Азиз Аскарян: «Я могу и накричать, это значит – папа не в настроении»
В Тбилиси «сумасшедшего» мальчика, который помешан на животных, знали почти в каждом дворе. Уже в восемь лет он был юннатом при зоопарке. Дома держал медвежонка, двух обезьян и двух собак, морскую свинку и кошку. В аквариуме резвились диковинные рыбки. А потом Азиз купил двух львят…
В цирк по переписке
Уже учась в Тбилисском цирковом училище, он написал Юрию Никулину о том, что хочет работать в цирке на Цветном бульваре со львами. Целый месяц ждал ответа. Наконец, пришло письмо от Никулина. Великий артист советовал: «Я понимаю, что вы любите животных и потому рветесь в цирк. Но львы опасные звери – как для вас, так и для окружающих. Подумайте о чем-нибудь другом».
К тому времени Азиз уже научил обезьян «джигитовке» верхом на собаке. И с этим номером поехал в Москву на худсовет. Возглавлял его все тот же Никулин. Юрий Владимирович подошел к начинающему дрессировщику, обнял его и сказал: «Я вижу, вы фанат. Такие цирку нужны! Буду помогать вам лично».
Азиз перебрался со своими обезьянами в Москву, снял комнату в районе Красной Пресни. Но вскоре, по совету Никулина, чтобы быстрее скопить деньги на собственное жилье, переехал… в гримерную, где и прожил семь лет. А в один прекрасный день в гримерную к Азизу поселилась его жена (со своей будущей супругой он познакомился во время гастролей цирка в Костроме). Потом их стало трое – родилась дочь. Нередко в этой служебке он принимал и свою многочисленную родню.
В конце концов, при помощи и участии Юрия Никулина семья Азиза получила собственную комнату в большой коммуналке неподалеку от цирка. Со временем выкупили другие комнаты квартиры, сделали ремонт и живут здесь вот уже больше десяти лет.
Квартира оформлена в классическом стиле: большие люстры, красивые изысканные шкафы, комоды, зеркала, картины. «Больше всего люблю классику», – говорит нам хозяин квартиры. Каждая вещь имеет свою историю. Например, антикварный круглый стол, находящийся в гостиной, Азиз присмотрел у своего знакомого, который собирался стол выкинуть из-за того, что его поверхность вздулась и потрескалась. Азиз сам отреставрировал этот антиквариат. Согласно семейной легенде, покойный тесть приятеля Азиза дружил с семьей Грибоедовых, так что есть версия, что когда-то стол принадлежал писателю. Старинный шкаф был куплен по объявлению в газете.
А вот живописное полотно, украшающее гостиную, подарил дрессировщику педагог по мастерству актера в Тбилисском цирковом училище. Любопытная история и у старинных часов на комоде. Их Азиз привез в Москву из Китая. Вместе со своими подопечными Аскарян выступал там на цирковом фестивале. В магазинчике неподалеку от гостиницы он и увидел эти часы конца XVIII века. Не смог пройти мимо и купил. Об этом конкурсе напоминает и почетный приз «Золотой лев», который там же завоевали обезьяны Азиза.
Над часами висит большой портрет-фотография, на которой Азиз Аскарян в черных очках, как у кота Базилио, стоит рядом с Юрием Никулиным. Интересно, что на дрессировщике не его собственные очки, а принадлежащие Валерию Леонтьеву. «Вместе с Валерой репетировали номер: он шел по канату, а вслед за ним – мой гиббон, – вспоминает дрессировщик. – Одна из обезьян перед выходом на манеж сорвала с меня очки, они разбились, а так как это была неотъемлемая часть моего образа, Леонтьев отдал свои».
На той же стене снимок: на манеже цирка рядом с дрессировщиком Азизом – певица Азиза во время съемок праздничного концерта к 8 марта.
Вообще у Азиза – множество друзей и знакомых, причем не только в цирковом мире, но и среди артистов, музыкантов. И друзья нередко собираются у него на квартире. «Мы просто не можем жить без гостей», – говорит Азиз. Друзей он любит побаловать чем-нибудь вкусненьким, причем иногда даже приготовленным собственными руками: «Я хороший кулинар, умею многое», – говорит дрессировщик.
Квартира, где много диких обезьян
Ну и друзья сюда приходят, разумеется, не с пустыми руками. Как несложно догадаться, чаще всего Азизу дарят обезьян. Поэтому они заполонили собой практически весь дом. В прихожей всех приходящих встречают большие деревянные обезьяны, подаренные известными артистами цирка Сарватом Бегбуди и Андреем Ковгаром. Здесь же на стенах висят фотографии животных, сделанные в Московском зоопарке. В комнатах на шкафах, столах, креслах, спинках диванов неимоверное количество обезьян всех мастей. «Если когда-нибудь уйду из цирка, смогу открыть настоящий музей», – признается дрессировщик.
Друзья бывают в доме часто, но встречает их Азиз один. Дело в том, что с той женщиной, которая героически жила с ним в гримерке, он развелся, а новую супругу еще не нашел. «Личная жизнь, конечно, есть, – признается дрессировщик. – Просто отношения пока до брака не доходят. Не могу себя назвать любвеобильным, увлечений было совсем немного. Ведь большую часть времени отдаю цирку, так что мой главный и самый большой роман – моя работа».
Бывшая супруга и дочь Азиза живут в городе Ухта, дочка учится в лицее и в цирк пока не стремится. Дрессировщик поддерживает с ними теплые отношения, и когда экс-жена и дочь оказываются в Москве, они всегда живут на этой квартире.
А обезьяны Аскаряна проживают в специальном помещении в цирке. Но иногда, например, когда-то кто-то из них простужается, Азиз забирает домой. Когда мы пришли в гости, к дрессировщику как раз доставили захворавших орангутана Лолу и шимпанзе Тото. Чтобы обезьянки не мерзли, на них надели детские курточки, свитера и штанишки, которые сидели на них очень хорошо и весьма украшали этих человекообразных.
Любовь и ревность
– Азиз, скажите, какие приемы используете в дрессировке обезьян?
– Прежде всего, с ними нужно дружить, как с детьми, воспитывать, как родных чад. Они должны тебя не только уважать, но и бояться, ведь обезьяны относятся к отряду хищных животных. Любой промах может обернуться против вас. Когда им исполняется восемь лет, приходит время полового созревания, и тогда у них полностью «едет крыша». Им нужна спокойная жизнь, а в цирке их заставляют работать. Ну и начинается… Они должны знать мои жесты, интонацию, я могу и накричать: значит – папа не в настроении.
– А можно ли в педагогических целях обезьяну ударить?
– Можно, но только в педагогических… Чтоб понимала, что ты – вожак стаи, чтоб не наглела. Боли-то они – как мы, люди, не почувствуют. Вон посмотрите, как летают по вольеру: игры у них между собой очень грубые. Скачет-скачет, а потом – хрясь головой о деревянный пол! Мне от самого этого зрелища больно, а им – хоть бы хны. Если я ударю – то рукой, а так обычно короткую указку беру, вроде дирижерской палочки, чтобы просто показать, куда надо сесть, что сделать. А если в клетку с дубиной войдешь, они ее вырвут и тебя же ею приговорят.
– То есть они сильнее людей?
– Еще бы! Как-то летом пришел один мастер спорта по борьбе без правил. Здоровый качок, шкаф! Сидим во дворе, у вольера… Он возьми и скажи: «Слушай, Азиз, а что, если я пойду к твоему Бемби (а Бемби тогда еще совсем молоденьким был, хрупким) и поборюсь с ним…» – «Зачем это? Он ведь тебя победит!» – «Ну, пожалуйста!» – «Ладно, впустим…» И вот Бемби сидит в уголочке, видит – какой-то мужик в клетку входит; а мы с ассистентом на подхвате – мало ли что! Качок – к Бемби, слегка подергал его рукой; взгляд у Бемби сразу изменился, насупился. Но пока – не реагирует. Секунда идет, другая. Бемби схватился за кольцо, подтянулся, посмотрел налево-направо, остановил на мне взгляд. Раскачался и… в полете одним движением ноги пнул мужика по туловищу. Того шарахнуло о вольер, и мы с ассистентом его, оглоушенного, вынули. «Ну что? – спрашиваем. – Пойдешь еще?» – «Нет, спасибо!»
– Значит, обезьяны все-таки опасные животные? Наверное, и вам доставалось от них?
– И мне, и ассистентам. Обезьяна может травмировать человека либо от испуга, либо из чувства ревности. Эти животные большие эгоисты, любят быть в центре внимания. Кстати, не рекомендую держать обезьян дома, особенно если в семье есть маленькие дети. Обезьяна не позволит даже приласкать ребенка. Я всегда помню, что обезьяны – хищники, и нельзя позволять садиться тебе на шею. Нужно, чтобы они меня уважали, любили и боялись. Так должно быть.
Встреча с президентом
– Получается, если с обезьяной неправильно обращаться, она может и…
– … можно ожидать любого сюрприза. Помню случай, который произошел в цирке, когда отмечали юбилей выхода на экраны кинофильма «Тот самый Мюнхгаузен». Леонид Ярмольник попросил одолжить ему обезьян «для совместного выступления». По сценарию актер должен был присоединиться к четверке моих приматов. Для него придумали ошейник, поводок, он должен был повторять каждый их трюк: так же ходить, сидеть и т.д. На репетиции все прошло прекрасно, но я предупредил Леонида, чтобы он не переигрывал, это опасно. Тот согласился, сказал, что учтет мой совет. Но во время выступления вдруг увлекся! Когда обезьяны исполняли грузинский танец, Ярмольник слишком близко приблизился к Мартину, и тот сильно ударил его по лицу. В результате под глазом – огромный синяк. Так что расслабляться нельзя.
Считается, что представительницы обезьяньего слабого пола легче поддаются дрессировке. Но и они проявляют свой характер. Была у нас в труппе обезьяна Джульетта, которая почти не расставалась с одноногой, одноглазой куклой, ревновала к ней всех, кто до нее дотрагивался. Этого не знал молодой журналист, пожелавший сделать о нас материал. Оставляя его на короткое время одного в обезьяннике, попросил ничего здесь не трогать. А тот взял куклу и стал рассматривать. Когда я вернулся, увидел потрясающую картину: Джульетта прижала побледневшего журналиста к решетке и… раздевала его. А когда увидела меня, да еще разгневанного, моментально отпустила беднягу, села на корточки и сложила впереди лапки, как бы прося прощения. Когда же я на мгновение отвернулся, она тут же продолжила мщение. Сложенные лапки-ручки подсунула под себя, нагадила в них (а у нее в тот день был жидкий стул), и все содержимое выплеснула на обидчика. О каком репортаже потом могла идти речь!
– А помните, когда одна из ваших обезьян начала обниматься с Борисом Ельциным?
– Это произошло в День города в Москве в 1995 году. Мой шеф Юрий Никулин предложил повеселить народ, пройтись с какой-нибудь из обезьян по Тверской. Я надел на Мики белую рубашечку, полосатые брючки – и мы отправились… На Тверской, у памятника Юрию Долгорукому, нам навстречу шел Юрий Лужков. Как старые знакомые, мы расцеловались, поздравили друг друга с праздником. И вдруг видим: рядом с трибуны поднимается Борис Николаевич: «Юрий Михайлович, дайте мне живую обезьянку потискать!» Мики моментально прыгнул к президенту РФ на шею, обнял и стал целовать и облизывать. Окружающие – в шоке. Оказалось, что на лице Бориса Николаевича был макияж. Мики снимал этот грим пальцем и давал мне понюхать, как бы спрашивал: «А что это такое?». А вокруг суетились телевизионщики, этот момент потом прокручивали на телевидении целый день. Юрий Никулин меня похвалил: «Молодец, добрался до самого президента».
Наша справка
Обладатель наград «Лучший продюсер года», Лауреат приза Российской киноакадемии «НИКА» и различных международных наград режиссер и продюсер Андрей Разумовский – кинематографист с ярким нестандартным экономическим мышлением. Наверное, это ценное для кинематографиста качество он получил по наследству от отца – прекрасного экономиста. А может, оно было заложено великими мастерами, с которыми Разумовскому пришлось столкнуться в работе на первых порах. Такими, например, как Василий Макарович Шукшин. Но так или иначе, Андрей Разумовский оказался первым в стране режиссером, который вслух заговорил о продюсерском кино. Причем не просто заговорил, но еще и пришел в 1987-м году в Союз кинематографистов с этой «крамольной» идеей. И, естественно, с «треском» был изгнан. Подобные мысли казались в ту пору руководству СК кощунственными.