Куда исчезли квартиры?
Такого на рынке не было давно. Число квартир, предлагаемых на продажу, в июне составило чуть более 13 тысяч. Что происходит с рынком, и куда делись квартиры? Эти вопросы я задаю вице-президенту РГР, руководителю компании «САВВА» Константину Апрелеву:
– Как мы и ожидали, цены продолжат и летом свой рост. Он не будет большим, – как минимум, в пределах инфляции, но сохранится. Кроме того, не стоит забывать, в каких единицах позиционируются квартиры. В долларах. А разговоры о том, что доллар не надежен, только ухудшают его позиции. Исходя из этого, люди, имеющие накопления в американской валюте, стараются от них избавиться. Куда вложить? Надежнее недвижимости ничего нет, поэтому для сохранения своих сбережений и покупают квартиры.
– Но почему уменьшается число квартир?
– Да потому и уменьшается, что нет смысла их сегодня продавать. Если бы сказали завтра, что цены упадут, тогда бы многие постарались сбросить на пике цен.
– Тем более, что все кругом говорят, что осенью цены опять могут расти более энергично.
– Я бы не говорил, что будет именно так. Надо смотреть, как будет развиваться мировая экономика и что будет с долларом.
– Но, во всяком случае, никто не говорит, что цены упадут. Правда, иногда кое-кто из аналитиков говорит о пузыре, который может лопнуть, отчего и цены могут упасть.
– Мне кажется, что слово «пузырь» – это чисто спекулятивный термин, оторванный от экономики. То, что сегодня происходит, никак не напоминает пузырь. Это производная от состояния экономики, производная от состояния роста доходов населения. Недавно сказали, что скоро опять будет поднята минимальная заработная плата и пенсии. К чему это приведет? Явно не к стагнации. Поэтому я и не вижу пока никаких угроз, которые могли бы де-факто привести к некоторому снижению цен на недвижимость. Единственное, что может повлиять на цены, – это ситуация с увеличением объемов строительства. Но пока подобное не проглядывается в Москве. Или введение налога на недвижимость от рыночной стоимости. Но и здесь пока у законодателей нет единого мнения. Еще бы я назвал один фактор – возможность кризиса с развитием города. Транспортные и экологические проблемы могут повлиять на выбор людей в пользу другого города или загорода.
– Значит, будет развиваться еще активнее рынок загородной недвижимости?
– Да. Но для этого нам надо создать очень качественного уровня общественный транспорт. В принципе и сейчас строят немало коттеджных поселков, но проживать там постоянно из-за транспортных проблем не очень удобно, сложно добираться на работу. Поэтому люди, купившие загородный дом, используют его больше пока как дачу, то есть выезжают на природу только на выходные.
– И как скоро, на ваш взгляд, эта проблема может разрешиться?
– Думаю, что для этого потребуется не менее 5-7 лет.
– Константин Николаевич, а не связан ли продолжающийся рост цен с уменьшением поступления на рынок количества новостроек? Слышал, что некоторые застройщики просто придерживают квартиры?
– Нет. С моей точки зрения, проблема исключительно в том, что если нет потребности в деньгах, то продавать квартиру нет смысла. А первичный рынок может начать играть ближе к осени. Вполне возможно, что к этому времени произойдет сокращение объемов, что и будет подталкивать цены вверх. А пока крупные компании не испытывают дефицита финансовых средств, они берут кредиты и достраивают дома. У средних же и малых застройщиков может быть и демпинг.
– И с чем это связано?
– Понятно, что демпингуют компании не просто так. Им просто на строительство денег не хватает. Нет и активов, которые можно было бы заложить, чтобы получить кредит. Такие компании мало привлекают людей. Наученные горьким опытом, они не очень охотно отдают таким компаниям свои сбережения.
– Но кто-то все равно покупает и у них. Каковы, на ваш взгляд, риски?
– Основной риск в этой ситуации – недострой. При отсутствии средств компания не сможет построить дом в те сроки, которые прописаны в договоре.