23:30:44
11 апреля 2021 г.

Камиль Ларин: «Жалуюсь на жизнь по-татарски»

В гостях у звездыС Камилем Лариным мы встретились на «Кинотавре», где съемочная группа фильма «День радио», в составе которой артист приехал на кинофестиваль, представляла новую комедию. На площади Зимнего театра перед огромным экраном собралась толпа, которую не смог разогнать даже начавшийся ливень. К Камилю народ обращался вежливо, как к «товарищу полковнику…»

Из бывших электриков

– Камиль, ваш комический театр «Квартет И» прогремел на всю страну, выпустив на экраны с перерывом в год два замечательных спектакля «День выборов» и «День радио». Почувствовали ли вы себя знаменитым, проснувшись на следующее утро после премьеры?

– Это раньше так было: актер, снявшись в фильме, назавтра становился знаменитостью – о нем узнавала вся страна. Сейчас столь бурных реакций нет, хотя иногда меня действительно начали узнавать. Вот не так давно нарушил правила дорожного движения. Меня остановил сотрудник ГИБДД, заглянул в салон и, улыбаясь, сказал: «Такие люди – и нарушают?!». Штрафовать не стал. Это приятная сторона нашего дела.

– Как-то Армен Джигарханян рассказал, что после роли криминального авторитета отдельный контингент зрителей стал его отождествлять с этим героем. А где-то на периферии даже предложили поучаствовать в местных «разборках»… Вы сыграли человека, выдающего себя за полковника ФСБ. У вас подобных коллизий не возникало?

– В Калининграде на презентации картины «День выборов» ко мне подошел человек со словами: «Камиль Ренатович, а я ведь тоже эфэсбэшник…» Я растерялся сначала, но потом собрался и спросил: «Т-а-а-ак, а у вас какое звание?» – «Майор». – «А у меня – полковник!» Мы с ним побеседовали, он оказался очень приятным парнем, этот эфэсбэшник. Но, думаю, что нынешний зритель все-таки чувствует разницу между актерством и реальной жизнью.

– В фильме «День радио» есть эпизод, когда вы долго и трогательно жалуетесь по телефону маме на жизнь, причем по-татарски. А какие отношения связывают вас с вашей реальной семьей, в которой выросли?

– Родился в Волгограде. У меня там и по сей день живут родители, сестра, родственники. Вырос в татарской семье, в обычной городской квартире. У нас был двор, в котором можно было легко схлопотать тумаков. Драки сменялись занятием спортом: во времена, на которое пришлось детство, в городе работало много секций – бокса, каратэ, тяжелой атлетики. Я даже как-то случайно забрел на территорию шахматистов. В шахматы прекрасно играет отец, он и меня научил. Отец – человек серьезный, сдержанный, а мама, напротив, – веселая, артистичная, знает массу прибауток на все случаи жизни, прекрасно разбирается в поэзии. Характером я, видимо, пошел в маму. Благодаря ей даже стал писать стихи.

– Процитируете что-нибудь на злобу дня?

– У меня есть шуточные стихи «Про нашу молодежь». Ту самую, которая делает себе всевозможные татуировки, прокалывают нос и пупки, вешает серьги.

Белые груди на мокром песке –
Я загораю с сережкой в соске.
В попе сережка, сережка в пупке,
В ухе, над бровью, и две в языке.
Я истязаю себя, но люблю
Делать тату (жаль, не сделать во рту).
Тело мое – как искусств галерея,
В зеркало гляну – и сразу добрею:
В общем, красавица – просто балдеж!
Да… вот такая теперь молодежь.

– Ваши родные имели отношение к театру или кино?

– Никакого. Они работали инженерами на деревообрабатывающем комбинате. И поначалу не приветствовали мое желание стать актером. Как и всякие нормальные родители, хотели, чтобы у их сына была нормальная серьезная профессия. Исключительно ради того, чтобы их успокоить, я до ГИТИСа окончил энергетический техникум.

– А в ГИТИС поступили с первого захода?

– Со второго. Еще будучи студентом энергетического техникума, поступил сначала в Саратовское театральное училище. Но родители попросили вернуться домой, что я и сделал, пообещав, что доучусь и «корочку» в техникуме получу. В ГИТИС поступал, имея профессию техника-электрика четвертого разряда…

Коммунизм на пятерых

– С первой профессией простились окончательно?

– Окончательно простился с ней, когда устроил грандиозное замыкание в нашем доме, уже живя с семьей в подмосковных Химках… «Система коридорная», света почему-то не было, я что-то мудрил-мудрил, подключил и… в итоге обесточил весь дом. Еще хорошо, что никто не пострадал.

– В аналогичном эпизоде (фильм «День Радио») в лифте со своими гитарами застряли «Чайфы»…Судя по всему, этот ваш случай вошел в спектакль и в фильм?

– Наверное, я в какой-то момент рассказал эту историю ребятам. А поскольку «Квартет И…» всегда выступает автором своих спектаклей (даже если в основу положен литературный материал других драматургов), то возможно, они эту историю оценили.

– «Квартет И…» занимается литературной деятельностью для театральных, радио- и телевизионных проектов, благодаря чему вы выросли в серьезных авторов-драматургов, творчество которых пользуется спросом. Как вообще создавался «Квартет И…»?

– Мы закончили РАТИ и решили курсом основать свой театр: за годы учебы сложились схожие взгляды на творчество и жизнь. Все сказали «да», но с годами народ стал потихоньку отваливаться: кто-то ушел на радио, телевидение, кто-то вообще уехал. Нас осталось четверо – активная группа плюс режиссер. Поэтому и назвали театр – «Квартет И…», давая понять этим многоточием, что от-крыты к творческим контактам, и к нам может присоединиться любой артист, разделяющий наши убеждения.

Раньше собирались и писали тексты вместе, сейчас разделили функции: кто-то пишет, кто-то дает интервью, кто-то выступает. Все равно гонорары делим поровну. У нас маленький коммунизм на пятерых.

– Вы перекочевали из Волгограда в Москву лет двадцать назад. На родине часто бываете?

– Ежегодно стараюсь ездить в отпуск, чтобы повидать родню. И каждый мой приезд сопровождается застольями, нескончаемыми разговорами, распросами, обсуждением моих планов… В моих жилах течет татарская кровь, и в семье по сей день разговариваем по-татарски. В картине «День Радио» я маме жалуюсь на жизнь по-татарски, спрашиваю, как у нее дела, рассказываю, что «меня сегодня током ударило». Этот диалог – не набор пустых звуков. Это настоящий татарский язык.

Семья не ортодоксальная, но основные обычаи все-таки соблюдаем. Всегда отмечаем Рамадан. Помню, бабушка весь день с рассвета до заката ничего не ела, но после заката они вместе с дедом садились за стол. На праздник обязательно резали барашка, разговлялись. Сначала не придавал этому значения, но с годами пришло новое отношение к традициям и вере.

Мама великолепно готовила пироги с вишней, курагой, капустой и беляши с мясом – перемячу.

От подлещика до гольфа

– Ваш герой в фильме «День радио» все время прикладывается к бутылке, а в «Дне выборов» стоически пытается бросить пить. Про вас ходят слухи, будто вы, как и артист Георгий Вицин, всю жизнь игравший алкоголиков, вообще не употребляете спиртное…

– Слухи несколько преувеличены. А с эпизодом, где мой герой регулярно прикладывается к бутылке, однажды случился казус. После спектакля «День радио» ко мне подошла татарская семья: «А знаете ли вы, что таким поведением на сцене позорите татарскую нацию?» – «Каким образом?» – «Вы – татарин, мусульманин, поэтому не должны пить». – «А вы, – спрашиваю, – в жизни никогда не встречали пьющих мусульман? Я лично встречал, хотя тоже считаю, что это плохо. Должен же я своим искусством обличать этот порок?!»

– Ваш любимый алкогольный напиток?

– Под хорошую закуску, под борщ, огурцы и соленые грибки нужна, конечно, водка. Иногда могу в охотку выпить пива, особенно если имеется лакомство в виде вяленого леща или чехони. Привожу эту рыбу с Волги.

– Вы – рыбак?

– Не самый заядлый, но спиннинг и удочки у меня есть. Когда снимали «День выборов», то плыли на судне по Волге. Вот уж порыбачили! Заядлые рыбаки у меня тесть и теща – они знают на Ахтубе (это приток Волги) все самые интересные места, и когда мы к ним приезжаем, то, естественно, отправляемся на рыбалку. Она приносит умиротворение и великолепно снимает все стрессы.

– Чем еще увлекаетесь?

– Футболом. Мы в «Квартете И…» все активно им занимаемся. Десять лет кряду были организаторами турниров по футболу между театрами. Так что регулярно езжу в «Лужники» тренироваться.

А вот на лошадь впервые сел во время съемок фильма про Льва Толстого, где играл Андрея Болконского. За час до съемок мне показали, где у лошади «тормоза», где «газ» — и я поехал…

Еще люблю автомобили. А в прошлом году увлекся гольфом. Приехали в Финляндию большой командой отдыхать, где, кстати, был и Алексей Кортнев, который вместе с группой «Несчастный случай» много лет играет в наших спектаклях. Взяли велосипеды, катались, ловили рыбу, отдыхали. И серьезно пристрастились к гольфу, играли пять дней подряд. Нам даже выдали карты, разрешающие играть на всех полях мира.

С Кортневым мы познакомились на посиделках в Доме актера. И в какой-то момент поняли, что дышим одним воздухом. Пришла мысль написать пьесу про радио, и в этой пьесе в качестве отдельного музыкального блока будет десять номеров Алексея Кортнева и его группы. Сейчас, после семилетнего аншлагового существования «Дня радио», вместо Кортнева и группы «Несчастный случай» иногда в спектаклях играют Дмитрий Певцов и группа «Бобры».

Ну, «заяц», погоди!

– Давайте вернемся к вашей семье. Как вы познакомились с супругой?

– Познакомились… на вокзале. Она ехала домой, и я тоже – мы оказались земляками. Но я взял билеты на поезд, который уходил пятью часами позже. Проходя по перрону, надеялся, что договорюсь с кем-то из проводников, чтобы забрали меня с собой, и увидел знакомую проводницу. Рядом с ней стояла красивая девушка. Она собиралась уезжать на отходящем поезде «зайцем». С проводницей быстро столковался, и с девушкой мы оказались в одном купе. В тот вечер я прочитал ей все стихи, которые знал, гадал по руке, покорял ее и выпендривался, как мог.

В этом году будем отмечать 19-летие знакомства.

– Чем занимается супруга?

– Она – домохозяйка, занимается домом и нами – мною и сыном. Вкусно готовит, лучше всего у нее получаются первые блюда. Сам я тоже умею стряпать, иногда, оставаясь дома один, когда семья уезжает отдыхать, могу мясо пожарить и суп сварить. Три года жизни в общежитии на Трифоновской даром не прошли.

К слову сказать, там жило много актеров, а также студентов танцевального и музыкального отделений ГИТИСа. Вокалисты, например, выходя утром из туалета, начинали громко петь и будили нас своими оперными ариями. Я заканчивал эстрадный факультет, среди прочих предметов у нас были и танцевальные дисциплины, и вокал. Так что мы тоже пели им в ответ.

Когда стало не хватать денег, устроился работать почтальоном. Потом понял, что могу уже зарабатывать профессией. Стал писать пародии на Милляра, Гарина, Левитана, Озерова. И с этими пародиями влился в студенческую бригаду, в которой кто-то пел, кто-то танцевал, кто-то читал свои стихи. Тем и зарабатывали.

– «Квартетовцы И…» дружат семьями, или вам достаточно общения на работе?

– Конечно, дружим. Раньше часто ездили друг к другу в гости, особенно, если нужно было помочь сделать ремонт у кого-то в квартире. Вспоминаю, как у нас дома меняли трубы, так мы всей семьей переехали жить к Леше Барацу. Но сейчас помимо спектаклей у нас много мероприятий, на которых мы работаем – презентации, выступления. Выходных почти не остается, а когда они вдруг случаются, хочется провести время с собственной семьей.

– Ремонт в квартире своими силами делали?

– Сначала пригласили профессиональных дизайнеров, но потом я понял, что самый лучший дизайнер нашего семейного очага – моя собственная жена.

Когда в квартире еще совсем не было стен, супруга все сама нарисовала на плане, поделила пространство перегородками, подогнала все объемы по сантиметрам.

Кое-что я могу сделать сам: дрель у меня в руках, как родная. Могу просверлить дырку, вставить дюбели, забить гвоздик, шурупчик вкрутить, повесить полку… Единственно, что мне не дается – сантехника: если берусь чинить краны, то все потом начинает течь. Хотя, однажды удалось достаточно удачно поставить теще новый бачок в туалете.

– Почему при решении интерьера выбрали темный цвет древесины венге?

– Он нам нравится, к тому же это сейчас модно. Причем мы его комбинируем со светлыми тонами. У нас кровать – венге, плафоны – венге, а стены светлые.

– Вы увлекаетесь фэн шуй?

– Увлекаемся, но без фанатизма. Начитался книг про грамотную организацию пространства и уяснил, что в доме должно быть много… колокольчиков. У меня их теперь целая коллекция. Их можно «колоколить» время от времени.

– Что говорят гости, когда приходят к вам в дом?

– Говорят, что стильно получилось.

Приходите поболтать о кризисе

– Ваш новый спектакль «Разговоры мужчин среднего возраста о женщинах, кино и алюминиевых вилках» оказался неожиданным и очень симпатичным.

– Это спектакль о кризисе мужчин среднего возраста. Четверо представителей сильного пола в возрасте от 37 до 41 говорят на сцене именно о том, что их интересует, и именно то, что они об этом на самом деле думают. Говорят об отношениях с женщинами, о неудовлетворенных амбициях, голливудском кино, об изменах, о вот только что (по ощущениям) закончившемся детстве, о ложном пафосе и приближающейся старости. 2 часа 45 минут, что идет спектакль (без антракта, кстати), пролетают на одном дыхании.

– И, похоже, каждому из присутствующих в зале есть что добавить от себя к этой коллекции историй о взаимных мужских и женских обидах, о «кривой женской логике», о фальши в жизни и искусстве. А какой бы вопрос вы задали сами себе, будучи журналистом?

– «Счастлив ли ты?» И сам себе ответил бы: «Счастлив!»

Елена Булова

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация