22:15:45
22 ноября 2024 г.

Будут ли Москва и область дружить домами?

Жилищные программыНедавно на заседании правительства Москвы мэр Юрий Лужков пообещал, что город и дальше будет приобретать по коммерческим ценам земли в ближайшем Подмосковье для строительства жилья для москвичей. Но тут все не так просто.

Недавно на заседании правительства Москвы обсуждались итоги выполнения городских жилищных программ в 2007 году и городские жилищные программы на 2008-2010 годы («КР» подробно писала об этом в № 20 от 15 мая с.г.) В частности, мэр Юрий Лужков пообещал, что город и дальше будет приобретать по коммерческим ценам земли в ближайшем Подмосковье для строительства жилья для москвичей. Но тут все не так просто.

Агломерация в прокрустовом ложе

Напомним, что на том заседании правительства мэр посетовал на коллег из Московской области, которые «из эгоистических побуждений относятся негативно к этому процессу. Это непонятно и не соответствует федеральному закону о статусе Москвы, по которому область должна обеспечивать условия для развития города», – сказал он.

Сегодня каждому ясно, что столица уже не может расти только ввысь, есть насущная потребность раздаться и вширь. За счет городов-спутников. Казалось бы, как областным «коллегам» не заинтересоваться этой идеей. Участки для городов-спутников город купит у области за огромные деньги. Плюс построит столь необходимые для области коммуникации. К тому же Москва готова и хочет предоставить столичные льготы и соцобеспечение тем москвичам, кто приобретет квартиры в новых городах-спутниках. Но, по мнению подмосковного губернатора Бориса Громова, планы Москвы по строительству городов-спутников не более чем «взгляд в далекое будущее, отдающий популизмом». В частности, он считает невыполнимыми обещания столичной мэрии обеспечить всем жителям будущих городов-спутников московскую регистрацию и московские льготы. «Они не имеют права говорить такое, поскольку жители этих городов, если они вообще будут построены, будут жить на территории Московской области», – сказал губернатор Громов.

Стоит заметить, что территория Москвы составляет 0,006% территории страны, а живет здесь 9% ее населения. По плотности населения российская столица – один из самых проблемных городов современного мира.

Кстати, перспективу развития города вширь обсуждают давно. И, например, Генплан развития Москвы, разрабатывавшийся в период перестройки, предполагался как единый для города и области. Но потом столица «попала в окружение» другого субъекта Федерации, лишившись территориальных резервов для дальнейшего развития.

Существование Московской агломерации никак не отражено в нынешнем административно-территориальном делении России (хотя тенденция к расширению формально-юридической границы Москвы и передаче Москве ряда территорий от Московской области существует давно). Прямым результатом такого несоответствия юридической формы и экономического содержания региона стали неоднократные конфликты между администрациями Москвы и Московской области, а также между администрацией Москвы и отдельными областными районами. Примерами таких конфликтов стали: борьба за налоговые отчисления от аэропорта Шереметьево (переданного под управление Москвы еще во времена СССР) между Москвой и Химкинским районом, вылившаяся, в том числе, в серию судебных процессов; конфликт вокруг налогового контроля за торговыми центрами, занимающими внешнюю сторону МКАД; смежный конфликт вокруг установки рекламных носителей на внешней стороне МКАД; решение проблем мусорных полигонов, расположенных в Московской области, но служащих для вывоза мусора из Москвы; более чем 20-летняя борьба за сохранение в областных городах, прилегающих к МКАД, Московского телефонного кода 495, ранее — 095; борьба Россвязьнадзора против предоставления московских телефонных номеров областным абонентам…

Общая неурегулированность юридического статуса московской агломерации создает все новые и новые проблемы по мере ее экономического развития.

Для сравнения, населенность мегаполисов Европы и Америки неуклонно уменьшается. Сокращается население Вашингтона, Лондона, Парижа. Оно переселяется в пригороды, где условия жизни лучше. А Москва продолжает расти центростремительно на 200-250 тыс. человек в год. Если на Западе в столичных агломерациях город занимает 20%, пригород – 80%, то в нашей столице – наоборот.

Поживем – увидим

Так почему бы Москве, как и большинству городов в Европе и Америке, не развиваться в мирном сосуществовании с прилегающими территориями? Тем более что город и область составляют единое целое, то, что мы называем столичным регионом. У них есть целый ряд общих проблем: дороги, энергетика, водоснабжение, обеспечение продуктами питания и т.д. К тому же сами жители двух субъектов давно уже живут в едином пространстве: каждый будний день только на работу из области приезжают сотни тысяч человек, а в выходные из Москвы на дачи едет еще больше.

Однако два субъекта продолжают жить крайне неудобно и проблемно, когда для Московской области столица становится камнем на ногах, а для Москвы Московская область – петлей на шее. Осуществление какого-либо совместного плана в рамках всего Московского региона, то есть в условиях, когда Москва и Московская область формально являются разными субъектами Федерации, пока что видится весьма затруднительным.

Так, например, происходит в дорожном строительстве. По-прежнему москвичи и областные автомобилисты вынуждены терпеть «пробки» на дорогах из-за так называемого эффекта «бутылочных горлышек», которые возникают на «вылетах» за пределы МКАДа с обновленных и обновляемых сейчас столичных магистралей. Решить проблему можно лишь посредством комплексной модернизации дорожной сети как на территории Москвы, так и Московской области.

Причем вроде бы все понимают, что Москва и область должны действовать сообща в решении важнейших проблем, в первую очередь в развитии инфраструктуры (энергетика, дороги и т.д.), но почему-то это никак не выходит. Депутат Мосгордумы Москвин-Тарханов видит суть разногласий между правящими органами Москвы и Московской области «прежде всего, в невозможности сегодня координировать генеральные планы развития Москвы и Подмосковья. А такая координация совершенно необходима: город и область должны интегрироваться и развиваться вместе, иначе они очень много теряют. Москва постоянно предлагает сотрудничество. К сожалению, позиция областной власти очень часто бывает обструкционистской. Они говорят: мы сами с усами, хотим развиваться по собственному плану, совершенно отдельно от Москвы. А сотрудничать – ну, может быть, кое-где».

Каким же может быть выход из создавшегося положения?

Мэр Москвы обратился к областному правительству в прямом эфире телеканала ТВЦ: «Я предлагаю объединить программы развития наших двух регионов», – сказал он. По словам мэра, речи об объединении двух регионов не идет, речь идет о тесной работе по решению общих проблем.

Остается ждать, как отреагирует на предложение областное правительство.

Владимир Симонов

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация