17:50:04
21 ноября 2024 г.

От пасхального поцелуя не отказываются

Путеводитель по МосквеПасха праздновалась, как и теперь, всю неделю, и крашеные яйца, как и теперь, составляли особенность праздника.

Писанка под свечой

Накануне Пасхи вся Москва пребывала в хлопотах: подновляла заборы, чистила дворы и улицы, украшала храмы. А в домах стояла тишина, царил полумрак: все мыслями настраивались на благочиние, готовились к пасхальной заутрене. И вот уже снимают темные лампадки под иконами, вновь зажигают праздничные красные. На окнах, на шкафах, в корзинах и лукошках – крашеные яйца; на пуховых подушках прикрытые кисеей – куличи.

Обычай на Пасху расписывать яйцо – писанку – сложился на Руси так давно, что точно никто не может назвать хотя бы примерную дату его рождения. Писанки разрисовывали, как правило, в чистый четверг. У события был свой, особый ритуал. Хозяйка дома мыла деревянный стол, готовила мисочки с красками и постным маслом, точеные палочки вместо кистей, деревянные яйца и просто вареные яйца, клала чистые льняные тряпочки, чтобы протирать готовые писанки, ставила зажженную свечу. Дети тоже непременно участвовали в этом таинстве. Все садились вокруг стола, каждый делал свою писанку самостоятельно – как Бог на душу положит. Готовая писанка смазывалась маслом, чтобы блестели краски. И всю страстную неделю повсюду толпились продавцы расписных яиц: просто крашеные куриные яйца, другие, расписанные золотом, некоторые яйца были гусиные, а иные деревянные.

И вот наступал торжественный момент. После праздничной Пасхальной литургии патриарх, облаченный в дорогие, расшитые золотом одежды, выходил из собора, сопровождаемый многочисленным духовенством, держа в руках большой золотой крест. Вся процессия медленно совершала крестный ход вокруг собора. В завершение хода патриарх трижды произносил: «Христос воскресе!», и огромные толпы народа, заполнявшие все пространство вокруг собора, вторили: «Воистину воскресе!»

Малиновый звон

И вот наступает Праздник Праздников – Пасха. В Светлое Христово Воскресение над Москвой стоит непрерывный колокольный звон. Вовсю трезвонят все сорок сороков московских церквей – у Христа Спасителя, у Николы под Вязами, у Всех Святых на Кулишках, в Донском, в Новоспасском… Всю послепасхальную неделю каждому позволяется взбираться на любую колокольню и звонить, сколько сердце просит.

Идя из храмов, москвичи, встречая знакомых – и незнакомых – троекратно целуются, обмениваются взятыми заранее из дома яичками: «Христос воскресе!» – «Воистину воскресе!». «А если христосовались люди неравного достоинства, то яйцо давал высший низшему, – пишет русский историк Николай Костомаров. – В этот праздник существовал обычай, по которому бояре, а за ними и другие сословия являлись к царю и подносили подарки; точно так же подносили дары крестьяне господам. Эти подарки назывались великоденскими припасами; со своей стороны и господа их дарили, когда целовали. На святой неделе на улицах городов и посадов господствовала крайняя пестрота одежд и всеобщее удовольствие; всю неделю звонили в колокола, веруя, что этот звон утешает на том свете усопших. Русские, встречаясь между собою, целовались: никто не мог отказаться от пасхального поцелуя; однако высшие не всегда дозволяли это низшим себя; так, царь не христосовался ни с кем, исключая патриарха, а давал целовать свою руку».

Надо сказать, что и царям тоже дарили пасхальные яйца – золотые. А позже бриллиантовые, – создаваемые с XIX века русской ювелирной фирмой Фаберже.

А теперь – разговение!

Воскресным утром от монастырей, соборов и церквей Первопрестольной в бессчетном количестве отъезжают экипажи: москвичи направляются домой разговляться. Простой же люд, не откладывая праздник на потом, разговляется и целуется уже у храмов. Под чарку, закусывая яичком и куличиком.

А вокруг уже веселыми, шумными роями гудят московские рынки, проснувшиеся от долгой спячки Великого поста. Как описывает очевидец, «простой народ веселыми толпами, в праздничных одеждах, при неумолкаемом звоне колоколов, валит под качели, устроенные на Новинском валу».

Как и сегодня, в глубокую старину существовал обычай христосоваться с мертвыми. В день Пасхи после заутрени ходили на могилы родителей и родственников и клали пасхальные яйца на могилы. И царь тоже христосовался с усопшими предками в Архангельском соборе и Вознесенском монастыре.

Благочестивые люди старались святые дни воскресного праздника провести в богоугодных делах – кормили нищих, раздавали милостыню, дарили посылки заключенным.

Но, как пишет Николай Костомаров, «в массе простого народа духовное торжество воскресения Христова уступало место материальной радости: толпы наполняли кабаки, на улицах шатались пьяные и так же, как на масленице, по ночам случались убийства».

Владимир Симонов

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация