Будут ли Москва и область дружить домами?
Недавно на заседании правительства Москвы мэр Юрий Лужков пообещал, что город и дальше будет приобретать по коммерческим ценам земли в ближайшем Подмосковье для строительства жилья для москвичей. Но тут все не так просто.
Недавно на заседании правительства Москвы обсуждались итоги выполнения городских жилищных программ в 2007 году и городские жилищные программы на 2008-2010 годы («КР» подробно писала об этом в № 20 от 15 мая с.г.) В частности, мэр Юрий Лужков пообещал, что город и дальше будет приобретать по коммерческим ценам земли в ближайшем Подмосковье для строительства жилья для москвичей. Но тут все не так просто.
Агломерация в прокрустовом ложе
Напомним, что на том заседании правительства мэр посетовал на коллег из Московской области, которые «из эгоистических побуждений относятся негативно к этому процессу. Это непонятно и не соответствует федеральному закону о статусе Москвы, по которому область должна обеспечивать условия для развития города», – сказал он.
Сегодня каждому ясно, что столица уже не может расти только ввысь, есть насущная потребность раздаться и вширь. За счет городов-спутников. Казалось бы, как областным «коллегам» не заинтересоваться этой идеей. Участки для городов-спутников город купит у области за огромные деньги. Плюс построит столь необходимые для области коммуникации. К тому же Москва готова и хочет предоставить столичные льготы и соцобеспечение тем москвичам, кто приобретет квартиры в новых городах-спутниках. Но, по мнению подмосковного губернатора Бориса Громова, планы Москвы по строительству городов-спутников не более чем «взгляд в далекое будущее, отдающий популизмом». В частности, он считает невыполнимыми обещания столичной мэрии обеспечить всем жителям будущих городов-спутников московскую регистрацию и московские льготы. «Они не имеют права говорить такое, поскольку жители этих городов, если они вообще будут построены, будут жить на территории Московской области», – сказал губернатор Громов.
Стоит заметить, что территория Москвы составляет 0,006% территории страны, а живет здесь 9% ее населения. По плотности населения российская столица – один из самых проблемных городов современного мира.
Кстати, перспективу развития города вширь обсуждают давно. И, например, Генплан развития Москвы, разрабатывавшийся в период перестройки, предполагался как единый для города и области. Но потом столица «попала в окружение» другого субъекта Федерации, лишившись территориальных резервов для дальнейшего развития.
Существование Московской агломерации никак не отражено в нынешнем административно-территориальном делении России (хотя тенденция к расширению формально-юридической границы Москвы и передаче Москве ряда территорий от Московской области существует давно). Прямым результатом такого несоответствия юридической формы и экономического содержания региона стали неоднократные конфликты между администрациями Москвы и Московской области, а также между администрацией Москвы и отдельными областными районами. Примерами таких конфликтов стали: борьба за налоговые отчисления от аэропорта Шереметьево (переданного под управление Москвы еще во времена СССР) между Москвой и Химкинским районом, вылившаяся, в том числе, в серию судебных процессов; конфликт вокруг налогового контроля за торговыми центрами, занимающими внешнюю сторону МКАД; смежный конфликт вокруг установки рекламных носителей на внешней стороне МКАД; решение проблем мусорных полигонов, расположенных в Московской области, но служащих для вывоза мусора из Москвы; более чем 20-летняя борьба за сохранение в областных городах, прилегающих к МКАД, Московского телефонного кода 495, ранее — 095; борьба Россвязьнадзора против предоставления московских телефонных номеров областным абонентам…
Общая неурегулированность юридического статуса московской агломерации создает все новые и новые проблемы по мере ее экономического развития.
Для сравнения, населенность мегаполисов Европы и Америки неуклонно уменьшается. Сокращается население Вашингтона, Лондона, Парижа. Оно переселяется в пригороды, где условия жизни лучше. А Москва продолжает расти центростремительно на 200-250 тыс. человек в год. Если на Западе в столичных агломерациях город занимает 20%, пригород – 80%, то в нашей столице – наоборот.
Поживем – увидим
Так почему бы Москве, как и большинству городов в Европе и Америке, не развиваться в мирном сосуществовании с прилегающими территориями? Тем более что город и область составляют единое целое, то, что мы называем столичным регионом. У них есть целый ряд общих проблем: дороги, энергетика, водоснабжение, обеспечение продуктами питания и т.д. К тому же сами жители двух субъектов давно уже живут в едином пространстве: каждый будний день только на работу из области приезжают сотни тысяч человек, а в выходные из Москвы на дачи едет еще больше.
Однако два субъекта продолжают жить крайне неудобно и проблемно, когда для Московской области столица становится камнем на ногах, а для Москвы Московская область – петлей на шее. Осуществление какого-либо совместного плана в рамках всего Московского региона, то есть в условиях, когда Москва и Московская область формально являются разными субъектами Федерации, пока что видится весьма затруднительным.
Так, например, происходит в дорожном строительстве. По-прежнему москвичи и областные автомобилисты вынуждены терпеть «пробки» на дорогах из-за так называемого эффекта «бутылочных горлышек», которые возникают на «вылетах» за пределы МКАДа с обновленных и обновляемых сейчас столичных магистралей. Решить проблему можно лишь посредством комплексной модернизации дорожной сети как на территории Москвы, так и Московской области.
Причем вроде бы все понимают, что Москва и область должны действовать сообща в решении важнейших проблем, в первую очередь в развитии инфраструктуры (энергетика, дороги и т.д.), но почему-то это никак не выходит. Депутат Мосгордумы Москвин-Тарханов видит суть разногласий между правящими органами Москвы и Московской области «прежде всего, в невозможности сегодня координировать генеральные планы развития Москвы и Подмосковья. А такая координация совершенно необходима: город и область должны интегрироваться и развиваться вместе, иначе они очень много теряют. Москва постоянно предлагает сотрудничество. К сожалению, позиция областной власти очень часто бывает обструкционистской. Они говорят: мы сами с усами, хотим развиваться по собственному плану, совершенно отдельно от Москвы. А сотрудничать – ну, может быть, кое-где».
Каким же может быть выход из создавшегося положения?
Мэр Москвы обратился к областному правительству в прямом эфире телеканала ТВЦ: «Я предлагаю объединить программы развития наших двух регионов», – сказал он. По словам мэра, речи об объединении двух регионов не идет, речь идет о тесной работе по решению общих проблем.
Остается ждать, как отреагирует на предложение областное правительство.