06:43:59
25 ноября 2024 г.

Там чудеса, там тигры бродят

В гостях у звездыПосещение зоопарка – одно из самых интересных развлечений в любом возрасте. Часто сюда приходит и художник-анималист Ирина Маковеева. Не только для отдохновения души. В результате ее посещений звериного царства на свет появляются чудесные зарисовки.

Улитка не спеша квартиру перешла

– Ирина, ваши модели – не профессиональные натурщики, усидчивостью не отличаются, а если и отдыхают, то не в самых выгодных для художника позах. Тигры же на этих рисунках так хороши, будто знают, что их рисуют и хотят выглядеть наилучшим образом…

– Помогает длительное наблюдение, стараешься увидеть силуэт, окрас, характер, фактуру.

– Такая любовь к животным из детства?

– Да нет. В семье, где трое детей, родителям было не до домашних животных.

– А дочка, пока росла, просила зверушек?

– Конечно, но я обошлась улитками.

– ?!

– Они неплохо чувствуют себя в домашних условиях. Сначала у нас были ампулярии, такие рыженькие, немного больше грецкого ореха. Они даже отложили икру, но нужен был дополнительный подогрев, а мы этого не знали, и икра погибла. Потом нам подарили двух африканских улиток – эти были побольше, они вырастают до шестнадцати сантиметров. Нравилось за ними наблюдать – это как замедленное кино. Да и ребенок был доволен.

Гусь лапчатый

– Как же получилось, что стали анималистом?

– В институте был очень хороший педагог Михаил Максимович Кукунов, замечательный художник-анималист. Он приучил нас раз в неделю приходить в зоопарк и рисовать.

– И кто стал первым объектом?

– Михаил Максимович сначала всех вел к водоплавающим.

– Но для начинающегео художника птица – натура не из легких. Оперение, пух…

– Зато мало конечностей. А тельце может нарисовать каждый…

– Ну, уж и каждый!

– Во всяком случае, это не так сложно, а вот правильно приставить лапки – задача не многим новичкам по силам. И если научился, можно считать, что состоялся как анималист.

– А приходилось рисовать экзотических? В Африке, например, бывали?

– Нет, но собираюсь. Друзья недавно вернулись из Серенгети, это Танзания, делились впечатлениями. Меня однажды пригласили с персональной выставкой на Мальту. Вот, думала, порисую там что-то необычное. Что вы! Там даже собак нет! Одни кошки, да и тех мало.

Вообще-то стараюсь следовать завету учителя: пока российских зверей не перерисуешь – экзотикой не увлекайся.

– И многих уже нарисовали?

– Да, но и немало осталось. Кстати, о тиграх, с которых начали разговор. В 2001 году при содействии Британского посольства был создан благотворительный фонд «Амур» по спасению амурских тигров и дальневосточных леопардов. Я много с ним сотрудничала.

– А что может сделать художник?

– Организовывали экспозиции, проводили «Дни амурских тигров», массу других мероприятий. Приезжал из Великобритании принц Майкл Кентский, принимал участие в работе фонда, помогал средствами. «Амур» устраивал выставки-продажи моих картин в Лондоне и Москве… Короче, к вашему вопросу: задача художника, прежде всего, привлечь внимание к проблеме.

Ведь из-за деятельности человека ареал обитания этих ценных животных постоянно сокращается, а еще пожары. К 2001 году осталось двести тигров, с леопардами вообще катастрофа – всего двадцать особей! В результате работы фонда популяция тех и других уже увеличилась вдвое.

Борзые с русским характером

– А каких еще животных любите рисовать?

– Охотничьих собак, особенно борзых. У них русский характер – долго лежат, потом быстро бегут.

– Да, собаки у вас великолепны – так мчатся, что, кажется, вот-вот слетят с бумаги. Приходилось наблюдать их воочию?

– И не раз. Приглашают охотничьи хозяйства.

– Ездите на охоту?

– Нет, охота – дело довольно специфическое. Собак и без охоты часто вывозят на природу. Здесь и наблюдаю их игры и беготню. Такс тоже люблю рисовать, хотя «конструкция» у них совсем другая, но характер такой же.

– Собаки у вас получаются разные: вот улыбается мягкий, как игрушка, скотчтерьер, а вот рядом насторожились строгие, как преподаватели, доги…

– Собачьих пород, кажется, триста, и половину я точно уже рисовала.

С глухаркой-мамой шутки плохи

– Ирина, расскажите, в каких интересных местах бывали?

– Вспоминается Кандалакшский заповедник на Белом море. Там я познакомилась с необыкновенным человеком, орнитологом Виталием Витальевичем Бианки – сыном знаменитого писателя. Он проводил научную работу в этом хозяйстве, где сохраняются, наблюдаются различные виды северных птиц, в частности, гаги, известные поставщики лучшего в мире пуха. Заповедник представляет собой несколько островов, на одном из них, на биостанции, я жила и рисовала (в основном, на берегу), все 24 часа в сутки, поскольку стояли белые ночи. Птиц было много – чайки, кулики-сороки…

– Никогда о таких не слышала…

– Они белобоки и похожи на сорок, очень красивые.

Местные специалисты предупредили, чтобы я была осторожна: на острове высокие приливы. С перепадом в пять метров. Как-то раз биологи даже бежали от приливных волн, море опережало их, и выбирались люди уже по пояс в воде.

Однажды решила прогуляться в глубь острова – порисовать пейзажи. Троп там нет, вместо них – деревянные настилы. Вдруг окружающая тишина взорвалась каким-то шумом, треском, хлопаньем – на меня из чащи неслась большая птица. Я даже не сразу поняла, что это глухарка и что я потревожила ее выводок. Мамаша распушилась и устрашающе затрещала крыльями. Я просто замерла от страха, она – тоже. Наступила тишина. Только, казалось, слышалось негромкое шушуканье, совсем, как у писателя Виталия Бианки: – «Вы здесь?» – «Здесь, здесь.» – «Не высовывайтесь, она еще не ушла.». Я тихо удалилась.

И красавец печатный станок

– Офорт – по французски eau forte – означает «крепкая вода», то есть кислота. Но использование кислоты в семье, где есть дети, опасно.

– Кислоте не доверяю: где-то лучше протравит, где-то хуже. Предпочитаю технику «сухая игла», процарапываю рисунок на металле – цинке, меди, латуни. Оттиск отличается красивым, сочным, бархатистым штрихом. Этой техникой увлеклась давно – на гонорар с одной из первых выставок, когда Дарвиновский музей впервые купил часть моих работ, приобрела печатный станок. Вот он стоит, красавец, и служит мне уже двадцать лет.

Построил сам?

– Ирина, вы живете в городе Химки. И родились здесь?

– Я –архангелогородка, третий ребенок в семье. Родители – поморы – познакомились в Архангельской лесотехнической академии, поженились еще студентами. Когда мне было два года, отца пригласили работать в Химки, где создавался НИИ лесной промышленности. Специалистов приехало много – из Ленинграда, Вологды. Жилья отчаянно не хватало. Нам предоставили комнату, в которой жили вшестером: родители, трое детей и няня – шестнадцатилетняя девушка из северной деревни, наша дальняя родственница.

Шли первые «хрущевские» годы, пресловутый квартирный вопрос стоял очень остро. Было решено возводить дома для молодых специалистов. Гастарбайтеров тогда не было, рабочих-строителей не хватало, и специалистам высшего звена, которые хотели получить жилплощадь и имели на это право, предложили трудиться на стройке после основной работы. Отец согласился одним из первых.

Это давало право получить квартиру в первую очередь. Отец и присмотрел эту трехкомнатную, 52-метровую, с окнами на три стороны света, с двумя балконами – во двор и на Ленинградское шоссе.

Квартира по тем временам считалась шикарной, и хотя времена были уже «хрущевские», потолки еще оставались «сталинскими» – более трех метров.

Сама и ремонтируй!

– Где-то в середине восьмидесятых объявили, что в доме скоро начнется капитальный ремонт, которого очень ждали. Но грянула перестройка, все изменилось, и ремонт я решила делать сама, не то, чтобы своими силами, скорее – своими средствами. Правда, и того, и другого ушло немало.

Начала с потолков. Перегруженное Ленинградское шоссе создает вибрацию, и потолки уже на третий год после ремонта ползут трещинами. Сделала подвесные – из гипсокартона, трещин теперь не видно.

Потом пришла очередь пола. Первоначальный, дощатый был так хорошо сработан, плотно пригнан, что строители, которые клали паркет, сказали, что его даже не нужно выравнивать.

– Может, им просто не хотелось утруждаться?

– Нет, паркет уже пять лет хорошо служит – не расходится и не растрескивается. Ремонт делала капитальный, не оставила ни одного старого гвоздя. Избавилась от ванны, поставила душевую кабину – очень удобно.

Поменяла все коммуникации, электропроводку. Раньше у нас часто выбивало пробки: старый дом не был рассчитан на такое количество техники, которая у всех появилась. Специалисты-электрики посоветовали сделать систему автоматов: на одну пробку, например, вывести все розетки, на другую – лампочки, на третью – стиральную машину. Теперь, если происходит перегрузка, то вырубается не весь свет.

Мне понравилось заниматься ремонтом, и я сожалела, когда все закончилось. Но недавно я купила дачу, и все теперь можно повторить.

Начну, пожалуй, с электропроводки.

Наша справка

Ирина Маковеева – заслуженный художник России, член Союза художников России. Окончила МГПИ имени В.И. Ленина, художественно-графический факультет. С 1976 года участвует в российских и зарубежных выставках, половина из них – персональные. Работы находятся в ГМИИ имени А.С. Пушкина, Русском музее, большая коллекция – в Дарвиновском.

Светлана Тихонравова

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация