Долги ваши
Долгое время город смотрел сквозь пальцы на квартирных неплательщиков. Сейчас – с выходом ЖК РФ – ситуация коренным образом поменялась. Судебные иски, возбуждаемые против злостных должников – не редкость. Но при этом возникает ряд проблем…
Из квартиры – в общежитие
Человек, укравший в магазине батон, – вор. Но почему жилец, который долгое время не вносит плату за свое проживание, всего лишь «не выполняет свой гражданский долг»? Дипломатичное и ни к чему не обязывающее выражение… Новый Жилищный кодекс этот «долг» материализует, причем достаточно жестко. В соответствии с его ст. 90 наниматели и проживающие совместно с ними члены семьи, которые в течение более шести месяцев без уважительных причин не вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги, могут быть выселены из него в судебном порядке. При этом предоставляется другая площадь, но по нормам общежития.
Сразу замечу: речь в статье пойдет о нанимателях – жильцах, которыми и занимается наше управление. Тем не менее, скажу и о собственниках. По отношению к ним тоже принимаются строгие меры: поставщики жилищных и коммунальных услуг также вправе подать на них в суд, по решению которого – в зависимости от суммы задолженности – можно продать его квартиру, машину, дачу, описать имущество, послать исполнительный лист на работу. Есть и другие санкции.
Но вернемся к нанимателям. В упомянутой статье есть фраза – «без уважительных причин». Да, подход не формальный, индивидуальный. Такими причинами могут быть серьезные жизненные ситуации: затяжная болезнь, потребовавшая значительных расходов, временная потеря работы, длительная командировка и т.д. Их рассмотрит специальная комиссия при управах и, возможно, отсрочит выселение. Но и долг не простит! Через какое-то время, с помощью субсидий, материальной помощи (ее также можно получить в управе) или как-то иначе задолженность должна быть погашена.
Кто они, должники?
В нашем управлении совместно с префектурой мы проанализировали: кто же они такие, должники? Среди них около 80 проц. граждан, которых вполне можно отнести к асоциальным элементам. Это и те, кто используют жилье не по назначениию: превращают его в мастерские (и при этом забывают, что это квартира, а потому не считают нужным платить за нее), устраивают там притоны. Либо – собирают бездомных собак (часто не отдавая даже себе отчета в том, что этим жизнь соседей превращается в ад, – такой случай был на Ново-Марьинской ул., 15), а то и разводят кроликов. Обращение в милицию часто ничего не меняет… Но бывает и так, что неплательщиками становятся граждане вполне и даже очень обеспеченные: выясняется, что квартплата для них столь мизерна, что они просто забывают о ней.
Много ли их – неплательщиков? В ЮВАО – по отношению к общему числу проживающих – полпроцента. В других – примерно столько же, хотя и не выше одного процента. Но пусть не обманывает малая величина. В денежном выражении (за прошлый год) эта задолженность в округе выражалась суммой в 90 млн. руб. Если же говорить в целом по городу, – то она еще более впечатляющая: свыше 4 млрд. руб. А это примерно десятая часть того, что в бюджете Москвы выделено для капитального ремонта жилищного фонда столицы на 2008 год. И если у вас в доме протекает крыша, не отремонтирован подъезд, фасад, запущена детская площадка – помните: часть вины за это лежит и на неплательщиках.
Суд – крайняя мера
Как я уже говорил, выселение (крайняя мера) возможно только по решению суда. Но кто подаст иск? По сути, это должен сделать владелец помещения, – а им (в лице Департамента жилищной политики) яв-ляется город. Однако в аккуратном внесении платежей заинтересованы прежде всего управляющие компании (сейчас это дирекции) и ГУ ИСы. Впрочем, плата за наем, которая поступает в бюджет Москвы, также забота департамента.
Вот в префектуре ЮВАО решили: выдавать доверенности Департамента жилищной политики юристам непосредственно управляющих компаний. По сути, именно они отслеживают неплательщиков и решают, которые из них являются злостными, хроническими. Так пусть компании сами и подают иски, участвуют непосредственно в судебных заседаниях. Это сократит сроки по взиманию долгов и принятию санкций к неплательщикам. Выигрываем время, сократим бюрократическую цепочку. При этом будем оказывать управленцам всяческую методологическую помощь. Кстати, подписывает иски в суд все так же начальник нашего управления. Иными словами, всю ответственность за обращение в суд по должникам, соответствие такого шага правовым нормам, мы по-прежнему берем на себя.
Кодекс заработал!
Каковы же результаты за прошлый год? Дирекциями – по нашей доверенности – подано около 300 исковых заявлений. Но управами было выявлено 2400 семей неплательщиков. По январь нынешнего года рассмотрено более 200 из них. Практически все удовлетворены. Но наиболее интересным представляется такой факт: примерно половина должников, даже не дожидаясь начала суда, либо в процессе слушания, погасили долг. Воздействовал сам факт обращения в судебные органы, угроза, что в отношении их будут приняты жесткие меры. Жилищный кодекс начал работать…
Согласно ему, три семьи все же пришлось выселить. Пять судебных решений, – а они тоже подразумевают выселение, – пока находятся в стадии исполнения. Куда выселяют? В распоряжении ЮВАО находится пятиэтажка (в Капотне), когда-то принадлежавшая одному из ведомств, а сейчас поступившая в собственность города.
Без права на жилье
Те, кому «присуждено» общежитие, выехали, кто должен был заплатить долги – заплатили. Но ведь среди них немало – мягко говоря – весьма неспокойных граждан. Их-то поведение несмотря на санкции не меняется. Люди, живущие рядом, страдают по-прежнему. А в наше управление все так же идут письма: «Защитите нас от произвола соседей…» Или: «Рядом в квартире устроили какой-то непонятный склад. Кто туда приходит – не знаем, но люди явно подозрительного вида. Не опасно ли для дома?» Сигнал, который нельзя оставить без внимания… Ведь никто не снимал с управления ответственность за спокойную, тихую жизнь в домах.
И здесь я должен вновь обратиться к Жилищному кодексу. В нем есть и более строгие меры, чем выселение людей в помещения по нормам общежития. Выселение – вообще без предоставления жилой площади! К кому это относится? Цитирую (ст. 91): «Если наниматель и (или) проживающие совместно с ним члены его семьи используют жилое помещение не по назначению, систематически нарушают права и законные интересы соседей или бесхозяйственно обращаются с жилым помещением, допуская его разрушение…» Предупредят раз, предупредят два. Не подействовало? Тогда извольте оставить квартиру. Теперь она не ваша.
Сразу замечу: никакой «бесчеловечности» здесь нет, людей не выбрасывают на улицу. В Москве есть различные учреждения социальной помощи (центры социальной адаптации, дома ночного пребывания, социальные гостиницы), которые как раз и предназначены для бездомных. Условия там вполне приемлемые. Здесь можно даже получить еду и одежду! Вот и пусть поживут в них дебоширы: в таком доме не разгуляешься. А хочешь вновь иметь свою квартиру – заработай на нее.
Юридическая норма есть, но, к сожалению, не знаю случая, когда бы она использовалась. Но надо действовать решительнее, смелее применять на практике указанную статью. Будут наказаны одиночки, но тысячи людей вздохнут спокойно. В домах воцарится спокойная жизнь.
Но, думается, этого еще недостаточно. Почему хулиганы – другого слова не подберешь – должны не только занимать государственное жилье, но и рассчитывать на его улучшение? А люди работающие, вполне заслужившие лучшие жилищные условия, ждать его по двадцать лет? Считаю, что тех, кто регулярно нарушает спокойствие соседей, не хотят жить по-человечески, а также, кто злостно не платит за квартиру (и здесь мы возвращаемся к основной теме статьи), таких людей надо снимать с учета, исключать из очереди на жилье. И ввести эту норму в правовые документы.
Александр Ухаров, заместитель начальника Управления Департамента жилищной политики в Юго-Восточном округе