Виктор Фуер: «В ремонте начало сложнее всего»
До 2014-го на юго-западе Москвы предстоит отремонтировать более полутора тысяч домов. О том, как продвигается программа выборочного капремонта, и какие препоны встречаются на ее пути, корреспондент «КР» беседует с заместителем префекта Юго-Западного округа Виктором Фуером.
Первыми идут типовые
– Сейчас, насколько известно, в работе 168 жилых домов. Чем руководствовались, выбирая объекты для первого этапа?
– Первый этап – самый сложный, требовалось срочно изготовить проектно-сметную документацию на ремонт, поэтому в городе было решено начать с домов типовых серий. Собственно, в 60-х годах в Москве и было в основном типовое строительство. В график включены жилые здания серий II-18, I-515, II-68, II-49 и других.
– Это большей частью девятиэтажки?
– В основном, дома 9, 12, 16 этажей и разных модификаций. Допустим, серия II-49 имеет порядка 16 вариантов (к примеру, в зависимости от расположения лоджий).
МосжилНИИпроект и МНИИТЭП сделали проекты, подрядные организации, прошедшие конкурс, подготовили технические заключения, и мы начали работу. Сперва, конечно, организационную – встречи с населением, собрания, составление дефектных ведомостей, определение объемов работ… К каждому дому подход индивидуальный – в соответствии с техническим заключением.
Мы и в предыдущие годы не сидели сложа руки. Делался выборочный ремонт, то есть обновлялись отдельные конструкции – где-то кровля, где-то электрика. Когда готовили с проектными институтами документацию, то брали за основу мониторинг жилищной инспекции, проводящийся раз в пять лет. В мониторинг заносятся и все работы капитального характера, которые проводятся на тех или иных конструкциях жилого дома. На каждую из работ установлен определенный межремонтный срок. И, конечно, если кровлю дома делали два-три года назад, сейчас при капремонте трогать ее не будут.
– В первую очередь ремонт ведется в домах, где уже созданы ТСЖ?
– При прочих равных (год постройки, состояние дома) приоритет в плане капремонта действительно отдается товариществам, но ремонтируются и остальные жилые здания. А вот там, где сделают капремонт, непременно должно быть создано товарищество собственников жилья. Впрочем, это получается естественным образом: инициативная группа, сложившаяся в процессе ремонта, потом и превращается в то сообщество, которое готово управлять домом.
Фасад себя окупит
– Слышала, что программа по фасадам, в которую входит и укрепление балконов, будет реализовываться отдельно. Получается, жителям придется терпеть неудобства не в один прием?
– С 2009-го работы по фасадам (замена окон, ремонт балконов, утепление) будут производиться одновременно с капитальным ремонтом дома. Но и в нынешнем году изысканы дополнительные средства, чтобы, не откладывая дела в долгий ящик, обновить фасады некоторых из тех домов, которые сейчас ремонтируются.
– Каким образом будут утепляться фасады?
– Для каждой серии свой проект. Но вообще утепление будет происходить традиционным методом – путем наращивания стеновой панели на семь-девять сантиметров. Это позволит установить в подвалах отремонтированных домов регулировочные узлы отопления, а в самих квартирах – краны регулировки. То есть вы сами сможете регулировать температуру в помещении.
Как показывает практика, такое устройство выгодно и городу, и жильцам. Вот в доме на Ленинском проспекте, 75 был произведен комплексный капремонт. Я тогда был главой управы в Гагаринском районе и, проходя мимо, обратил внимание: зима, а тут во всех окнах открытые форточки. Заинтересовался, зашел к жильцам, спрашиваю: неужели так жарко?
Они рассказали, что у них заменили систему отопления, утеплили фасад, и температура в квартирах поднялась до 25-26 градусов. Понятно, что это перебор. Тогда и решили в подвале установить регулировочные узлы отопления. Потребление тепла по дому упало в целом на 30 процентов. Соответственно, меньше стали платить жильцы, на которых делились показания общего счетчика.
– Иными словами, утепление фасада – работа дорогостоящая, но в конечном итоге во всех отношениях себя окупающая?
– Безусловно. Еще на тепло в квартирах влияет замена окон – столярка за эти годы рассохлась, потеряла все свои свойства. Теперь будут ставить стеклопакеты, обладающие высокой звукоизоляцией и низкой теплопроводностью.
Как пережить «заморочки»?
– Виктор Семенович, как складываются отношения с жителями? Понятно, что при всех итоговых плюсах капремонт без отселения – это катастрофа.
– Согласен, ремонт пережить непросто. Если скажу, что все легко, и жители только радуются, вы же все равно не поверите. Нет, в принципе люди довольны, что поменяют окна, трубы и т.д., но с большой настороженностью относятся к тому, как именно это будет делаться и в какие сроки.
– А действительно, сколько предстоит пребывать в состоянии форс-мажора одной отдельно взятой квартире?
– Что самое трудное для жителей? Когда меняются батареи и водопроводные трубы. Особенно это касается отопления, ведь затрагиваются все помещения квартиры. Городским положением для подрядчиков установлен срок – 14 дней. На практике, конечно, получается по-разному. Тут многое зависит от того, насколько хорошо поработает управа района. Очень важна предварительная договоренность. Если согласованы действия, учтены претензии и пожелания жителей, все это увязано с подрядными организациями и заказчиком, то период ремонта переносится легче.
– До какой степени могут идти навстречу жителям? Можно ли оговорить время работ?
– Конечно. Допустим, человек говорит: я не могу сегодня, могу в такие-то дни, естественно, мы подстраиваемся. Нет такого, что вот, мол, хотим доброе дело сделать, поэтому бросьте все свои дела и ждите, пока мы придем.
– Каким образом происходят опросы, информирование?
– Представители подрядных организаций, заказчика, управы, управляющей организации обходят квартиры. Есть телефоны «горячей линии», в том числе префектуры и ГУ ИС. Даем информацию на всех наших стендах, в районной и окружной печати, на квитанциях о квартплате печатаем, куда звонить. Но по опыту могу сказать, что за один раз со всеми не договоришься, надо уговаривать, убеждать.
Бывает так: меняем отопление или водоснабжение «по стоякам» (такой строительный термин есть) – труба идет сверху донизу, и ее надо поменять за один раз. А в квартиру не пускают. Скажем, девятиэтажный дом, девять квартир. Семь квартир открыты, а две – нет. Один хозяин говорит, я евроремонт сделал, другой – просто не хочет. Есть же много пожилых людей, у которых уже нет сил на все эти наши «заморочки».
Тогда начинаем работу в остальных квартирах, а потом уже их жители становятся нашими помощниками, как бы посредниками в отношении со своими соседями. Они давно живут рядом, и все друг друга знают, они же между собой разговаривают не как с нами: «Петр Иваныч, ну ты чего? У нас поменяли, сверху поменяли, а ты?..» И, знаете, помогает.
– Подключаете ли старших по домам, по подъездам?
– Это наша главная опора. Даже там, где они раньше существовали лишь формально, когда начинается большой ремонт какая-то группа непременно активизируется. Вначале они воспринимают все в штыки, потом проходит некоторое время, идет интенсивное общение, и люди потихоньку становятся более лояльными. Ну а дальше и вовсе превращаются в специалистов: понимают не только свои, но и наши трудности. И возникает хороший контакт. Хотя нарекания, конечно, бывают.
Выбираем вежливых
– Какие в основном идут жалобы?
– Касающиеся объемов ремонта. Хотят, чтобы поменяли всю сантехнику, отремонтировали полностью квартиру…
– А сантехнику разве не меняют? У собственников понятно, что нет, а у нанимателей?
– Это не входит в рамки капремонта. Но у нас же живет много людей заслуженных, в частности, ветеранов войны, да и просто не особо обеспеченных пенсионеров. Принимается решение пойти навстречу и сделать параллельно ремонт квартиры. Клеим обои, красим окна…
– Водомеры одновременно в квартирах не устанавливаете?
– В принципе, это отдельная программа. Есть категории горожан, которым приборы учета воды ставят за счет бюджета. Это люди, живущие по социальному найму, получающие субсидию, в округе таких 120 тысяч квартир. Но город принял решение устанавливать счетчики в этих квартирах прямо во время ремонта. Чтобы жителям лишний раз не мучиться.
– Можно уже сказать, в каких районах округа дела обстоят лучше, а на кого, наоборот, чаще жалуются?
– На нынешнем этапе вряд ли стоит делать заключение, что плохо работают там, откуда поступает много обращений. Тут ведь можно рассуждать двояко. Возможно, именно в этом районе работа идет активно, и у людей появились вопросы. А там, где молчат, ничего и не делается. Так что сейчас нас не пугает число обращений, важен их характер. «Мы хотим, чтобы нам сделали то-то» – это одно. И совсем другое: «Я обратился, а меня, извините, послали».
– Но все-таки где-то работа поставлена лучше?
– Неплохо идут дела в Ясеневе, Черемушках, Котловке и Ломоносовском. Причем многое зависит от подрядной организации. Есть такие, которые занимались этой работой еще в советские времена – они, конечно, лучше, организованнее, им уже вся технология известна.
– Зато в советские времена вежливость была в почете далеко не всегда…
– Думаю, с вежливостью будет все в порядке. Сейчас нет монополии, среди подрядчиков – конкуренция, и мы можем выбирать. Надеюсь, в ближайшее время все наладится. Сложнее всего – начало.