Стройкомплекс Москвы выжил, чего и всем желает
Москва отмечает двадцатилетие создания системы управления своим градостроительным комплексом. Юбилейной дате была посвящена научно-практическая конференция под девизом «Время строить и сохранять». Столичные строители решили оглянуться на пройденные годы и одновременно посмотреть немного вперед, чтобы лучше понять, кто они, что они и куда они.
Выжили, и достойно
Юрий Лужков расценил плоды работы столичных строителей в новых условиях как «результативные». Один из едва ли не самых важных итогов состоит в том, что строительный комплекс вообще выжил в отличие от ряда других отраслей реального сектора экономики. По «тем» деньгам строительный комплекс получал 4 млрд. рублей (по нынешнему курсу раз в двести больше). А возвращал результатами работы 8 млрд. «Строители никогда не были обузой государства. И, тем не менее, оно сказало: теперь денег нет. Как хотите. У кого нет желания и способностей решать проблему – умирайте. Что собственно и случилось с подавляющим большинством строительных организаций в субъектах Федерации», – заключил Юрий Лужков.
Столичные власти предельно остро ставили перед «руководством господина Гайдара» вопросы о том, что нельзя не строить школ, не решать социальных проблем. Но городу отказали и в понимании, и в помощи.
Тем не менее, комплекс выжил. И не только выжил сам, но и помогает сейчас в реанимации строительства по всей России. Московские организации работают в 57 крупных городах страны. Причем не примитивно везут своих строителей в регионы, а помогают встать на ноги подрядчикам на местах, передавая им проектную документацию, делясь своим «ноу-хау» в организации работы, содействуя финансами.
Основным материальным итогом двадцатилетия стали 80 млн. кв. м жилья. Иными словами, за это время город обновился более чем на треть. В среднем на год приходится по 4 млн. кв. м. Это при условии, что начало рыночных отношений было отмечено «обидными» для столичного строительства 1,2 млн. кв. м в год.
Но не жильем единым живет комплекс. Построено громадное количество школ. В последнее время ежегодно вводится по 100 детских садов. Не проходит года, чтобы в городе не отстраивалась пара капитальных объектов культуры. В нынешнем году должны ввести 56 физкультурно-оздоровительных комплексов. Впрочем, не станем тратить время на оглашение полного перечня достижений, тем более что у москвичей и так все перед глазами. Переключимся на задачи.
Рассчитывать только на себя
По словам руководителя Стройкомплекса Владимира Ресина до 2025 года в Москве предстоит построить свыше 90 млн. кв. м жилья. Это и много, и мало одновременно. Много, потому что в предстоящие 17 лет надо возвести на 10 млн. больше, чем за предыдущие двадцать. Но мало в сравнении с ориентирами жилищного национального проекта. Называя цифру в 90 млн., Владимир Ресин тут же напомнил о сформулированной Владимиром Путиным задаче строить по 1 кв. м на человека в год. А столичные амбиции, если посчитать, простираются лишь до 0,6 кв. м. Тому есть причина.
Строители и готовы бы строить больше (неспроста же они в поисках приложения сил расходятся по всей стране), да негде. Город зажат административными границами. Напрямую об этом никто не говорил, но проблема очевидна. Чтобы соответствовать уровню нацпроекта, в Москве надо строить 10 млн. кв. м в год. Расход земли примерно таков: 1га территории на 25 тыс. кв. м жилья. То есть нужен участок размером 2 км на 2 км (400 га). Попробуйте мысленно найти на карте города такой абсолютно свободный кусок земли. И так каждый год! А уплотнительной застройки жители совершенно справедливо не хотят.
При этом столице трудно рассчитывать на поддержку извне. Во всяком случае, факт таков, что вместо того, чтобы передать неиспользуемые министерством обороны участки в собственность города под социальную застройку, их пускают с молотка коммерческой структуре. Или Москва просит законодательно включить строительство жилья по городскому заказу в перечень государственных нужд. Это значительно бы упростило процедуру сноса жилого «хлама» и ликвидации промзон. Не касаясь здесь обоснованности той или иной позиции, отметим, что Госдума, судя по реакции ряда депутатов, не склонна пойти навстречу этой просьбе. Прикупать участки за МКАДом, в области, тоже не разбежишься, там прекрасно знают цену своей земли. Более того, городу приходится от поползновений со стороны отстаивать то, что принадлежит ему по закону, как это происходит в Щербинке.
Резервы конечно, есть. Это снос «хрущевок», сокращение промзон, только что одобрено предложение запрятать под землю высоковольтные линии электропередачи. Но все это требует серьезного приложения рук, каждый следующий метр дается все дороже. Да и не так много метров на самом деле высвобождается при сносе пятиэтажек, как кому-то кажется. Но об этом как-нибудь в другой раз.
И похожая ситуация во всем. Взять, к примеру, транспорт. По словам Владимира Ресина, Москва сегодня вкладывает в строительство метро в девять раз больше, чем четыре года назад. За счет этого в ближайшие пять лет планируется построить более 15 км новых линий. Но для нормальной работы метрополитена надо еще 130 км. Тут бы самое время подключиться государству, тем более, что в Москву ежедневно приезжают 3 млн. гостей со всей страны. Но на федеральном уровне не спешат, выжидают.
Мэр привлек внимание к строительству инженерных сетей, которое всегда было сложной задачей. Проблема в нехватке средств. Из-за того, что в свое время Минфин не поддержал предложение столицы сохранить дорожный фонд, время было потеряно. Теперь Москве приходится выделять на инженерную и транспортную инфраструктуру без малого 1 трлн. рублей.
Забрезжил свет в конце тоннеля
По понятным причинам особое место в строительстве отведено городским социальным программам. По масштабам самой развитой оказалась программа расселения ветхих и аварийных домов. Оттуда ежегодно переезжают в новые квартиры около 20 тыс. семей. Коэффициент переселения в среднем по городу составляет 1,6-1,7. То есть практически все семьи существенно улучшают свои условия. Всего снесено около 5,5 млн. кв. м, для переселения жителей было построено порядка 8-9 млн. кв. м.
Но более «чувствительной» для москвичей, предполагаю, является программа обеспечения очередников. Последнее время с жилищного учета ежегодно снимается порядка 18 тыс. семей. Параллельно с бесплатным предоставлением квартир в городе развернута система возмездного льготного приобретения очередниками жилья в собственность. На ее долю приходится чуть более половины продвижения очереди. Жилплощадь приобретается по фактической себестоимости. Москвичам с продолжительным сроком ожидания в очереди предоставляется дополнительная скидка с себестоимости. Как подчеркнул первый заместитель руководителя Департамента жилищной политики Николай Федосеев, «для них цена снижается до 9 тыс. руб. за кв. м при рыночной стоимости аналогичного жилья около 130 тыс. руб».
В этот момент мое внимание привлекла реплика одного из сидевших рядом коллег: «а они еще выбирают и нос воротят». Иначе говоря, очередники «заелись». Действительно, жилье по такой цене – просто подарок. Но в то же время формально эти люди имеют право получить его бесплатно и в течение полутора лет приватизировать. И коль скоро все же платят деньги, то, наверное, имеют право заглянуть коню в зубы. Тут ведь свобода выбора.
Но главное в теме очереди все же в другом. Долгое время она по числу семей топталась практически на месте. В худшие годы в ней насчитывалось 218 тыс. семей. И только недавно удалось принципиально переломить ситуацию к лучшему. По заявлению Николая Федосеева, за последние 4 года число очередников сократилось на 20%.
Первая реакция – не столь уж велик прогресс. Но если бы так и дальше, то через 16 лет с очередью в ее традиционном российском понимании было бы вообще покончено. Вообще! Это был бы Результат с большой буквы. Не сглазить бы.