23:30:44
11 апреля 2021 г.

Юрий Энтин: «Ирония –спасительная штука»

В гостях у звездыПоэт-песенник и драматург Юрий Энтин начинал в свое время школьным учителем истории. Но случилось так, что его дар писать смешные стихи оказался замеченным создателями мультиков и детского кино.

Прощай, машина и холодильник!

– Юрий Сергеевич, вы живете на два дома. В том смысле, что часть жизни проходит на даче, а другая – на Смоленской площади, в квартире, превращенной в офис…

– Вот уж нет! Никакой это не офис, а вполне нормальная квартира, разве что несколько перегруженная музыкальной аппаратурой. У меня была четырехкомнатная – на Фрунзенской набережной, но сын женился, и мы отдали две комнаты ему и себе взяли две. Я оказался в очень хорошей квартире, все окна которой выходили прямо на Садовое кольцо. И уже внутри своего дома поменялся потом на эту – меньшую, зато более тихую.

– Очень любите Садовое кольцо?

– Откровенно говоря, не очень. Вот Фрунзенскую по-настоящему любил, тем более что в нашем бывшем доме жила интересная публика, в том числе Лев Константинович Дуров. Место замечательное.

Когда-то я спросил супругу, где бы в идеале она хотела жить, и получил ответ: «Напротив Нескучного сада». Мы поселились напротив Нескучного сада.

Еще жена мечтала, чтобы из окон был виден белый пароходик, курсирующий по реке. Был и пароходик, его было видно из окна. Но потом вот поменялись…

Может быть, расположение нашей нынешней квартиры когда-то и считалось удачным, но нынче Садовое кольцо превратилось в сплошной поток машин. Кроме того, в доме расположена станция метро «Смоленская», это, можно сказать, самый центр Москвы, модное «показательное» место, от которого постоянно эвакуируют машины. Дом может гордиться тем, что его без конца показывают в сводках происшествий на ТВ. У меня, например, два раза от дома уводили машину. В первый раз, я должен был везти на дачу холодильник. Поставил машину, а пока спускал на лифте холодильник, она исчезла. Начал метаться в поисках машины – украли и холодильник…

Великолепная семерка

– Вас называют детским поэтом. Между тем известно, что, к примеру, Чуковский и Михалков морщились, когда их называли детскими поэтами и писателями. А вы, напротив, гордитесь.

– У каждого человека своя миссия в жизни. Я вот в один прекрасный день вдруг осознал, что если сам не стану заниматься проблемами наших мальчишек и девчонок, то ими никто не будет заниматься. Возможно, в этой нахальной мысли меня укрепил такой простой факт: из ста популярных детских песен, отобранных Министерством образования, которые все время переиздают, 80 оказались моими. 20 не мои – русские народные. Плюс «В лесу родилась елочка».

– Есть ощущение, что последняя детская песня, которая вышла и широко прозвучала, была написана в середине 90-х. А что случилось потом?

– Потом наступил «мертвый сезон». Почти полностью исчезли мультики с песнями и музыкальные кинофильмы, были расформированы многие песенные детские коллективы. В частности, хор под управлением Виктора Попова. Стало понятно, что на этом завершилась не только моя карьера, но возникли проблемы и у композиторов, с которыми я постоянно работал: Евгения Крылатова, Геннадия Гладкова, Владимира Шаинского, Алексея Рыбникова, Максима Дунаевского, Марка Минкова, Давида Тухманова. Это семь композиторов, которыми и была создана детская песня в 70–80-е. Ее начало – «Бременские музыканты» и «Антошка». Потом уже пошли «Чунга-Чанга» и другие.

– Каждая ваша песня становилась чрезвычайно популярной. Можете поделиться формулой создания шлягера?

– Клянусь, никогда не пытался специально написать шлягер или, как сейчас говорят, хит. Просто добросовестно создавал мультяшный образ. Ну, например: «Я – Водяной, я – Водяной, никто не водится со мной. Внутри меня водица. Ну, что с таким водиться?».

Придумал образ, потому что режиссер сказал: «Водяной не прописан в сценарии, придай ему характер». Примерно также было с охранниками («Ох, рано встает Охрана»).

К этому можно прибавить, что я всегда стремился удовлетворить требования режиссера, который самовыражался, снимая свое кино. Да и работал всегда со своими любимыми композиторами – «могучей кучкой», создавшей всю отечественную детскую песню. Вот вам и формула шлягера.

Эти композиторы и еще несколько избрали в свое время Геннадия Гладкова секретарем Союза композиторов, который отвечал за «третье направление».

Похвальное слово соавторам

– Что за направление такое?

– Это композиторы, которые обязательно закончили Московскую консерваторию, все они – либо профессора, либо преподаватели консерватории, все – авторы опер, симфоний, балетов. Но при этом сочиняют музыку для кино и даже эстрады. Как, допустим, Максим Дунаевский. Эти люди обладали огромными знаниями и профессионализмом.

