23:30:44
11 апреля 2021 г.

Для чего пришли ГУ ИСы?

ЖКХРеформа жилищно-коммунального хозяйства идет уже без малого 15 лет, и за эти годы структура управления ЖКХ менялась в столице несколько раз. Неудивительно, что москвичи, игнорируя непривычные и непонятные аббревиатуры, упрямо именуют ЖЭКом организацию, куда обращаются со своими коммунальными проблемами.

Однако создание новой инженерной службы – не очередная смена вывески. Для чего к нам пришли ГУ ИСы? Об этом корреспонденту «КР» рассказал руководитель государственного учреждения г. Москвы «Инженерная служба Северо-Восточного округа» Александр Большаков.

Субсидии – дело государственное

Как считает руководитель окружного ГУ ИС, ответ на вопрос о причинах появления инженерных служб содержится в самом названии постановления правительства Москвы от 24.04.2007 г. № 299-ПП – «О мерах по приведению системы управления многоквартирными домами в городе Москве в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации». Причем во многом это обусловлено и столичной спецификой. Москва – едва ли не единственный регион России, где сохранены бюджетные субсидии на эксплуатацию жилищного фонда. Реальные затраты на содержание и текущий ремонт жилых домов значительно превышают доходы управляющих организаций, полученные в качестве платежей от населения. Бюджетные субсидии и покрывают эту разницу.

До недавнего времени субсидии поступали через Дирекции единого заказчика, однако новый Жилищный кодекс поставил их в один ряд со всеми другими управляющими организациями. ДЕЗы лишились монопольного права на получение и распределение бюджетных денег. Кстати сказать, огромных денег, если сложить все метры московского жилищного фонда. А новое бюджетное законодательство требует, чтобы получателем городских средств было государственное учреждение. Таким и является ГУ ИС. Именно через инженерные службы теперь идет движение бюджетных субсидий, они контролируют их целевое использование различными жилищными организациями, теми же ТСЖ и ЖСК.

Не менее важна и другая функция новой службы – представление интересов Москвы как собственника жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах. Еще одна функция – содержание придомовой территории, которая находится в собственности города. Плюс обслуживание контейнерных площадок для сбора бытового мусора, ремонт общедомового оборудования, установленного для инвалидов, а также охрана подъездов.

ЕИРЦ никуда не делись

Хорошо знакомые жителям Единые информационно-расчетные центры, на базе которых и создавались инженерные службы, никуда не делись, только называются теперь по-другому – абонентские отделы ГУ ИС. По мнению Александра Большакова, расчеты через ЕИРЦ на сегодня – оптимальный вариант для большинства жилищных объединений. Конечно, есть среди них более «продвинутые», с опытным и грамотным бухгалтером, сознательными и добросовестными жильцами. Но и правлению такого жилищного объединения приходится заключать десятки договоров – для расчетов с населением и ресурсоснабжающими организациями, регулярно проводить мониторинг состава семей: кто умер, кто родился, кто перешел в льготную категорию.

Кроме того, остаются жизненно важные услуги, для предоставления которых необходима высокая квалификация. Например, обслуживание лифтового хозяйства. В принципе, жилищное объединение может заключить прямой договор и со специализированной организацией – «Мослифтом», но только в том случае, если в объединении есть человек, имеющий специальный сертификат, допуск для контроля над работой специалистов-лифтовиков.

А сбор платежей? В инженерной службе Северо-Восточного округа его ведут планомерно: неплательщики разбиваются на группы, анализируется их платежеспособность, выясняются причины задержки платежей. Есть группа населения, которая действительно испытывает трудности в своевременной оплате коммунальных услуг, им дается рассрочка по долгам. Есть злостные неплательщики, чаще всего из малообеспеченных семей, которые прекрасно знают, что не подлежат выселению. Есть просто слишком занятые и забывчивые, им высылаются повторные квитанции и напоминания. В целом такой дифференцированный подход дает хороший результат: собираемость платежей по округу приближается к 90%. Ну а если жилищное объединение отказалось от услуг ЕИРЦ, то работать с неплательщиками придется самим.

Заключи договор и живи спокойно

Есть в этой проблеме еще один важный аспект. Управление жилыми домами бесповоротно переходит на рыночные рельсы. Значит, основой взаимоотношений между собственником жилья и поставщиком жилищно-коммунальных услуг должны стать договоры, где прописаны права и обязанности обеих сторон. Для поставщиков услуг договоры – привычная и отработанная практика, а вот для собственников…

Александр Большаков приводит такой пример: в каждый почтовый ящик многоквартирных домов, находящихся на территории СВАО в муниципальной собственности, в начале года были положены два экземпляра типового договора собственника и управляющей организации. Предлагалось тщательно их проработать, подписать, один экземпляр оставить у себя, другой отдать в управляющую организацию, как правило, это был ДЕЗ. Поступили так буквально единицы: пока люди не считают необходимым оформлять свои отношения, а ведь речь идет об их дорогой недвижимости!

Большинство собственников даже не догадываются, что в договоре прописаны не только их обязанности, но и все права. Опираясь на такой договор, они могут на законных основаниях требовать и высокого качества, и нормативных сроков обслуживания своего жилья. Этот факт как нельзя лучше иллюстрирует незрелость жилищного самоуправления, оно только становится на ноги.

В этот переходный период ГУ ИСы отстаивают прежде всего интересы жителей. Прозрачность движения бюджетных средств и собранных за коммунальные услуги денег защищает людей от злоупотреблений со стороны иных недобросовестных управляющих. Но решение в любом случае принимают сами собственники. В пакете документов, представляемых в инженерную службу, обязательно должен быть протокол общего собрания членов жилищного объединения о решении передать в ГУ ИС начисления по конкретному перечню услуг.

Чтобы деньги не уплыли

Расчет по фактически потребленным ресурсам – одна из целей реформирования ЖКХ. На Северо-Востоке весь жилищный фонд, где позволяют технические условия, оснащен домовыми приборами учета холодной и горячей воды. Отмечается и динамика установки водомеров в квартирах.

В прошлом году начался процесс передачи всех приборов учета в ведение Московской объединенной энергетической компании. Но пока расчетами занимаются инженерные службы. Они и решают проблемы, возникающие по поводу расходования ресурсов. Эти проблемы также характерны для переходного периода. Некоторые жильцы просто не умеют грамотно снимать показания со счетчиков. После уточняющего звонка из расчетного центра настаивают на своих данных, а потом возмущаются, что должны заплатить за месяц десятки тысяч рублей.

Случаются и курьезы. Так, жительница района Бибирево после установки прибора учета стала платить за воду в три раза больше. Счетчик ей поменяли, а заодно проверили и сантехническое оборудование. Ведь только слегка подтекающий унитаз способен дать расход воды, в несколько раз превышающий норматив.

На том же месте, в тот же час

В структуру ГУ ИС входят также служба «одного окна», паспортный стол и объединенная диспетчерская служба (ОДС). По словам Александра Большакова, для жителей ничего не изменилось. Все 130 диспетчерских СВАО находятся по прежним адресам и работают в привычном режиме, хотя в округе уже создано несколько управляющих компаний. Если поступила заявка, диспетчер передает ее исполнителю – в одну из управляющих организаций, действующих на данной территории. Пока идет формирование конкурентной среды, привязывать диспетчерскую службу к одной управляющей компании нецелесообразно. К тому же содержание ОДС, обслуживающей несколько домов, обходится достаточно дорого, не каждой управляющей организации это по силам.

В столице намечен комплекс мероприятий по модернизации диспетчерских служб. Первый этап – полная инвентаризация, она коснется не только оборудования, но и самих помещений. Цель – создать соответствующие условия работы для диспетчеров, внедрить эффективное программное обеспечение. По программе «Электронная Москва» в течение трех лет в городе должна быть сформирована автоматизированная система управления ОДС. Новый уровень диспетчерского обслуживания потребует и более высокой квалификации диспетчера. Ему придется взаимодействовать не с одним ДЕЗом, а с десятками управляющих и подрядных организаций.

Очевидно, что эта большая работа может вестись успешно только при определенной степени централизации. В штатном расписании окружного ГУ ИС сегодня, как ни странно, почти нет инженеров: здесь трудятся финансисты, юристы, аналитики. Все чисто технические вопросы решают управляющие организации, сейчас это в основном ДЕЗы. За инженерной службой – координация работы районных подразделений, контроль над расходованием бюджетных средств, анализ неизбежных в сложный переходный период проблем и конкретные предложения по их решению.

Наталья Красова

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация