учебу за тридевять земель. Иногда наши диспетчеры обзванивают квартиры дачников и обнаруживают хозяев дома. Более совестливые забирают свои справки.

Лилия Позднякова

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация