Конкуренции между малоимущими и состоятельными очередниками не будет
Недавно Московская городская Дума приняла изменения в закон «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения». В столице вводится новая категория «граждан, нуждающихся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ».
Теперь наряду с «традиционной» очередью, то есть с очередниками прежних лет постановки и теми, кто встает на учет по новому Жилищному кодексу, на помощь города в решении своих проблем могут надеяться москвичи, которые частично не соответствуют установленным Кодексом кондициям постановки на учет.
Эти граждане должны удовлетворять всем прежним требованиям признания нуждающимися в жилых помещениях, за исключением «малоимущности». И поскольку речь идет не о самых бедных людях, рассчитывать они могут на приобретение жилья исключительно по возмездным, но льготным формам. Имеются в виду субсидии, покупка с рассрочкой платежа, социальная ипотека и прочие. Все эти механизмы давно и весьма широко используются очередниками прежних лет постановки, теми, кто принят на учет до 1 марта 2005 года.
С точки зрения терминологии, отличить очередников от новой категории граждан просто: первые нуждаются в помещениях, вторые – в содействии.
Автора этих строк всегда интересовало положение граждан, чьи жилищные условия чуть-чуть не соответствуют требованиям постановки на очередь. Для него самого это самое «чуть-чуть» стало в свое время препятствием для принятия на учет. Поэтому ему хорошо понятна ситуация тех, кто сегодня назван законом нуждающимся в содействии. Им действительно надо помогать. Иначе получается, что жилищные условия у них практически такие же, как у тех, кого на очередь ставят, но по формальным соображениям они не могут рассчитывать ни на какую помощь никогда. Обреченность на всю жизнь…
С другой стороны, помочь этим людям, значит, предоставить им жилье на льготных условиях, то есть поддержать материально, деньгами. Но дать одному автоматически означает отобрать у другого, может быть, еще более нуждающегося. Возникает непростая ситуация. Обсудить ее с нами согласился руководитель Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы Петр Сапрыкин.
– Петр Васильевич, так как же решается проблема?
– Вы, в целом, верно воспринимаете смысл нового закона. Этическая же сторона вопроса вполне разрешима. Те, кто встанет в очередь за содействием, смогут воспользоваться только возмездными формами улучшения жилищных условий. Поэтому они никак не составят конкуренции малоимущим гражданам, которые сейчас встают на очередь и имеют право исключительно на бесплатное предоставление жилья. Это параллельные, но разные потоки. Правда, точно такими же возмездными формами могут воспользоваться сегодня все очередники, вставшие на традиционную очередь до 1 марта 2005 года. Но при этом приоритет в обеспечении будет отдан «старым» очередникам, а не тем, кто встал только что.
– Иными словами, нуждающимся в содействии пока дали надежду. Но реализована она будет все-таки не раньше, чем для прежних очередников.
– Совершенно верно, если речь идет о возмездных формах. При этом надо понимать, что далеко не все, кто встал в очередь до принятия нового Жилищного кодекса, смогут воспользоваться возмездными формами, – по разным причинам. Одни не захотят, у других нет реальной возможности и т.д. По нашим прикидкам, половина старой очереди уж точно не сможет к ним прибегнуть, и будет ждать бесплатного жилья. Вот и считайте: от прежней очереди осталось порядка 145 тысяч семей, половина от них – это 70 тысяч. Пока с ними не рассчитаемся, просто не сможем перейти к нуждающимся в содействии.
Другое дело, может получиться так, что в группе, кому нужно оказать содействие, окажутся отдельные категории граждан, которым будет решено отдать определенное предпочтение. В порядке предположения попробую назвать многодетные семьи. До сегодняшнего дня они могли встать в очередь на жилье, если соответствовали трем условиям: 10 лет проживания в Москве, менее 10 кв. метров общей площади на человека и материально малообеспечены. Но представим многодетную семью с неплохим достатком, у которой есть 10 лет «стажа», и есть менее 10 кв. метров. По новому закону мы можем принять ее на учет нуждающихся в содействии. Но она – многодетная, там больше пяти детей. Допускаю, что им правительством города при определенных условиях будет отдан приоритет перед очередниками, вставшими на учет раньше.
– То есть среди претендентов на возмездное жилье первыми будут, в основном, старые очередники, хотя возможны и редкие исключения. А как планируется соотносить по срокам тех, кто ожидает бесплатное жилье, и тех, кто нуждается в содействии?
– Это разные очереди, поскольку люди стоят за разным «товаром». И может получиться так, что вставшие сегодня за бесплатным жильем получат его позже, чем кому-то из новой категории будет оказано содействие в приобретении. Я говорил, что из традиционной очереди, по нашим оценкам, лишь примерно половина людей воспользуется возмездными формами. Но это же не значит, что после них мы эти формы отменим.
Критерии нуждаемости трудно устанавливать только двумя словами: «да» или «нет». Переход от одного к другому в реальной жизни не такой четкий, он размыт. Но считаю, что одно требование должно быть абсолютно жестким – это 10 лет проживания в Москве. А вот грань по занимаемой площади – вопрос. Есть ли принципиальная разница между 10 кв. метрами на человека, и 10,1?
Сейчас город пытается посмотреть немного вперед. В 1998-м мы меняли нормы постановки на учет. Было 5 метров жилой площади, стало 10 метров общей. Но за гранью этих 10 метров есть огромный слой жителей столицы, чья жилплощадь не дотягивает до 18 метров – до социальной нормы. И есть задумка смещать порог 10 метров в сторону большей обеспеченности. Но это на будущее.
Конечно, многим хотелось бы уже сегодня объявить, что мы поставим на очередь всех москвичей, у кого меньше 15 кв. метров на человека. Однако это был бы слишком «революционный» шаг. Сегодня он не обеспечен ресурсами.
Устанавливая те или иные критерии, надо смотреть, какой объем обязательств город при этом приобретет. И насколько эти обязательства выполнимы. Мы подготовим свои предложения правительству. Но решение (я бы назвал это решение политическим) будет принимать правительство, Дума, мэр.
– А если пофантазировать на тему примерных сроков и объемов помощи новой категории нуждающихся в содействии…
– Неблагодарное занятие. Ну, представьте: человек, не признанный малоимущим, встает сегодня на очередь. Разве можно сказать, когда он получит бесплатную квартиру, если в Москве 160 тысяч семей уже стоят на очереди?
Только не надо на этом основании полагать закон мертворожденным. Это будет вполне жизнеспособный, действующий закон. Вы же, наверное, слышали, что мэр принял решение о преимущественном строительстве жилья по городскому заказу. Сегодня мы хотим, чтобы не менее 50 процентов жилья в городе возводилось для социальных целей. Тогда в 2009-2010 годах получим более трех с лишним миллионов кв. метров в год на городские нужды. Это хорошая прибавка к тому, что было в прошлые годы. Напомню: по уже утвержденной программе строительства на территории города в следующие два года всего должно возводиться по 6,5 млн. кв. метров. Мы со своей стороны готовим предложения, чтобы по 3,25 млн. метров выделялось на решение социальных задач.
В обеспечении очередников есть существенные прорывы. Скажем, удалось уменьшить число нуждающихся на 20 процентов по сравнению с 1994 годом. А ведь в последующий период мы ощутимо повысили норму постановки на учет. За счет этого одно время очередь вплотную подобралась к отметке 200 тысяч семей. Потом долго топталась почти на месте. А сейчас в ней около 160 тыс. семей. Это с учетом вставших по новому Жилищному кодексу.
Кроме того, ежегодно переселяем из ветхих сносимых домов по 20 тысяч с лишним семей. Это тоже серьезный шаг. У нас заметно сократилась доля коммуналок. Их в городе осталось всего 2,5 процента. В момент начала работы по расселению на долю коммунальных квартир приходилось более 10 процентов жилищного фонда.
Конечно, очередь сокращается не так быстро, как бы всем, и, прежде всего, самим очередникам, хотелось. Но прогресс налицо. И это реальность.