Жилец дома № 6
Согласитесь, многоквартирный дом чуточку похож на коммуналку. Рядом – соседи, с которыми, хошь не хошь, а надо считаться. И если в коммунальной квартире «места общего пользования» это – ванна, туалет, кухня, коридор, то в доме, где мы живем, у нас у всех общие подъезд, лестница, лифты… И даже перегородки между квартирами. И когда их рушат, это касается всех.
Пущу только ОМОН!
Некий жилец дома № 6 корпуса 2 по Вешняковской улице несколько лет назад сделал в квартире полный евроремонт. Заменил трубы, батареи, положил паркет, «одел» в дорогой кафель санузел. Плюс натяжные потолки, встроенная мебель и прочее-прочее. И тут как снег на голову в доме стали делать капитальный ремонт. И ладно бы крыши и подвала это коснулось, менять стали трубы отопления, выводя их из стен в помещения квартир.
Дом старый, трубы наглухо заделаны в стены, срок службы у них давно прошел…
По закону жилец дома № 6 по Вешняковской улице должен был предоставить доступ к коммуникациям. Ан нет, на территорию собственности герой наш никого пускать не хотел:
– Вызывайте ФСБ или ОМОН, – отшутился он, – вышибайте дверь, а там посмотрим…
Крушить дверь, конечно же, никто не стал. Жильца дома № 6 просто предупредили: пусть он напишет бумагу, что не отказывается в случае аварии всю ответственность за залив соседей взять на себя. То есть и расходы за причиненный ущерб тоже.
– А я напишу куда следует…
Долго длился этот спор, от слова к слову приближая конфликт к точке кипения. Страсти зашкаливали.
Когда же жильцу дома № 6 мягко объяснили, что владеет он всего лишь квартирой, и там, где «заканчиваются его обои», вступает в силу другой закон общего жития, он рассвирепел совсем.
– Мне принадлежит право собственности на квартиру, это моя – частная собственность! И ремонт в квартире, который я делал – принадлежит мне. Я не позволю его уничтожать.
Продукты полураспада
Чем дальше – тем … Нет, не страшнее. Даже интересно, отчего все началось. Мы не будем искать причину такого вот отношения к людям, с которыми так или иначе обитаешь в доме, где живешь. Бог с ним, с этим жильцом дома № 6. Признаться, все мы совсем не стремимся к широкому общению с соседями по этажу и подъезду, и все же… Дело-то не в том, строятся ли они по человеческим канонам (это другая тема), а устоят ли построенные очень давно стены от понятного желания одного человека обустроить свое жилище как можно лучше. Несмотря ни на что.
Что ж, у жителя дома № 6 свое на это мнение:
– В доме полно людей, живущих среди своего г-на по сорок лет. У них и мысли не было никогда, чтобы что-то сделать дома. Выпьют у подъезда да обсудят, кто въехал, зачем… Что делает… Живут среди продуктов своего полураспада.
Так наш герой окрестил всех, кто не может дома сделать евроремонт.
Холодно и при северном сиянии
Когда соседи попытались доступно объяснить жителю дома № 6, что если в доме часть труб отопления заменить на новые, а часть оставить старыми – а они-то давно уже ржавые, – у тети Мани, например, с того же этажа и у большого семейства, чья квартира как раз под ним, в комнатах просто «собьется температурный режим», то есть будет холодно, например, с октября по апрель. И что они, соседи, в таком случае могут потребовать у жильца дома № 6 обеспечить им тепло, приближенное к норме.
– Да хоть северного сияния пусть просят! – услышали от жильца дома №6 его соседи.
А еще он апеллировал к закону от 1 марта 2005 года, в котором говорилось, что перепланировкой не считается только ремонт квартиры, замена сантехники без изменения конструкции и установка или разбор встроенной мебели и антресолей. У меня все чисто, закон есть закон. Я успел.
Не плюй на других
Если абстрагироваться от хамства, от наплевательского отношения к другим, то житель дома № 6 в принципе говорит правильные вещи. Например, вот такие:
– Я не против замены отработавших свой срок элементов дома. Я против формы этих замен, не учитывающей (даже – в упор не видящей) собственников жилья, а ведь замены и ремонты делаются для них.
К сожалению, прежде чем требовать, чтобы тебя замечали, надо сначала научиться замечать других.
Наш герой, видимо, считает, что его квартира и он сам подвешены в воздухе. Что его жилье – жемчужина посреди загаженного дома. Что его совершенно не касаются трубы отопления и их замена. И уж тем более не касаются проблемы соседей.
Так почему же кого-то должны волновать проблемы его, жителя дома № 6?
Комментарий
Александра Бузина, юрист:
Согласно ст. 36 Жилищного кодекса, общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме считаются не только лестницы, лифты, коридоры, чердаки и подвалы. К общему имуществу относится также механическое, электрическое, сантехническое и иное оборудование, которое находится в данном доме или внутри помещений и обслуживает более одного помещения.
Похожую норму содержат Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491. Кроме этого, часть 6 пункта 1 Правил включает в состав общего имущества внутридомовую систему отопления, состоящую из стояков, обогревающих элементов и другого подобного оборудования.
Таким образом, то имущество, к которому хозяин квартиры не допускает ремонтную бригаду, является общим, от его функционирования зависит состояние не одной квартиры. На практике подобные споры представители ЖЭКа стараются решать мирно, уговаривая жильцов предоставить доступ в квартиру.
Если хозяин жилья продолжает упорствовать, ему предлагают подписать документ, по которому всю вину за возможные аварии в доме он берет на себя. Кроме этого, ЖЭК может решить вопрос в судебном порядке, обязав хозяина квартиры обеспечить доступ в квартиру для ремонта общего имущества. В этом случае доводы ЖЭКа будут поддержаны аргументами соседей, и суд наверняка будет не на стороне собственника квартиры.