Сегодня многие песни, какими бы яркими они ни казались (например, «Зайка моя» – яркая песня), живут не слишком долго. Потому, что профессионал, слушая «Зайку» сразу понимает: ее написал не Гладков и не Дунаевский. Чтобы сочинить долгоживущее произведение, надо, как ни странно, обладать огромным профессиональным багажом. Таким багажом обладает самый образованный из всех композиторов, который при всем том кажется простым и даже простоватым – Владимир Шаинский. Он с отличием закончил консерваторию у блестящего композитора Кара Караева в Баку, который в свою очередь был учеником Шостаковича. Поэтому Шаинский зачастую шутит, что он – внук Шостаковича. Шаинский закончил и Московскую консерваторию – как скрипач…

А Алексей Рыбников был любимым учеником Арама Хачатуряна. С другой стороны, он – пианист, закончил Московскую консерваторию. А свою первую оперу «Багдатский вор» сочинил в шесть лет! Эту оперу услышал Арам Ильич. И Рыбников стал учеником Мастера с шести лет.

– Вы принципиально работаете только с суперпрофессионалами?

– Принципиально. Я восемь лет возглавлял детскую редакцию фирмы «Мелодия». С одной стороны, видел людей, которые уже к моменту нашего знакомства обладали огромными знаниями и воплотили их в продукт. С другой, – не мог не доверять своей интуиции: когда познакомился с Гладковым, он был еще студентом. «Бременские музыканты» – его первое популярное произведение, до этого он сочинял сюиты. А первая популярная вещь Крылатова – песня «Вжик-вжик-вжик, кто на новенького?», которую мы написали вместе.

Так что я чрезвычайно тщательно выбирал соавторов.

Входить в образ лучше, переодевшись

– И все они, наверняка, перебывали у вас в гостях…

– И они у меня, и я – у них. С нашей дружбой связано немало забавных историй. Например, у Максима Дунаевского было семь жен. Он человек – публичный, тем не менее, не скрывает этого факта. Помню, раз я позвонил Максиму, а к трубке подошла девушка, я попросил передать информацию Дунаевскому, но мне показалось, что она как-то легкомысленно отнеслась к моим словам. Тогда я спросил: «А вы кто?» Она ответила: «Я – седьмая жена Максима Исааковича». За этот юмор я ее сразу полюбил.

– Чему научили вас друзья-композиторы?

– Я всегда позиционировал себя, как ироничный поэт, юморист. А благодаря Крылатову написал лирические «Крылатые качели», «Лесной олень», «Прекрасное далеко». Эти песни получили премии, как лучшие песни года.

Алексей Рыбников научил бороться за свое произведение. Он и сам боролся – с правительством, с партией, с судьбой. За «Звезду и Смерть Хоакина Мурьетты» бился десять лет. Потом то же самое было с «Юноной» и «Авось», с «Литургией оглашенных»… Мы с Рыбниковым какое-то время почти не расставались. Я бывал на всех его репетициях.

– Зачем?

– Это ведь я рекомендовал его Марку Захарову. Руководитель Ленкома месяца два сопротивлялся, оттягивая прослушивание. Но я все-таки привел Рыбникова к Захарову на квартиру. Рыбников исполнил свою «Нейтронную бомбу» на стихи Пабло Неруды. А Захаров в тот период готовился к постановке «Звезды и Смерти Хоакина Мурьетты» также на стихи Неруды. После прослушивания в кандидатуре композитора Марк Анатольевич уже ни секунды не сомневался. Так возник творческий альянс Захаров-Рыбников, они стали работать вместе.

– Известно, что Марк Захаров обожает розыгрыши. Удалось ли ему разыграть вас?

– Скорее, наоборот. Однажды, помню, я возлежал в домашнем халате на диване и смотрел телевизор, когда раздался звонок, и Марк Анатольевич сообщал, что говорит с обеда, посвященного премьере «Звезды и Смерти Хоакина Мурьетты». Он сказал: «Я уже поднял рюмку, чтобы произнести тост, но понял, что никак не могу обойтись без тебя». Просил поймать машину и мчаться к нему домой «в чем есть». Приказы генерала исполняются немедленно и без обсуждения: я как был в халате и тапочках, так и приехал. Посмеялись, конечно.

– В вашем семейном альбоме немало фотографий, на которых вы запечатлены в камзолах и прочих экзотических нарядах…

– Не скрою, люблю входить в образ, а это требует переодевания. У меня даже появился собственный стилист!

В детстве мечтал стать артистом балета. Вместе с мамой в войну мы бежали в Оренбург, куда был эвакуирован Кировский театр оперы и балета. Мне тогда было шесть лет, и мама повела меня на «Сказку о Попе и его работнике Балде». У Пушкина есть в финале известные строки: «С первого щелка прыгнул поп до потолка». Артист-поп действительно подскочил почти до самого потолка, а потом и вовсе улетел. На меня это произвело неизгладимое впечатление. Я не понимал, как это сделано, и с тех пор стал скакать перед зеркалом и что-то изображать. Потом начал играть в театре студенческой самодеятельности Московского областного педагогического института имени жены Ленина. Там, еще до Калягина, я ваял образ небезызвестной Тетки Чарлей. Причем сам писал к спектаклям песни и сам их исполнял.

