Игорь Антонов: «Бюджет – на четверть больше»
Москва, без сомнения, самый состоятельный город страны. На этот год утвержден рекордный бюджет — почти 1 трлн. рублей, это на четверть больше прошлогоднего. На что будут истрачены деньги москвичей, и какие направления требуют серьезных затрат сегодня? Об этом рассказал председатель бюджетно-финансовой комиссии городской Думы Игорь Антонов.
Долго запрягаем
– Игорь Евгеньевич, за счет каких ресурсов растет столичная казна?
– Городской бюджет ежегодно увеличивается в среднем на 25-35%. Основной источник для его пополнения – деньги налогоплательщиков, как организаций, так и физических лиц.
– И как они расходовались в прошлом году? Были ли нарекания?
– Совсем недавно на заседании московского правительства подвели итоги прошлого года. Можно сказать, что для Москвы год был удачный. Бюджет 2007 года мы планировали с дефицитом в 121 351,8 млн. руб, а выполнили с профицитом – 30,5 млрд. руб. Доход составил 956 196 млн. руб. Все программы были полностью профинансированы. Единственное замечание, за что очень серьезно критиковали – финансовая дисциплина. В первом полугодии идет раскачка по размещению государственных заказов, по подготовке проектно-сметной документации на строительство объектов, проведение конкурсов и т.д. И почти 50% расходов приходится на четвертый квартал. Постараемся в этом году решить проблему, пораньше разместить городские заказы, включать их в адресную инвестиционную программу только с готовой проектно-сметной документацией.
Значительные средства из городской казны, как и планировали, истрачены на социальные программы: на помощь семьям, где растут дети (2007-й был в столице объявлен Годом ребенка), комплексную программу социальной защиты москвичей.
– По сравнению с прошлым годом какие-то изменения в структуре бюджета произошли?
– Сейчас параметры бюджета таковы: доходы – почти триллион рублей и расходы – 1 207 миллиардов рублей. Нам еще нужно будет вносить изменения в закон о бюджете на этот год – распределить свободный остаток, образовавшийся на 1 января 2008 года. Думаю, что можно будет в доходную часть бюджета добавить 50 млрд. руб.
Запланировано значительное увеличение расходов по трем направлениям – на социальную сферу, капитальный ремонт жилищного фонда и адресную инвестиционную программу.
– На социальные нужды пойдет более 80% бюджета, если учитывать строительство жилья для очередников, образование, здравоохранение, доплаты к пенсиям.
– Намечено было дважды (в феврале и декабре) увеличить доплаты из бюджета неработающим пенсионерам. Их доход с 1 декабря составит 1,5 прожиточных минимума, а в 2009 году, как мы планируем, – два прожиточных минимума. На поддержку семей с детьми Москва направит около 10 миллиардов рублей. В Год семьи также дважды будут увеличены пособия детям, потерявшим кормильца. Зарплата бюджетников повысится на 40%. С 1 мая тарифная ставка первого разряда увеличится на 15 процентов, а с 1 сентября – на 20. Городской минимум оплаты труда бюджетников в мае составит 6800 рублей, а в сентябре – 7500 рублей.
Реализация всех национальных проектов в Москве подкреплена финансовыми ресурсами, в том числе и строительного жилья. Город всегда строил по 400 тыс. кв. метров в год, обеспечивая в первую очередь жильем очередников. И в этом году будут действовать программы по социальной ипотеке, переселению из ветхого и пятиэтажного жилищного фонда, «Молодой семье – доступное жилье». Намечено построить почти 2,5 млн. кв. метров, на что будет истрачено 80 млрд. руб. бюджетных денег. Правда, иногда получается, что проще, выгоднее и быстрее купить квартиры для очередников.
Сейчас очень много квартир город покупает в Московской области. Подготовка площадок и обременения, связанные со строительством, затягивают ввод жилья в городе. А в области возводят новые микрорайоны с готовой инфраструктурой наши московские строительные компании и предлагают квартиры на продажу. Но не все очередники готовы уехать из города в область. И даже если уезжают, то работать продолжают в столице. Это значит, нужно регулировать транспортные потоки. Область не расширяет свои магистрали, нагрузка опять ложится на столицу. На решение дорожных проблем отводится 90 млрд. руб.
Около четверти бюджета решено выделить на поддержку городского хозяйства.
Серьезная задача стоит по реализации национального проекта «Здоровье». На здравоохранение пойдет более 100 млрд. руб.
– Важная статья расходов – капитальный ремонт многоэтажек.
– На эту программу пойдет из казны города 40 млрд. рублей. И около 2-2,5 млрд. рублей надеемся получить из федерального фонда.
Капитальный ремонт предусматривает утепление домов, имеющих большие тепловые потери. Чаще всего промерзают углы, где плохо состыкованы плиты. Но больше всего уходит тепла через крышу. Утеплитель на чердаках уже не соответствует современным нормам и требованиям, и его, разумеется, нужно менять. Деревянные рамы за 25-30 лет, рассохлись, не открываются и не закрываются. Особенно в подъездах. Естественно, придется ставить нормальные стеклопакеты.
Но самая главная проблема – должна быть регулировка потребления тепла. У нас она до сих пор централизованая, приборы учета ставят на весь дом. Необходимо, чтобы жители могли сами регулировать температурный режим в квартире. И платить за это по счетчику. Это очень большая организационная и техническая работа.
Программа капитального ремонта предполагает модернизацию электрических сетей, замену в домах электропроводки на новую, с более высокой пропускной способностью. Понятно, что проводка в старых домах теперь, когда в каждой квартире множество электроприборов, не выдерживает.
Без энергетики не будет развития
– В последние годы не раз говорилось об энергетических проблемах, которые тормозят развитие города.
– Правительство столицы приняло решение приобрести у РАО ЕЭС России в собственность города Москвы блокирующий пакет акций открытого акционерного общества «Мосэнерго». На покупку 26,44% акций затрачено 57 млрд. руб. бюджетных средств. Мы сэкономили за счет досрочного, до 1 марта, выкупа акций 785 млн. руб.
В городе серьезнейший дефицит электроэнергии. Необходимо строить электростанции и вводить дополнительные энергетические мощности. Для Москвы очень важно влиять на политику акционерного общества. Оно у нас основной поставщик электрической и тепловой энергии. Теперь мы в состоянии блокировать решения, которые будет принимать «Моснерго», если они идут вразрез с интересами москвичей.
Второй немаловажный момент – это взаимоотношения с Газпромом. Существуют очень сложные проблемы, связанные с балансом потребления газа, прежде всего энергетическими объектами города. Газпром неоднократно декларировал, что газа на внутреннем рынке на всех не хватает из-за больших экспортных поставок. И предлагает переходить на другие виды топлива: уголь, торф либо – мазут. Но если в каком-то городе и можно перейти на эти виды топлива, то в Москве это категорически невозможно. У нас сложная экологическая обстановка, связанная с автотранспортом. Если еще добавить выбросы от потребления мазута, то дышать будет просто нечем.
Помимо участия в работе «Мосэнерго», город развивает свое тепловое хозяйство. Существует программа по развитию малой энергетики. Например, в Коломенском, Кожухове, Молжанинове сейчас строятся газотурбинные электрические станции. Появится электростанция и на базе РТС в Теплом стане. Пока там работает только тепловая станция.
Преодолеть инертность
– Будет ли город поддерживать промышленность?
– С учетом перспектив развития страны оказываем помощь промышленным предприятиям в модернизации оборудования и выпуска конкурентоспособной продукции. Но предприятия, которые наносят ущерб экологии, стремимся выводить за пределы столицы.
Создана специальная комиссия правительства Москвы, которая рассматривает заявки и затем принимает решение о выделении бюджетного кредита. Обратиться может любое предприятие, если оно имеет программу модернизации, бизнес-план и докажет, что продукция конкурентоспособна по качественным показателям. Ежегодно на поддержку промышленности закладываем в бюджет 3,5 млрд. руб. А могли бы и 20 млрд., но нет проектов. Инертность большая.
– В бюджете предусмотрены и вложения в сельскохозяйственные предприятия Московской области, а также Тамбовской, Курской, Липецкой, Воронежской, Ростовской областей?
– Чем лучше будут развиваться регионы, тем лучше и для Москвы, и для страны. Есть успешные решения, в частности, по завозу плодоовощной продукции. У нас с хозяйствами договоры, мы авансируем их во время посевной по закупке горюче-смазочных материалов. А они поставляют продукцию – морковь, картошку, лук, капусту.
Заложены значительные суммы в уставные капиталы развития региональных аэропортов – Нижнего Новгорода, Волгограда, Воронежа, Калуги, Брянска, Липецка, Петрозаводска, Тамбова, Иванова, Калуги. Создаются совместные акционерные общества.
– Не первый год ведется речь об объединении столицы с областью.
– В 30-40 годах Москва и область были объединены. Объединившись сейчас, могли бы состыковать развитие генерального плана Москвы с планом области, нашли бы точки соприкосновения. Было бы намного проще решать чисто стратегические задачи: с землей, строительством, переводом предприятий за пределы столицы, даже с теми же свалками. Мы платим баснословные деньги за свалки, куда вывозим бытовой мусор. Мусоросжигательных заводов не хватает. Планируем в ближайшие несколько лет построить дополнительно 5 таких заводов.
Для города очень важно, как область обращается с лесным фондом, с легкими Москвы, что будет с дорогами. Вот один пример. Сейчас расширяем Ленинградское шоссе, дойдем до кольцевой дороги. А дальше будет огромная пробка. Областные власти считают, что забота о дорогах – дело федералов, а томиться в пробке летом будут и горожане, и жители Подмосковья.
От объединения выиграли бы и жители области. На них распространились бы наши социальные программы – льготы, надбавки, оказание услуг.
По Конституции РФ решаться вопрос об изменении границ должен с взаимного согласия субъектов, а это значит – на референдуме.
Думаю, что объединение – это перспектива ближайшего будущего.
О нашем собеседнике
Игорь Евгеньевич Антонов родился в 1956 году. Окончил Московский горный институт и Российскую академию государственной службы при президенте Российской Федерации. Перед избранием в Московскую городскую Думу работал начальником 12-го района предприятия «Тепловые сети» АО «Мосэнерго».
Депутат Московской городской Думы второго (1997-2001 гг.) и третьего (2001-2005 гг.) созывов. Вновь избран депутатом столичной Думы 4 декабря 2005 года. Председатель бюджетно-финансовой комиссии, член комиссии по организации работы Думы.