Друг или враг?
Городские водоканалы, особенно в Москве и Санкт-Петербурге, неплохо справляются с проблемами очистки и подготовки «продукта». Таким образом, на водозаборе вода в целом соответствует санитарным нормам. Все вроде было бы хорошо, если бы не хлор и не водопровод, который зачастую изношен сверх всяких пределов. Из-за него чаще всего и происходит вторичное заражение и загрязнение питьевой воды.
Дело – труба
Установлено, что в магистральных трубопроводах остаточный хлор в концентрациях 0,3-0,5 мг/л, регламентируемых ГОСТом «Вода питьевая», не является барьером при вторичном заражении и загрязнении питьевой воды. Поэтому единственным надежным гарантом может служить лишь надлежащее санитарно-техническое состояние водопроводной сети и связанного с нею оборудования.
При обеззараживании питьевой воды хлором существует опасность образования в ней высокотоксичных хлорорганических соединений, в том числе диоксинов. Этим «грешит» вода в Уфе, Чапаевске, Самарской области. Вторичное бактериологическое загрязнение вероятно при попадании грунтовых вод в систему через негерметичные отверстия трубопровода. Кроме того, концентрация железа и других загрязнителей повышается при коррозии стальных и чугунных водопроводных труб.
Ох, уж эти «друзья» Менделеева…
Но и это еще не все проблемы, с которыми сталкивается рядовой потребитель питьевой воды на собственной кухне. Как известно, именно с водой мы получаем до 25 процентов суточной потребности химических веществ. Избыток, впрочем, как и регулярный недостаток того или иного химического элемента, с необыкновенной легкостью может превращать друга-воду в заклятого врага.
В воде присутствуют многие вещества, не только полезные, но и необходимые человеческому организму. К ним в первую очередь относятся соли калия, натрия, кальция и магния. Прочтите этикетку любой минеральной воды, рекомендуемой врачами, все это — полезные вещества. Недостаток кальция в организме приводит к заболеваниям зубов и ломкости костей. Это кариес и частые переломы. Недостаток магния вызывает невралгические заболевания – головные боли, бессонницу, ощущение постоянного утомления. Калий участвует в работе всех клеток в организме. При его недостатке ухудшается работа всех систем организма, особенно выводящих – печени и почек. В современном обществе человек не может испытывать недостатка натрия, так как с избытком потребляет поваренную соль — хлорид натрия. Недостаток натрия не приводит ни к чему плохому. Остальных микроэлементов в воде очень мало, их в необходимых количествах получают с другими продуктами.
Теперь об обратной стороне медали. Последние годы ученые-медики активно обсуждают роль алюминия в развитии болезни Альцгеймера. Доказано, что при его концентрации в питьевой воде свыше 0,5 мг/л существенно возрастает смертность от этого заболевания. В питьевой воде Малой Вишеры (Новгородская область) содержание алюминия пятикратно превышает норматив…
Если в воде имеется избыток…
… механических примесей. Песок, глина, частицы цементных или железных труб, частички отложений минералов, содержащиеся в воде, разрушают бытовые приборы и сантехнику, снижают давление воды в водопроводе. Осадок также наносит вред сантехнике, она трескается и покрывается тусклыми пятнами, перестает блестеть и изнашивается гораздо быстрее, чем должна бы.
… железа. Этот микроэлемент – незаменимая составная часть гемоглобина и миоглобина, он входит в состав клеток и ферментов. Но ведь еще в древности знали, что лекарство от яда отличается лишь дозировкой. Чаще всего низкое качество питьевой воды из централизованных систем водоснабжения связано с повышенным содержанием в ней железа и марганца. Избыток железа природного происхождения характерен для подземных вод южной и центральной России, Сибири, Подмосковья.
Установлено, что длительное употребление воды с повышенным содержанием железа (более 0,3 мг/л) приводит к заболеваниям печени, увеличивает риск инфарктов и негативно влияет на репродуктивную функцию. Кроме того, сухость и зуд кожи – это тоже «следы» избыточного железа. Избыток этого элемента (свыше 0,1 мг/л) поражает костную систему. Из-за окислительных процессов и жизнедеятельности железистых бактерий водопровод может полностью «зарасти» за несколько месяцев. Из-за шламовых пробок выходит из строя бытовая техника.
… марганца. Избыток марганца (свыше 0,1 мг/л) вызывает заболевание костной системы. Такая вода имеет желтоватую окраску и вяжущий привкус.
… фтора. Его биологическая роль различна в зависимости от концентрации в воде. Повышенное содержание (более 1,5 мг/л) неблагоприятно влияет на костную, нервную и ферментативную системы организма, обусловливает поражение зубов (флюороз), а недостаток (менее 0,5 мг/л) приводит к кариесу.
… хлористого натрия. В концентрации свыше 1 г/л он «говорит» о минерализации воды, влияет на повышенную реактивность сосудов, вызывает отклонения водно-солевого обмена, заболевания суставов и почек.
… кальция и магния (жесткая вода). Жесткость воды, которую до последнего времени никто из медиков всерьез не воспринимал, теперь усиленно привлекает к себе внимание в связи с выявленной зависимостью между жесткостью воды и смертностью от сердечно-сосудистых заболеваний.
Пожалеем «Вятку»
При осаждении солей кальция и магния под воздействием высоких температур образуется накипь. Даже тонкий ее слой приводит к значительному уменьшению теплопередачи в радиаторе, а значит, к повышенному расходу топлива в системе отопления.
Отслоившиеся частицы накипи не только ведут себя как «механическая примесь», они еще и химически активны, «разъедают» прокладки, уплотнения – «летят» сантехнические, бытовые приборы.
Жесткость воды измеряется в миллиграмм-эквивалентах солей кальция и магния в 1 литре воды. 1 мг-экв./л жесткости соответствует 20 мг кальция или 18 мг магния в 1 литре воды. В США общепринята классификация жесткости воды для хозяйственно-бытовых целей:
0,1-0,5 мг-экв./л – практически мягкая вода,
0,5-1,0 мг-экв./л – мягкая вода,
1,0-2,0 мг-экв./л – слабожесткая вода,
2,0-3,0 мг-экв./л – жесткая вода,
более 3,0 мг-экв./л – очень жесткая вода.
А вот по нашему ГОСТу вся вода с жесткостью меньше 7 мг-экв./л считается приемлемо жесткой.
Дракункулюса нам не надо
Возможно ли и нужно ли стерилизовать воду, употребляемую для питья, то есть полностью освобождать ее от микроорганизмов? Трудно постоянно соблюдать условия стерильности: обеззараженная вода при прохождении по трубам водораспределительной сети при хранении в емкости непременно будет повторно загрязняться микроорганизмами. Кроме того, высшие живые организмы имеют достаточно высокий врожденный и приобретенный иммунитет, ведь даже мать с молоком «заражает» своего ребенка различными микроорганизмами – от 20 до 60 штук на каждый литр молока. ВОЗ в своих рекомендациях определила наиболее опасные для здоровья человека микроорганизмы, присутствие которых в питьевой воде должно быть исключено, и разработала нормативы безопасности воды в микробиологическом отношении. ВОЗ составила перечень патогенных и условно-патогенных микроорганизмов, присутствие которых в воде делает ее потенциально заразной как при питье, так и при использовании для мытья, купания. Среди них бактерии – сальмонеллы, кишечные палочки, шигеллы (возбудители дизентерии), вирусы – гепатита А, В, Е, аденовирусы, простейшие – энтамеба, гистолитика, дракункулюс мединензис.
Сотрудники МИФИ проверили качество водопроводной воды в школах и колледжах Московской области. Во всех районах обнаружили превышение ПДК железа в несколько раз. В Одинцовском и Солнечногорском районах – до 2,5 ПДК марганца, в четырех районах – сверхнормативное микробиологическое заражение воды, в пяти районах – сверхнормативную жесткость, местами встречаются сверхнормативный сероводород, стабильный стронций, литий, фтор и другие «друзья Менделеева».
Петр Белоногий, кандидат физико-математических наук, ведущий научный сотрудник МИФИ