Ольга Озерная: «За удовольствие сниматься актеры должны еще и приплачивать»
Светловолосая, с обаятельной улыбкой и прекрасной речью… Классическая героиня детских сказок. Таких Ольга Озерная всю жизнь и играла. До фильма «Джоник» Дмитрия Томашпольского, где актриса создала образ жены офицера, отправившейся на поиски мужа в Чечню.
Под зонтом – с пожарной лестницы
– Ольга, вот живете в Москве, а родились, кажется, на Волге? Не тянет в родные пенаты?
– В Нижний Новгород? Не то чтобы тянуло, но радуюсь, когда оказываюсь в тех местах. Много лет не была в доме, где родилась, но он снится – красивый, купеческий, с высокими железными витыми лестницами. Стоит в старом городе, и стены у него – в полтора метра! Помню, на подоконники можно было ложиться и загорать. После жила в разных домах, но снится этот. Когда бываю в Нижнем и проезжаю мимо места, где родилась, всегда волнуюсь.
– Общаетесь со старыми друзьями по двору?
– Часто вспоминаю подругу детства. Жизнь нас развела, у каждой – семья, дети, профессия. А вспоминается, как мы, девчонки, в огромном дворе кидаем мяч в окна третьего этажа. Иногда попадали. А еще забирались по пожарной лестнице и сигали с раскрытыми зонтиками. Почему-то была уверенность, что зонтик обязательно спасет. И падали, и расшибали коленки. А еще обрывали с деревьев листья и варили из них куклам суп. Мама кричала из окна: «Оля, домой!» А я ей: «Сейчас, мамочка, еще минуточку!!!» Минута растягивалась на полчаса. Теперь это все повторяется с дочерью. Кричу: «Ну, иди уже домой!» И в ответ слышу: «Ну еще минуточку».
Если не нравится…
– Какое отношение имели родители к театру?
– Никакого. То, как попала в театральное училище, – история Золушки, угодившей на бал. Только вот Золушкой никогда себя не ощущала. Сколько раз меняла свою жизнь и всегда – кардинально! Как бы шла, шла и вдруг понимала – не комфортно. И разворачивалась на 180 градусов. Так, за полгода до окончания нижегородского педагогического училища бросила его. «Ты сошла с ума! Доучись!!!» – не понимали учителя. А мне уже не интересно. Забрала документы и ушла. В никуда. Лишь позже подруга, узнав, что собираюсь в театральный, начала отговаривать: «Куда идешь? Никогда не поступишь». Но поступила, и первой альма-матер стало Нижегородское театральное училище.
– Первая влюбленность там и случилась?
– Там. Так повелось: в училище первый курс всегда смотрит на четвертый, как на артистов. Причем как на народных. И я не стала исключением: избранник казался необыкновенным, гениальным, плюс был высоким блондином с голубыми глазами. До сих пор работает в Нижегородском театре.
– Как пришла идея покорить Москву?
– Многие провинциалы уверены, что сумеют покорить столицу. Потому что не знают ее размаха и габаритов. Но это незнание и спасает: едут и покоряют! Прослышала, что Фоменко набирает курс, а ведь он с актерами творит чудеса! Как будто знает какое-то тайное слово – и превращает обычного артиста в прекрасного артиста! Но к нему поступить не удалось. Зато попала в ГИТИС на курс к народному артисту Евгению Николаевичу Лазареву.
Рядом с маститыми
– Ольга, если честно: не хотелось ли сыграть Бабу Ягу? А то все принцессы да принцессы…
– Хотелось, и даже очень, но режиссеры не предлагали. В театре всегда есть актриса на эту роль, которая, в свою очередь, мечтает играть принцесс. Вот такая ирония судьбы.
– Наверное, ощущаете в себе потенциал характерной актрисы?
– Кажется, уже смогла бы сыграть и старуху.
– Любите ли вы кино?
– Даже больше, чем театр.
– Наверное, как в кино, так и в театре были особенно интересные встречи?
– Как-то, убираясь в доме, включила телевизор и увидела интересную передачу про Ольгу Михайловну Яковлеву. Как раз в то время зачитывалась книжкой Эфроса «Репетиция – любовь моя». Там об Ольге Михайловне много написано. А потом прихожу на читку роли и замираю: за столом – сама Яковлева! А позже, в ожидании очередного кадра, в каком-то вагончике просидели почти целый день. И разговаривали, разговаривали… Ольга Михайловна тогда произнесла много приятных слов – это была очень большая поддержка.
То же хотелось бы сказать и о Светлане Николаевне Крючковой. Посчастливилось сниматься вместе с ней в фильме об Анне Ахматовой, которую играла Светлана Николаевна. У меня там была совсем крохотная роль. По сюжету Ахматова находится в больнице, рядом с ней – самые обыкновенные, но тоже больные женщины. Светлана Крючкова так читала стихи Ахматовой, что я просто рыдала в подушку. И слезы эти были настоящими.
– Да… А вот интересно, такие состоявшиеся актрисы, как Ольга Яковлева и Светлана Крючкова, не подавляют начинающего артиста? Как себя ощущаешь рядом?
– Они тебя «тащат», если чувствуют, что не тянешь. А если молодой актер пытается «звездить» там, где не нужно, его мягко осаждают. Когда не понимает, осаждают тверже. Но я с таким «жестким подходом» не сталкивалась.
Без опыта гарнизонной жизни
– Легко ли переносятся тяготы кочевой актерской жизни? Все эти гостиницы, вагоны, самолеты?
– Бывает, во время съемок просыпаешься в каком-нибудь городке и чуть не плачешь от счастья: снимаюсь в кино! И становится так хорошо, что больше, кажется, ничего и не надо.
«Оленька, ну что у нас с вами за жизнь?! – как-то после съемок фильма «Джоник» сказал Юрий Кузьменко. – Едем мы на лодочке по Волге, целый день катаемся по красивейшим местам, и нам еще и деньги платят!» Правильно сказал. Ведь иногда кажется, что актеры должны приплачивать за удовольствие сниматься в кино! За общение, за возможность видеть красоту, новые города и страны.
– Ваша героиня в фильме «Джоник» – жена офицера. Но у вас же нет опыта гарнизонной жизни. Откуда его набираетесь, чтобы быть достоверной?
– Хотите спросить, как работаю над ролью? Вот маленький эпизод из фильма: солдаты едут в Чечню, где служит муж, умоляю взять с собой – не берут. И вижу этот уходящий на войну поезд: солдат долго-долго смотрит на меня… И вот где-то в подсознании понимаю, что все это кино, поезд через пять метров встанет и мы все пойдем пить чай… А сама задыхаюсь и рыдаю… Откуда это? Ведь такого не переживала никогда.
– Вы впечатлительный человек? Не сказывается ли это на ребенке?
– На работе закричала, заплакала – и это приветствуется. А дома говорю себе: «Закрой рот!» – ребенок не должен видеть тебя на взводе. Вот и моя мама тоже воспитывала меня одна, делала все возможное, не кричала, старалась, чтобы я не ощущала отсутствие отца…
С видом на лес
– Ольга, недавно вы купили квартиру. Если не секрет, где именно?
– В Отрадном. Я поклонница хай-тэка: металл, свет, стекло. Серебро и белый цвет. Не переношу золота и пестроты, когда много вещей, мебели, когда стены завешены коврами. Даже антиквариат, покрытый пылью, не люблю. Одна из комнат в доме выдержана в темных тонах, другая – совсем белая, воздушная и просторная. А детская – исключительно территория дочки.
– Одна светлая, другая темная… Почему так? В темной комнате – что, легче спрятаться?
– В темной комнате сплю. Мое время суток – ночь. А больше всего не люблю утро: оно какое-то непонятное, неустроенное… По ночам много читаю. Северянин – любимый поэт, а после съемок об Ахматовой полюбила и ее стихи.
– Ремонт делали сами?
– Сама. Не было возможности приглашать дизайнера. Когда вошла в эту квартиру, поняла: тут будет хорошо. До этого много ходила, выбирала, смотрела и отвергала. А тут вошла и сказала себе: «Это мое место». Очень нравится вид из окна, балкон семь метров, за домом – зеленые леса. Осенью они становятся желтыми и рыжими, а зимой покрываются снегом. В доме полно цветов. Один из них, когда зацветает алыми цветами, я всегда целую и говорю: привет, мой любимый.
– Какими качествами должен обладать мужчина, чтобы понравится?
– Пока не пойму, к какой группе себя отнести – сильная я или слабая женщина? Наверное, все-таки сильная, потому притягиваю в большей степени мужчин слабых. А сама люблю сильных, которых не нужно на себе тащить. И в моей жизни такой человек есть.
Наша справка
Ольга Озерная – актриса, выпускница ГИТИСа, работала в Московском камерном театре. Снималась в картинах «Под небом Вероны» (режиссеры В. Усков и В. Краснопольский), «Полет аиста над капустным полем» (В. Златоустовский), «Кроме» (М. Ведышев), «Репортер» (Ю. Кара), «Дом на набережной» (А. Кордон) и др.