23:30:44
11 апреля 2021 г.

Галина Хованская: «Доброе имя дороже денег»

Жилищное правоВ конце прошлого года был принят новый федеральный закон «О саморегулируемых организациях». Что это за закон и изменит ли он жизнь страны, рассказывает депутат Государственной Думы РФ Галина Хованская.

Госрегулирование отменяется

– Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» вступил в действие в декабре прошлого года. Работа над ним шла более пяти лет. Он был внесен в Думу еще во время работы депутатов третьего созыва, а окончательно принят только в конце 2007 года. Почему так долго обсуждали законопроект? Направление, которое считается естественным во всех развитых странах, для нас нечто новое. У нас во всех сферах было государственное регулирование, лицензирование. Оно еще остается и должно остаться для организаций, например, производящих товары медицинского назначения, когда речь идет о защите здоровья и жизни людей.

– Если в стране было лицензирование, то зачем принимать закон о саморегулируемых организациях?

– К сожалению, в последнее время мы сталкивались с тем, что выдача лицензии была чисто формальным актом, а последующая проверка добросовестности предоставления услуг или качества работ не проводилась. Механизм контроля был недостаточно эффективный. Максимум что грозило организации – отъем лицензии.

Цель закона – не допустить недобросовестной конкуренции на рынке. У нас прообразом саморегулируемых организаций являются профессиональные союзы архитекторов, адвокатов, нотариусов, ассоциации строителей, риэлторов. В стране уже создано 15 тысяч союзов, ассоциаций, некоммерческих партнерств. Но они несут только моральную ответственность за своих членов. Никакой материальной ответственности не предусматривается.

Всего же в стране 30 тысяч направлений деятельности, которые нуждаются в саморегулировании.

– Какие преимущества будут у тех, кто войдет в саморегулируемую организацию?

–Это как торговая марка. Бренд. В Англии, Германии, Италии недостаточно получить диплом, иметь опыт работы. Человек не может считаться архитектором, если не входит в их объединение. Это своеобразный знак качества, необходимое условие при выборе населением организации, предоставляющей услуги или производящей работы.

Вот один пример из нашей жизни. Сегодня люди предпочитают обращаться в риэлторские организации, которые входят в гильдию риэлторов. Почему? За них поручилась гильдия. В спорных случаях конфликт будет разбирать третейский суд. Пока гильдия не является саморегулируемой организацией, но у нее есть очень серьезные предпосылки стать ею.

– Какие требования предъявляются к саморегулируемым организациям?

– Это некоммерческие организации. Закон четко определяет, как минимум, три обязательных условия, при которых организация сможет называться саморегулируемой. Первое – наличие компенсационного фонда, финансовая ответственность за ошибки своих членов. Указана минимальная сумма взносов, которую, разумеется, организация может и поднять. Все зависит от вида деятельности.

Предусматривается страхование ответственности членов, то есть может быть и компенсационный фонд, и страхование ответственности. Это резко увеличивает зону защиты потребителя от недобросовестного, некачественного выполнения работы.

Еще одно обязательное условие – стандарты и правила поведения. Стандарты не должны быть настолько жесткими, чтобы не пустить новичков в эту сферу. Но, с другой стороны, они должны быть достаточно высокими. При выпуске из учебного заведения, допуске в профессию не оцениваются риски, ущерб, которые может нанести неквалифицированный работник третьим лицам. А при саморегулировании это как раз и учитывается в первую очередь. Компенсационный фонд, страховой взнос снимают эти риски и облегчают вход в профессию.

Прикрывать станет невыгодно

– А не получится ли так, что ассоциация в любых случаях будет защищать своего члена?

– Не будут ли коллеги друг друга покрывать? Покрывать невыгодно. Профессионалы в своем сообществе прекрасно знают, кто чего стоит. И конечно, когда они должны гарантировать добропорядочность своего члена, они кровно заинтересованы в результатах. Тут взаимная ответственность цементируется финансовыми обязательствами. А самое главное для ассоциации – репутация.

В законе декларируется, что организация может в арбитражных судах защищать интересы своих членов. И это тоже правильно. Правда, чтобы механизм заработал, нужны поправки в арбитражно-процессуальный кодекс. Пока в кодексе эти организации как субъекты, представляющие интересы своих членов, еще не обозначены.

– Какие изменения и дополнения в новый закон еще необходимы?

– Нужны поправки в Налоговый кодекс. Почему-то с денег компенсационного фонда необходимо платить налог. Это неправильно. Эти деньги не доход организации, а гарантия для нас, потребителей услуг, предоставляемых членами организации.

Есть в законе требование в отношении количества членов организации.

И здесь возникают препятствия. Сказано, что должно быть не менее 25 субъектов предпринимательской деятельности. А потом написано «или не менее 100 субъектов профессиональной деятельности». Но сплошь и рядом возникают ситуации, когда приходят, например, в нашу ассоциацию управления недвижимостью «Жилищная стратегия» некоммерческие организации. Так ТСЖ – некоммерческая организация, хотя предпринимательская деятельность предусмотрена. Или членом ассоциации захотело стать высшее учебное заведение, которое готовит управляющих недвижимостью в жилищной сфере. Это тоже некоммерческая организация. Как здесь быть? Сказать, что мы с вами не будем работать. Так ведь одно из важнейших направлений деятельности нашей ассоциации – обучение.

Мне кажется, что это условие нуждается в уточнении. Тем более что есть приписка: если федеральным законом не установлено иное. Возможно, внести такую поправку необходимо в ЖК РФ.

Требуется внести дополнение в кодекс об административных правонарушениях (КОАП). Ответственность руководителей и работников саморегулируемых организаций декларируется в законе, но не прописана в КОАПе.

Вынесение предписания об устранении тех или иных нарушений – пока единственная мера воздействия. Сложно будет исключить скомпрометировавших себя членов организации. Эту процедуру надо более четко обозначить в законе. Не за каждое нарушение нужно исключать, и уж тем более – ликвидировать саморегулируемую организацию. Например, один из членов не платит взносы. Его исключают. Но почему при этом должна быть ликвидирована организация? А в законе предусмотрена одна санкция – исключение из единого государственного реестра саморегулируемых организаций. Но это крайняя мера. И она не является целью, не способствует развитию рыночных отношений.

Должны быть указаны правила, обязательные для всех членов организации. А их нарушение может привести к ликвидации саморегулируемой организации. В первую очередь, это требования о добросовестности, порядочности и не нарушении принципов свободной конкуренции на рынке.

В Москве есть попытки монополизации рынка ЖКХ со стороны крупных компаний-застройщиков. И в итоге рынок распадается на три части. Большую его часть занимают бывшие ДЕЗы, которые сейчас приватизируются. Очень небольшой процент приходится на ЖСК и ТСЖ. И все больше появляется крупных застройщиков. Неплохо, когда они управляют домами, ими же построенными. Возможно, появится стимул строить более качественно. Плохо, если приходят только на время, до окончания периода предъявления претензий по качеству строительства, а потом передают дом с недоделками собственникам.

Ко мне поступают жалобы жителей домов из Тропарева-Никулина на такую управляющую организацию. Этой организации созданы в городе условия наибольшего благоприятствования, что, к сожалению, не сказалось на качестве услуг по управлению домами.

Недобросовестных нигде не примут

По многим позициям в законе есть оговорки: если иное не предусмотрено федеральным законом. Обязательность членства саморегулируемой организации может быть, а может и не быть предусмотрена законом. Думаю, что в сфере управления жильем эту обязательность вводить не надо. Она необходима для тех видов работ или услуг, которые раньше предусматривали лицензирование, или для вновь возникающих, требующих по существу очень серьезного государственного контроля.

– Есть ли в стране сегодня саморегулируемые организации?

– Пока это только две структуры, предоставляющие услуги, – оценщики и арбитражные управляющие. Сейчас начинается стремительный процесс становления института саморегулирования. Но пока нет реестра саморегулируемых организаций и нет порядка его ведения. А он необходим. Какая гарантия, если нет общероссийской базы данных, что организация, которую исключили, не появится в другом регионе? Должны быть известны имена недобросовестных работников, тогда их нигде не примут. Это будет хуже, чем отъем лицензии.

Светлана Амелехина

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация