Как риэлторы обманывают клиента
Юристы Конфедерации обществ потребителей (КонфОП) рассказывают, какими уловками порой пользуются российские риэлторы, и дают рекомендации, как на них не попасться.
Договор дороже денег
Например, некто хочет приобрести недвижимость в Подмосковье. Как правило, у покупателя есть конкретные пожелания – ближнее или дальнее Подмосковье, тип дома, этажность, наличие инфраструктуры и т. д. Риэлторы же под видом типового предлагают клиенту упрощенный договор, ограничивающийся общими фразами и никак не конкретизирующими пожелания покупателя. Зато на словах обещают найти именно то, что нужно – по всем параметрам. Клиент верит, а риэлторы получают полную свободу действий, чтобы подсунуть доверчивому клиенту несколько заведомо не подходящих ему вариантов. Предъявить претензию и добиться возврата денег за некачественные услуги по подбору жилья бедолаге не удастся. Риэлторы ткнут его носом в договор: читайте, здесь все написано. Все условия, прописанные в договоре, соблюдаются.
Что же делать? Нужно максимально подробно прописывать все признаки недвижимости, которую хотели бы купить, – перечислить все прямо в договоре либо в специальной заявке на подбор жилья – приложении, ссылка на которое обязательно делается в договоре. Не покупайтесь на общие фразы предлагаемого договора под сладким соусом устных обещаний риэлторов.
А где гарантии?
Принимая деньги от клиента, агентство выдает документ с солидным названием – «гарантийное письмо». Клиент доволен: чего еще желать?! Риэлторы дают письменную гарантию, что вернут плату, если не выполнят всех обязательств.
Увы, увы! Не стоит обольщаться. Если вчитаться в документ, то окажется, что дословно в письме говорится не о возврате уплаченных клиентом денег, а, скажем, о «выплате клиенту денежных средств» агентством. То есть это письмо не подтверждает главного – что клиент оплатил услуги риэлторов, не указана сумма. Так что он лишается возможности добиться возврата своих денег в случае досрочного отказа от услуг агентства. А вот фирма может повторно потребовать с него плату.
Чтобы избежать неприятностей, следует оплачивать услуги риэлторского агентства только при условии выдачи вам финансового документа строгой отчетности – квитанции или ордера. В таком документе обязательно должны быть указаны факт перечисления вами денежных средств и основание: плата за соответствующие услуги.
Взятки гладки
Здорово можно наколоться и при выплате аванса. Например, агентство берет аванс за квартиру, чтобы передать его продавцу, а в подтверждение своих благих намерений выдает клиенту-покупателю расписку. Риэлтор заполняет ее как положено – на бланке. Правда, фирменную печать не ставит. Зато «для пущей надежности» – да вы не сомневайтесь! – указывает в расписке, что лично принял деньги, и аккуратно переписывает со своего паспорта все данные. В их правильности клиент к собственному удовлетворению может убедиться самолично.
Но опять же это филькина грамота: в данной расписке не говорится, кому именно и за какую квартиру должны быть переданы деньги. Кроме того, расписка – это ваши дела с риэлтором, и если риэлтор, принявший деньги, вдруг исчезнет, – например уволится, то с риэлторской фирмы взятки гладки.
В расписке, квитанциях, любых других документах, выдаваемых вам риэлторами, обязательно должно быть указано, что все действия (подбор квартиры, прием денег, их передача другим лицам и т. д.) совершаются агентством (!) в лице его сотрудника – риэлтора, агента такого-то. Также непременно указывается основание, подтверждающее полномочия конкретного сотрудника на соответствующие действия: как правило, это доверенность от агентства – пишутся ее реквизиты, в том числе дата выдачи.
Если действие совершает непосредственно гендиректор агентства, – например, заключение основного договора на оказание услуг, – то помечается, что он действует на основании учредительных документов фирмы (обычно – устава ООО).