23:30:44
11 апреля 2021 г.

Андрей Разумовский: «У меня есть претензия к родителям»

В гостях у звездыОбладатель наград «Лучший продюсер года», лауреат приза Российской киноакадемии «НИКА» и различных международных наград, режиссер и продюсер Андрей Разумовский – кинематографист с ярким нестандартным экономическим мышлением. Наверное, это ценное для кинематографиста качество он получил по наследству от отца – прекрасного экономиста.

А может, оно было заложено великими мастерами, с которыми Разумовскому пришлось столкнуться в работе на первых порах. Такими, например, как Василий Макарович Шукшин. Но так или иначе, Андрей Разумовский оказался первым в стране режиссером, который вслух заговорил о продюсерском кино. Причем не просто заговорил, но еще и пришел в 1987-м году в Союз кинематографистов с этой «крамольной» идеей. И, естественно, с «треском» был изгнан. Подобные мысли казались в ту пору руководству СК кощунственными.

О мощных корнях

– Андрей Вадимович, Разумовские – весьма древняя фамилия. Великий князь Андрей Разумовский, часом, не ваш древний родственник?

– К тем Разумовским мы не имеем отношения. Но зато мой прапрапрадед – писатель Карамзин.

– Ну, ничего себе?..

– Ни больше ни меньше. Фамилия Разумовские к нам пришла… из церкви. Дед был ученым-химиком. А прадед – великим хирургом, его именем назван теплоход и улицы нескольких городов, так как он основал университеты в Саратове, Тбилиси и Баку. В конце жизни прадед жил в Ессентуках и был главным терапевтом Кисловодского региона. А вот его отец был священником. И отец священника тоже священник. Оттуда наши корни, оттуда и пришла фамилия Разумовские.

– А родители были кинематографистами?

– Верно. Папа – один из самых крупных экономистов в кино, его идеи обгоняли время, поэтому у него всегда были сложности в их реализации. Мама работала ассистентом режиссера, вторым режиссером в группах у Леонида Лукова, Александра Роу. В детстве мы с братом знали всех тех людей, чьи имена сегодня вошли в энциклопедию кино. Линия Богородских также вплетается в нашу родословную. Напрямую мы связаны с художником Федором Богородским – основателем кафедры во ВГИКе. Моя двоюродная бабка также была художницей. В детстве часто бывал в художественных мастерских – до сих пор люблю запах краски. А еще есть и немецкая кровь…

– Да, наверное, непросто было вашим родственникам в 20-е годы?

– И в 20-е, и в 30-е… Многие были расстреляны, репрессированы. И, тем не менее, отлично помню, как в день смерти Сталина вся семья собралась на квартире у черной тарелки на стене. Сидели и дружно рыдали. А отец в это время был на похоронах, на улице.

Мой дед знал девять языков, бабушка – три, а нас с братом от этого тщательно оберегали. Это – моя единственная претензия к родителям.

Какие имена!

– Им, наверное, не без основания казалось, что жизнь детей дороже, нежели знание иностранных языков. Но вы ведь, тем не менее, получили прекрасное образование?

– Учился в химическом классе в хорошей школе – № 710 при Академии наук – и исправно готовился «в ученые». Но как видите, поступил во ВГИК на режиссерский факультет.

– Ведь учились-то в потрясающе интересное время! Насколько мне известно, в тот год, когда вы поступали во ВГИК, набиралось сразу пять мастерских.

– Начало действительно было чрезвычайно интересным. Я попал в мастерскую Ефима Дзигана, который, если помните, был режиссером фильма «Мы из Кронштадта». 66-й год. Набор замечательный: Герасимов и Дзиган набирали мастерские игрового кино, Кармен – документального, а Згуриди – научно-популярного … С нами училось множество талантливых ребят.

Дзиган учил нас жизни. И тому, что никто нигде нас не ждет. Мы будем, говорил он, приходить на студии, и нас будут «прикладывать физиономией о стол»… Он научил выживать, действовать, пробиваться. Добиваться своего… Уже после второго курса я напросился актером окружения на картину Василия Макаровича Шукшина «Странные люди». К сожалению, тогда был очень стеснительным и не мог себе позволить «насесть» на Василия Макаровича, чтобы поплотнее пообщаться с ним, о чем сейчас жалею. А потом пришел на «Мосфильм», повезло: работал на картине «Бег» ассистентом Алова и Наумова. Ну, а дальше работал на фильмах «Укрощение огня», «Соло для слона с оркестром»…

– Во всех этих картинах играют потрясающие актеры: Владимиров, Баталов, Дворжецкий, Евстигнеев, Горбачев, Ульянов, Ефремов, Крамаров, Смирнов, Басов, Фрейндлих, Гердт, Лавров, Леонов, Смоктуновский, Джигарханян, Куравлев… Как ощущали себя рядом с ними?

– Был счастлив со всеми перезнакомиться, получил огромное удовольствие и заряд энергии на всю жизнь.

– А дома? Собирались за большим столом в праздники?

– Традиции хлебосольной семьи сохранялись бережно, особенно пока были живы мама и бабушка. Приходило много гостей. У нас восемь месяцев жил Владик Дворжецкий, подолгу гостил Коля Олялин. Помню, как принимали чехов. Как приходил Юрий Николаевич Озеров, как готовили блины с икрой, рыбой, селедкой.

Мой отец был страшный картежник. К нему приходили важные начальники, и пока они играли, решались важные вопросы: кого-то утверждали, снимали с ролей, кому-то давали постановки фильмов. Помню международные московские кинофестивали… У нас была госдача в Трудовой, на берегу канала. И когда гости фестиваля плыли на кораблях мимо Трудовой, мы, дети, приветствовали гостей с берега. А назад они возвращались на машинах и непременно заезжали на дачу. Так что у нас перебывал весь кинематографический мир.

– У родителей была большая квартира?

– Скромная и совершенно простая квартира. Мамина. Я ведь родился на Басманной улице, в коммуналке, и в нашей квартире жило 18(!) семей. В длинных коридорах играли в футбол. По этому же коридору в 1938-м вели арестованного дедушку… Потом жили на Конюшковской – шесть семей в одной квартире. Потом переехали на Можайку, где было уже всего две семьи. И только потом впервые получили отдельную квартиру около Павелецкого вокзала. Сейчас вот с семилетней дочкой Машей обитаем в районе Речного вокзала.

Козел-производитель

– А землю любите?

– Приучили ее любить. Великие люди – Борис Можаев, академик Тихонов. В свое время я купил домик, создал настоящую фазенду. Было даже свое стадо, три коровы, штук двадцать свиней, бараны, куры. Вспоминается одна история. Однажды на Черемушкинском рынке в период его ремонта проходила забавная фестивальная акция «Кино на рынке». Все кинематографисты чем-то торговали за прилавками. Элем Климов почему-то продавал водку. А по рынку бегал маленький козлик со смешными завитушками. Я тоже чем-то торговал, и ко мне неожиданно подошел приятель и предложил купить этого козлика. Посмеялись, и я с рынка уехал. А приятель все-таки всучил этого козла кому-то из наших за триста рублей со словами «Разумовский козла купил. Христа ради отвези на студию». Утром я пришел на студию (мы тогда снимали помещение в здании, где находится ресторан «Прага»), а вся «Фора» стоит на ушах: козленок Борька бегает, как угорелый, и уже объел все цветы. Три дня козленок жил в офисе. Потом пропал. Еле-еле нашли: из него в ресторане уже собирались делать шашлык. Отвез Борьку в деревню, где уже было три козы. И за крайне короткое время появилось семьдесят три козленка! Бабули из деревни приходили и робко спрашивали: «Ваш козел сегодня не занят? Не одолжите?» Борька «работал», а с нами расплачивались клубникой.

Эту историю много лет спустя рассказал своей знакомой, и она схватилась за голову. Оказалось, что Борька был «фирменным» элитным козленком, которого на тот рынок на одни сутки отпустили с ВДНХ, сдав в аренду, а он тогда сбежал! Зато теперь – многодетный отец…

Не поняли!

– Смешно… Андрей Вадимович, вы были одним их первых, кто заговорил о новом продюсерском кино… Коллеги не понимали?

– Когда в 87-м мы пришли к руководителю Союза кинематографистов Элему Климову, он нас не просто не понял, а послал открытым текстом: «Какое частное кино?! Какое частное продюсерство?! Каким местом вы думаете?» Единственный, кто активно поддержал, был Армен Николаевич Медведев, работавший главным редактором Госкино СССР. И вот через год, в далеком 1988 году я и Рудольф Фрунтов совместно с Юрием Романенко организовали первую в СССР независимую киностудию «Фора» (в дальнейшем «Фора-фильм»).

28 июня, то есть за три дня до вступления в действие закона о кооперации, запустились с документальным фильмом о Галиче и с игровой картиной «За прекрасных дам» с Абдуловым и Панкратовым-Черным. А 28 декабря 1988 года нас торжественно закрыли: вышел приказ, согласно которому кооперативы по производству фильмов были приравнены к тайным абортариям, а также к организациям, производящим и хранящим оружие и наркотики.

– И тогда вы нашли лазейки в законе?

– Разумеется. Началась шикарная жизнь: за три года сняли двадцать один фильм и все – на свои деньги. Не просили у государства ни копейки, и до 1992 года процветали.

– А что делали с такими деньгами?

– Хороший вопрос. И вправду тогда не знали, что с этими деньгами делать. Господи, если б эти деньги иметь сегодня! А так – куда только не вкладывали: и в нефть (слава Богу, живы остались, так как вовремя остановились). И в другие дела, интересные и не слишком: до сих пор плывет к нам яхта, которую купили в 1992 году, оплатили, послали за ней людей и в итоге ничего не получили. Начали выпускать книги, открыли серию «Богатые тоже плачут». С нас начался театр Романа Виктюка, «Фора» была продюсером потрясающего спектакля «М. Баттерфляй», помогали пенсионерам района, доплачивали пенсии.

Кино как бизнес

– А почему такое название для студии – «Фора»?

– Это аббревиатура – Фрунтов Рудольф + Разумовский Андрей. Кроме того, мы ведь были первыми и давали всем фору…

– Чем сегодня «Фора-фильм» оправдывает свое название?

– Сегодня работаем над системой новых цифровых кинотеатров в малых городах России. Например, в городе Сергаче под руководством губернатора Нижегородской области Валерия Шанцева открыли кинотеатр и хотим открыть около тридцати таких центров российского кино в области. Это часть большой программы «Мультимедийные кинотеатры для средних и малых городов России».

– На сколько мест рассчитаны такие залы?

– От 70 до 300 мест. В Сергаче, например, 25 тысяч человек населения. Основной зритель – молодежь и дети. Взрослых оторвать от телевизора и бутылки водки оказалось практически невозможно.

– Судя по названию, там будет демонстрироваться новое российское кино?

– Сегодня все кинотеатры просят: приносите нам российское кино. Мы стараемся раз в неделю обязательно презентовать какой-нибудь новый российский фильм. Но в 70-местный зал приходит человек по пять. А на американский «ужастик» – почти полный зал. Парадокс! Все говорят: «Американское кино надоело!» А на деле это оказывается враньем: зрители голосуют билетами, своим присутствием в залах и доказывают, что не надоело… Да, какие-то наши картины, безусловно, не отличаются качеством. Но существует ведь общая мировая статистика – на сто снятых фильмов двадцать бывает вполне приличных и пять-шесть – очень хороших.

Дело в другом: американцы скупили наши кинотеатры. Как только мы пересекли черту в 500 миллионов долларов прибыли в год, они плюнули на своих российских посредников и сами приехали в Россию. Вы заметили, что у нас уже не «Гемени», а «XX век Fox»? Не «Каро», а «Уорнер бразерз»? Ну, и так далее. А наше государство продолжает почему-то считать, что наш кинематограф – очень прибыльная отрасль. Ну какая она прибыльная? Кино в среднем сейчас стоит полтора миллиона долларов. Плюс реклама… Лишь десять картин в год оправдывают себя.

– А как с этим дела в других странах? Например, во Франции?

– В Индии, например, любят свое кино, зрители прямо в зале поют с героями и танцуют. Но Индия – единственная, кто себя сохраняет в кинематографическом отношении. Французы пошли другим путем: ввели налог на прокат американского кино. Эти деньги отчисляются на создание национального французского кино.

– По-моему, вы этот вопрос поднимали еще в середине девяностых?

– Я уже пятнадцать лет борюсь за то, чтобы у нас был введен подобный налог: действовали и через Гильдию продюсеров, этим вопросом занимались и Досталь, и Кобзон… Но едва в Думе дело доходит до голосования – все против нас. Я надеюсь, что в год столетия российского кинопроизводства будут, наконец, приняты законы об обложении российского кино льготным налогом и об обложении налогом американского кино, а также закон о меценатстве. Людям не интересно вкладывать деньги в кино. Понимаете, если бы до революции не было меценатов, то сегодня в стране не было ни театров, ни музеев. Все проекты лежат в Думе, в законодательных органах, но никто особенно не торопится нас поддерживать.

Народ любит сказки

– Да. Грустная тема. Давайте о веселом. О ремонте. Сами в доме его делаете?

– Это ответственное дело взяла на себя жена. Она – известная телеведущая ток-шоу «Скандальная жизнь с Ольгой Б.» – Ольга Бакушинская. Сама выбирает цветовую гамму: оранжевая детская, красная гостиная, светло-салатовая спальня, сиреневая кухня.

– Зачастую бывает так: если дома руководит жена, то на съемочной площадке муж проявляется как диктатор…

– Ну что вы! Я человек восприимчивый, люблю учиться. Вот, например, снимали с Димой Астраханом «Все будет хорошо». Попросил его выкинуть из сценария несколько сцен, считая их образцом безвкусицы. В частности, сцену, когда Ульянов с флагом едет за фурой на инвалидном кресле к больной жене, зацепившись за машину костылем. Или сцену, где японец достает меч и защищает ребенка. Или когда парень на трех белых «Мерседесах» возвращается в деревню за своей девушкой. А Дима Астрахан утверждал, что народ будет орать и танцевать на этих сценах. Я уступил и не пожалел: режиссер оказался прав – народ обожает сказки.

Наша справка

Обладатель наград «Лучший продюсер года», Лауреат приза Российской киноакадемии «НИКА» и различных международных наград режиссер и продюсер Андрей Разумовский – кинематографист с ярким нестандартным экономическим мышлением. Наверное, это ценное для кинематографиста качество он получил по наследству от отца – прекрасного экономиста. А может, оно было заложено великими мастерами, с которыми Разумовскому пришлось столкнуться в работе на первых порах. Такими, например, как Василий Макарович Шукшин. Но так или иначе, Андрей Разумовский оказался первым в стране режиссером, который вслух заговорил о продюсерском кино. Причем не просто заговорил, но еще и пришел в 1987-м году в Союз кинематографистов с этой «крамольной» идеей. И, естественно, с «треском» был изгнан. Подобные мысли казались в ту пору руководству СК кощунственными.

Елена Булова

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация