Человек-невидимка
Пожилая чета решила поменять двухкомнатную «сталинскую» квартиру на современную однокомнатную – с просторной кухней и ванной. Сделку совершали через известную риэлторскую фирму. И примерно год супруги Коноплевы жили не тужили. А нарушил их покой звонок из Сбербанка…
…Жизнь прекрасна, но удивительна
Нина Федоровна Коноплева уже много лет оплачивала коммунальные услуги через этот банк. А так как новую квартиру они купили в своем же районе, то с переоформлением оплаты за нее проблем не возникло. И вдруг звонок.
По телефону сотрудница ничего объяснять не стала, попросила подойти лично. Это и озадачило Нину Федоровну. Сергей Петрович, видя волнение супруги, решил пойти вместе с ней.
То, что они узнали в отделении банка, поначалу их не слишком расстроило. Работники Сбербанка сообщили, что с такого-то месяца они больше не будут производить перечисления. Расчетные цифры меняются быстро, а отслеживать все изменения просто не хватает сотрудников. Поэтому супругов, извинившись перед ними, попросили расторгнуть договор и производить оплату лично.
Пенсионеры поспешили в ЕИРЦ оформлять бумаги. Девушка в окне сказала, что у них задолженность за два месяца, и протянула квитанцию для оплаты. Супруги Коноплевы взяли бумаги и отошли к столу, чтобы изучить их более внимательно. И каково же было их изумление, когда в графе «число проживающих» стояла не цифра «2», как должно быть, а «3».
– Ой, – только и смогла вымолвить Нина Федоровна.
Муж усадил ее на стул, а сам снова поспешил к окошку.
По его просьбе девушка посмотрела в компьютер и сказала, что никакой ошибки нет:
– В вашей квартире зарегистрированы три человека: двое Коноплевых и один Быков.
– Кто это Быков? Откуда он взялся? – ошеломленно проговорил Сергей Петрович.
– Чего не знаю – того не знаю, – вздохнула девушка. – Он был еще тогда, когда квартира принадлежала Смирновым. Значит, вы купили ее вместе с ним. С Быковым.
– Ну, и дела! – огорчился Сергей Петрович, присаживаясь рядом с женой. – Завтра надо на фирму идти, разбираться…
Он здесь больше не работает
Визит на фирму ничем хорошим не увенчался. Сначала пенсионеры долго объясняли, почему они снова к ним обратились. А так как Коноплевы не были потенциальными покупателями, то особого интереса к ним никто не проявил.
Под конец пенсионерам все же удалось попасть к кадровичке, и она нехотя подняла их «дело». По бумагам нашли менеджера, который сообщил, что агент, занимавшийся их квартирой, уже два месяца как не работает в компании. Кроме того, менеджер отметил: в выписке значатся только те, кто из квартиры выехал и выписался. Никакого Быкова в документе нет. Настало время пенсионерам удивиться еще больше…
Начальник отдела, который присутствовал при разговоре, только развел руками – мол, мы-то тут причем? Хотя, конечно, догадался, что могло быть. Но своей властью решить проблему не мог, поэтому посоветовал записаться на прием к директору филиала.
С третьей попытки Коноплевым удалось добиться аудиенции босса. Директор, круглолицый, уже немолодой крепыш, говорил с «ходоками» не слишком приветливо. Слушал невнимательно, часто отвлекался на телефонные разговоры. Сергей Петрович все пытался ему объяснить ситуацию, но он только твердил, что со стороны компании все сделано по правилам. Дескать, вы там кого-то прописали, а сейчас пытаетесь обвинить наших работников. И прочее в том же духе.
Наконец Сергей Петрович не выдержал и разразился тирадой в адрес риэлторов. А потом бросил на стол боссу справку из ЕИРЦ о том, что на момент покупки квартиры Быков в ней был уже прописан.
Гнев на милость
Как ни странно, это возымело действие. Директор сначала удивился. А когда Сергей Петрович пригрозил, что напишет жалобу в головной офис, Московскую ассоциацию риэлторов и ОБЭП, то руководитель окончательно преобразился. Попросил пенсионеров успокоиться и даже предложил им чаю.
Пока супруги прихлебывали чай и приходили в себя, директор пригласил в кабинет начальника отдела и менеджера. Они разложили на столе бумаги и о чем-то долго шептались. Наконец, до уха пенсионеров донеслось, что этот хапуга-агент, видимо, уговорил паспортистку «убрать» из справки лишнего жильца. Так порой делается, когда сделка находится под угрозой срыва. А поскольку гонорар агентам терять не хочется, вот они и прибегают к подобным уловкам.
– Найдите мне этого урода! – услышали пенсионеры гневный выкрик. – Ты наверняка был в курсе, а тоже промолчал, – напирал директор на менеджера.
Тот бледнел и оправдывался.
– Если этот агент не явится ко мне завтра же, я его вообще вышвырну с рынка! Ни одна нормальная фирма не возьмет его на работу. Так пусть и зарубит себе на носу, – напутствовал босс начальника отдела и менеджера. – И вам не поздоровится, если узнаю, что прикрывали это безобразие.
Когда подчиненные покинули кабинет директора, он еще раз извинился перед пенсионерами, попросив их оставить свой телефон.
Через два дня им действительно позвонили и пригласили подойти на фирму. Директор был вежлив и тактичен. Он объяснил, что это недоразумение произошло действительно по вине агента, и компания готова возместить причиненные им убытки. Мол, вы принесите калькуляцию, а мы все оплатим.
– Моральные издержки, к сожалению, не можем, а вот финансовые – да.
Сергей Петрович протянул расчеты. Директор удивленно вскинул брови, но ничего не сказал. Вместо этого он вызвал бухгалтера и попросил выдать требуемую сумму. Под расписку.
– Вы ведь ее напишите? У нас, понимаете ли, отчетность, – босс внимательно посмотрел на супругов.
Те в ответ только кивнули головой.
Хэппи-энд
– Ну, вот и ладушки. Идите, получайте деньги и не держите на нас зла. Всякое в жизни бывает, – директор протянул Сергею Петровичу на прощание руку. Пенсионер пожал ее и робко поинтересовался:
– А что делать с Быковым?
– А что с Быковым? – переспросил директор. – Пусть его от вас уберут и все.
– Как это уберут? – супруги развели руками. – Кто это сделает? Без вашей помощи вряд ли что получится.
– Понятно, – глухо проговорил директор и сделал пометку в календаре. – Не обещаю, что это произойдет завтра, но сделаем. Вы уж подождите немного и не пишите никуда.
Супруги пообещали ждать и вышли из кабинета.
А через две недели к ним пришел бывший агент, извинился за причиненные неудобства и вручил выписку из ЕИРЦ. В ней зарегистрированными в квартире значились только они – супруги Коноплевы.
Сергей Петрович, памятуя о недавнем горьком опыте, решил наведаться в ЕИРЦ и проверить, все ли чисто с его квартирой. И только после этой проверки пенсионеры успокоились.
Комментарий
Александра Бузина, юрист:
– Приобретение квартиры с зарегистрированными в ней жильцами – одна из самых частых проблем, с которой сталкиваются покупатели жилья. Именно поэтому при проверке квартиры на «юридическую чистоту» рекомендуется навестить ГУ ИС района (бывший ЕИРЦ) и удостовериться, что жилье продается без «начинки».
Перед подписанием договора купли-продажи стоит попросить у продавца выписку из домовой книги, в которой будут перечислены все проживавшие в квартире за несколько десятков лет. Этот документ продавец или уполномоченное им лицо (действующее его по доверенности) может получить в службе «одного окна» ГУ ИС.
Кроме того, в договор купли-продажи можно записать условие, согласно которому продавец и его родственники должны выписаться с жилплощади в определенный срок. Это будет дополнительной гарантией прав покупателя.
Супругов Коноплевых трудно упрекнуть в ошибках, допущенных при приобретении новой квартиры. Они обратились в фирму с хорошей репутацией и доверили подбор вариантов ей. Разумеется, пожилые люди и предположить не могли, что агент фирмы пойдет на обман.
Конечно, закон на стороне новых собственников: согласно п. 2 ст. 292 Гражданского кодекса, переход права собственности на жилой дом или квартиру к другому лицу является основанием для прекращения права пользования жильем членов семьи прежнего собственника.
Тем не менее, случается, что родственники бывшего собственника отказываются выписываться из квартиры. (Возможно, что продавец квартиры сам не знает этих людей: например, ему точно так же досталось жилье «с начинкой», от которого он поспешил избавиться.)
В таких ситуациях придется обращаться в суд с иском о прекращении права пользования квартирой и снятии посторонних граждан с регистрационного учета. Дело может затянуться, ведь найти зарегистрированного жильца зачастую весьма непросто.
Есть и другой вариант. Согласно ст. 558 Гражданского кодекса, существенным условием договора купли-продажи жилья, в котором зарегистрированы лица, сохраняющие право пользования этим жильем, является перечень этих лиц с указанием прав пользования. Иными словами, при продаже квартиры, в которой зарегистрированы жильцы, они должны быть перечислены в договоре. Если этого сделано не было, покупатель может расторгнуть по суду договор купли-продажи, потребовав возврата уплаченных денег.
Конечно, защитить свои права непросто, но иногда одного намека на серьезное разбирательство в суде бывает достаточно, чтобы убедить продавца решить вопрос с жильцами. Семье Коноплевых во многом повезло: риэлторская фирма предпочла взять на себя урегулирование всех возникших недоразумений, ведь на кону стояла ее деловая репутация.