Правительство прошлось по крышам и подвалам
Не каждому удается полазить по крышам и подвалам с правительством города. Корреспонденту «КР» недавно выпала такая честь. Правда, высшее чиновничество представляли члены студенческого правительства дублеров Москвы, но это уже детали. Темой объезда Юго-Западного округа стал капитальный ремонт жилых зданий и благоустройство территории.
По дороге в самый зеленый
В планы входило посетить четыре района – Ясенево, Академический, Гагаринский и Черемушки. Пока ехали на микроавтобусе до первого намеченного пункта, заместитель префекта ЮЗАО Виктор Фуер рассказывал об округе, территория которого составляет 11 170 гектаров. Что Юго-Запад – самый зеленый среди московских округов, тут и Битцевский лес, и два парка – Тропаревский и Воронцовский, да еще бульвары и скверы, они занимают треть всей территории. А самый-самый зеленый в округе – район Ясенево, куда мы сейчас и направляемся. Кстати, пора представить и членов нашей группы, которым сегодня демонстрируется практическая сторона городской программы. Это студенты разных вузов и одновременно дублеры: руководителей Комплекса городского хозяйства, Департамента экономической политики и развития, Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства – Сергей Сандурский, Сергей Рязанов и Павел Горбатов; председателей Комитета по реформированию комплекса ГХ и Москомархитектуры – Диана Данилюк и Ишхан Манукян; заместителя префекта округа по ЖКХ – Дмитрий Эфстадид. А также Максим Петухов – из «кабинета дублеров» Департамента жилищно-коммунального хозяйства.
Нужна ли фасаду «шуба»?
В районе Ясенево микроавтобус встречает глава управы Юрий Никитенко. Первая картинка, которую видим, называется «Капремонт в действии». По стене многоэтажного дома вверх-вниз ездит люлька. На фоне серых панелей – яркими пятнами оранжевые каски «экипажа». Покачиваются тросы. Дом 1977 года рождения постепенно обрастает «шубой» – идет утепление фасада.
– В этом году у нас 14 домов в выборочном капремонте и один в комплексном, – комментирует Никитенко, одновременно ведя группу через арку. – В комплексный входит замена всех коммуникаций, в том числе и внутри квартир. В муниципальных квартирах – обновление сантехники, утепление фасада, укрепление балконов, замена окон, ремонт мусоропровода, подъезда в целом, почтовых ящиков… В общем, все идет более-менее нормально. Главное – убедить людей. Вот с этим домом три раза проводили собрания – говорят, фасад утеплять не надо!
– И в префектуру жители приходили, – добавляет Виктор Фуер. – Мы объясняли, что на 30% уменьшится теплопроводность, а стало быть, и плата за отопление. И водосчетчик сразу можно будет поставить – тоже процентов 30 экономия…
– Уговорили, в общем, – резюмирует глава управы. – Ну а кроме того – индивидуальная работа: с каждой квартирой надо договориться, составить график, когда нас пустят внутрь, тем более – лето, отпуска, горожане уезжают.
Ерши против запаха
Наша немаленькая группа во главе с Фуером и Никитенко – юноши-дублеры в черных костюмах, среди которых солнышком сияет единственная девушка-блондинка, представители префектуры, подрядчика и управы – втекает в узкий подъезд, где нас знакомят с мусоропроводом нового поколения, снабженным ершами для регулярной промывки. Так что теперь никаких многолетних наростов, засоров и запаха.
Попутно узнаем, что эксперименты ставятся в области экономии электроэнергии в двух домах Ясенева и Конькова. Там во всех квартирах бесплатно установили энергосберегающие лампочки. Прошло два месяца. Как раз сейчас идет подсчет результатов. Еще подъезды пробуют оборудовать датчиками движения: вышел на лестницу – свет зажегся, а через некоторое время сам погас. У датчиков оказались неожиданные противники – те, кто курит на лестничной клетке. Стоит себе человек неподвижно у окна, покуривает – свет гаснет. Приходится шевелиться. Неудобно!
Вышли из подъезда. Многие с интересом суют головы в отремонтированную мусорокамеру. Затем, поднырнув под опоясывающие дом строительные леса, лезем в подвал, где уже заменены коммуникации. Все аккуратно перешагивают через трубы, разглядывают домовый водосчетчик и внушительных размеров регулировочный узел отопления.
Сплошная экономия
Следующая остановка – оазис под названием «китайский дворик». Вдоль длиннющих домов бесконечный зеленый массив. Газоны, скамеечки, урны-пагоды, сад камней. Фигура жирафа, цветочки, пальмы, дорожки вьются… Крутится колесо водяной мельницы. Через ручеек перекинут горбатый мостик. Благолепие! Сразу захотелось жить в Ясеневе.
Попутно Юрий Никитенко рассказывает, как можно раза в два сэкономить на росписи тепловых центральных пунктов.
– Объявляем конкурс художественного оформления ТЦП. За первое место – 50 тысяч рублей, за второе – 30 тысяч, за третье – 20 тысяч. Приезжают пацаны-граффитчики, студенты художественных вузов, просто любители… Рассматриваем эскизы и – вперед! В результате за 100 тысяч рублей имеем расписанным полрайона.
Из относительно нового Ясенева, которое два года назад справило 30-летие, переезжаем в район старой застройки – Академический, где много домов построено по индивидуальным проектам. Вот с виду и по планировке обычная пятиэтажка, а потолки у нее три метра. В окне микроавтобуса видны утопающие в зелени фрагменты городского пейзажа, а зампрефекта рассказывает:
– У капремонта кроме обновления жилищного фонда, есть и другая важная задача – снизить нагрузки на регенерирующие установки, высвободить мощности, которые необходимы для обслуживания новых зданий.
Поэтому работаем во всех направлениях экономии – тепла, электроэнергии, воды. Недаром же город решился на проведение таких дорогостоящих работ, как утепление фасадов и замена окон, – иначе бессмысленно было бы менять отопление. А по итогам выгадают жители – заметно снизится плата за коммунальные услуги.
Нетиповая улица Строителей
Ознакомившись с тем, как идет благоустройство Академического района, перебазируемся в Гагаринский.
– Здесь дома капитальные, – вводит в курс Виктор Фуер. – Самый сложный, пожалуй, дом 14 по Ломоносовскому проспекту, где вся профессура МГУ живет. Он большой – более 100 тыс. кв. м общей площади, стены толщиной 90 см (при том, что расчетные – 50-65 см). Поначалу хотели утепление фасада делать, но куда ж там его еще наращивать? Признали памятником архитектуры советского периода и фасад утеплять не стали.
Микроавтобус остановился у дома 6 по улице Строителей. Сразу вспоминается незабвенная «Ирония судьбы», но дома тут отнюдь не типовые, и если бы Женя Лукашин жил в подобном, перепутать его с питерским тезкой было бы сложно. Огромные здания под номерами 4 и 6 стоят подковами, образуя уютный замкнутый зеленый двор, размерами тянущий, скорее, на небольшой парк. Гуляет детвора, посиживают мамы с колясками в тени старых деревьев. Детские, спортивные площадки, даже небольшая эстрада есть… Хороши и сами дома с уже отремонтированными фасадами и новыми окнами. Ярко рыжеет отмытый от временных наслоений кирпич дома 6, подчеркивая белизну лепнины у балконов. А у его соседа – 4-го дома – фасад выкрашен тоже под кирпич. Хороши оба, но первый, пожалуй, краше.
Черемушки с высоты
А вот и Черемушки, самый ремонтируемый район – в графике года здесь целых 43 дома. Посетив очередной отремонтированный подвал, заглядываем по дороге в Локальный центр наблюдения, куда выводятся изображения видеокамер, расположенных на входе и первых этажах 430 подъездов жилых домов. Заходим в одно из помещений. Сидят три девушки, перед каждой по три монитора, каждый из которых, в свою очередь, разбит на 16 квадратиков. Два квадратика – один подъезд.
– За год только благодаря видеонаблюдению было раскрыто три преступления, – рассказывает первый заместитель главы управы района Сергей Хмелевский. – Дежурные, если что-то подозрительное заметят, тут же могут воспользоваться тревожной кнопкой. Сигналы отсюда идут прямо на Петровку.
Последний этап сегодняшнего марафона – крыша. Лифт в несколько приемов перевозит нас на последний этаж. Поднырнув под притолоку двери, по габаритам напоминающей окно, взбираемся по отвесной железной лесенке наверх. Зато на гладкой поверхности отремонтированной крыши никакого экстрима не ощущается. Здесь нам наглядно объясняют, чем более дорогостоящая, но зато и значительно более долговечная, вентилируемая кровля отличается от обычной.
Объезд заканчивается за «круглым столом» черемушкинского ДЕЗа, где звучат накопившиеся у студенческого правительства за время путешествия вопросы, за которыми следуют подробные ответы. Разговор идет о новых водопроводных трубах, срок службы которых 25-30 лет, экономичности современных технологий, путях финансирования глобальной городской программы…
– А вообще, – говорит Виктор Фуер, – ЖКХ такая область… Если несколько лет в ней поваришься – никогда не уйдешь, уж больно живая работа.
Сергей Сандурский и Сергей Рязанов, дублеры-ветераны, переглядываются и понимающе кивают.