Вжик-вжик – и отразил!

– Эти актерские навыки в дальнейшем как-то пригодились?

– Определенно, пригодились. Когда придумываю образ, я должен в него «влезть», сыграть его. Когда писал песню о «Водяном», то сидел в ванной. Рядом на табуретке лежал листок бумаги… Написал песню за десять минут. А виной всему – режиссер Гари Бардин. Когда я стал приставать к нему с вопросами о том, каков наш Водяной, Гари Яковлевич начал отделываться такими советами: «Войди по Станиславскому в образ, сыграй его, представь…» Станиславский просил себя помещать в предлагаемые обстоятельства. Я тогда жил в маленькой квартире в Чертанове, в десятиметровой комнате. Ванна была единственным водоемом…
А «Вжик-вжик» написал, проскакав перед зеркалом с «рапирой». Тут я не столько перевоплощался в маркиза, сколько в Андрея Миронова, которого очень любил. Мне надо было написать песню за три дня. Причем, сказали, что принимать ее будет не партбюро, не редактор, а лично Андрей. Я очень боялся. Андрей поначалу отнесся ко мне сурово. Сказал, что стихи легкомысленные: «Вы написали так, как будто не прочитали сценарий до конца. А вы в курсе, что мой герой в конце погибает? Это же надо как-то отразить».

Я пошел на кухню и быстренько отразил, дописав куплет: «На опасных поворотах трудно нам как на войне. И, быть может, скоро кто-то пропоет и обо мне…» Тут Андрей меня расцеловал, признав во мне поэта. И заявил, что вот теперь это стало объемным, серьезным произведением.

– Вы всегда так ироничны в профессии?

– И не только в профессии. Несколько лет назад накануне серьезной операции, которая могла закончиться чем угодно, я предложил устроить в больнице концерт, почитать собственные стихи на медицинские темы. Врачи хохотали как ненормальные.

Нет, не забуду я больницу,
И в ней веселое житье.
Вы так кололи ягодицу,
Что сердце тронули мое…

Ирония – спасительная штука. Хотя, конечно, злая ирония может разъедать организм.

– Чьи картины украшают стены квартиры?

– Моего сына: он пишет для спальни в одном стиле, для гостиной – в другом. Сын заканчивал вуз как фотограф. Однажды Скобцева и Бондарчук вернулись из Америки, пришли в гости к Ливанову и что-то азартно рассказывали, а сын их снимал. И эту съемку сделал, как фильм. В итоге Бондарчук пригласил его в свою группу.

Его величество шкаф

– Кто главный в доме – жена или вы?

– Интерьер квартиры создавала моя жена Марина. Считаю ее выдающимся дизайнером домашнего плана. Она меня однажды потрясла: мы приехали в необыкновенно красивое место, где я должен был работать, причем мне пообещали предоставить царские апартаменты. И действительно предоставили огромный домище. Но вместо комнаты там был… конференц-зал на 200 квадратных метров. Не то, что жить – работать было неуютно. Но Марина быстро сообразила из тех предметов, которые мы привезли с собой, из каких-то коробок и книг импровизированные перегородки. В зале возникли уютные уголки, и он стал пригодным для относительно нормального проживания.

А как-то раз мы жили в квартире Тухманова, пока он был в Кельне, и одна дама захотела купить его квартиру. Но, посмотрев, решила, что она ей не подходит. Через некоторое время квартира претерпела ремонт под чутким руководством моей жены и стала такой теплой, что когда эта дама снова оказалась в ней, то даже не поняла, что уже была в этих стенах. Она захотела ее купить, но Тухманов вернулся к тому времени и уже сам не захотел с ней расставаться.

Жена тонко чувствует цвет, умеет придать общий уют апартаментам. А я принимаю участие в создании деталей и «пятен». Вот, например, старинный шкаф, который я специально купил для этой комнаты. Согласитесь: в нем есть некая духовность, и даже ответственность. В такой шкаф нельзя положить какую-нибудь ерунду!

НАША СПРАВКА

Обладатель наград «Лучший продюсер года», Лауреат приза Российской киноакадемии «НИКА» и различных международных наград режиссер и продюсер Андрей Разумовский – кинематографист с ярким нестандартным экономическим мышлением. Наверное, это ценное для кинематографиста качество он получил по наследству от отца – прекрасного экономиста. А может, оно было заложено великими мастерами, с которыми Разумовскому пришлось столкнуться в работе на первых порах. Такими, например, как Василий Макарович Шукшин. Но так или иначе, Андрей Разумовский оказался первым в стране режиссером, который вслух заговорил о продюсерском кино. Причем не просто заговорил, но еще и пришел в 1987-м году в Союз кинематографистов с этой «крамольной» идеей. И, естественно, с «треском» был изгнан. Подобные мысли казались в ту пору руководству СК кощунственными.

Елена Булова

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация