23:30:44
11 апреля 2021 г.

Субсидиям аншлаг не снился

ЖКХВряд ли когда конференц-зал префектуры Северо-Восточного округа принимал столько гостей. На очередном семинаре ГУ «Центр реформы в ЖКХ» не было ни одного свободного места: люди несли стулья из префектурских кабинетов, «уводили» их из-за стола президиума из-под носа выступающих, пристраивались по краешку сцены. Такой аншлаг удивил даже организаторов семинара.

Ну, ГУ ИСы, держитесь!

Дело в том, что речь шла о бюджетных субсидиях на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирных домах. А это – вопрос номер один для всех жилищных объединений города. Не оформит их председатель ТСЖ или ЖСК, людям придется платить за квадратный метр полную плату. Однако условия, которые нужно выполнить для получения бюджетных денег, руководители большинства товариществ и кооперативов считают неоправданно жесткими.

Учитывая общественный накал вокруг этой проблемы, руководителей окружных инженерных служб обязали не реже раза в месяц проводить встречи с лидерами жилищных объединений. Они будут проходить до тех пор, пока «тема не будет закрыта».

Говорили и о многочисленных жалобах на качество работы районных инженерных служб. Есть факты необоснованного отказа в приеме документов, недружественного общения с председателями. По телефону ГУП «МосгорЕИАРЦ» можно будет сообщить о таких фактах. Если нарушения войдут где-то в систему, то руководителям инженерных служб обещаны меры жесткие и жестокие.

Руководители ГУ «Центр реформы в ЖКХ» Ирина Шрамко, ГУП «МосгорЕИАРЦ» Александр Варев подробно рассказали о новом порядке предоставления субсидий, ответили на многочисленные вопросы, дали практические рекомендации.

Компромиссный вариант

Большинство руководителей жилищных объединений считают новую схему предоставления жилищных субсидий сложной, «хитрой» и неподъемной для большинства из них. А давайте-ка разберемся, почему она именно такая, а не простая, как дважды два…

Москва сохранила за собой обязательство за счет средств городского бюджета компенсировать отдельным категориям граждан часть расходов, связанных с оплатой услуг по содержанию и ремонту жилого помещения. Это связано, прежде всего, с пониманием властями специфики крупнейшего мегаполиса России, населенного различными по уровню доходов социальными слоями, с одной из самых дорогих потребительских корзин и многолетней практикой обслуживания жилищного фонда, в основном за счет средств бюджета города. И это не вполне соответствует проводимой на федеральном уровне политике внедрения рыночных принципов хозяйствования в жилищной сфере.

К примеру, статья 1 Гражданского кодекса РФ гласит, что гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений. Значит, предоставление бюджетных субсидий только ДЕЗам, как это делалось ранее, по новому Жилищному кодексу РФ, когда функции по управлению многоквартирным домом могут быть переданы жилищному объединению или организации любой организационно-правовой формы, означает нарушение этого принципа гражданского законодательства.

Кроме того, получателями бюджетных средств по обновленному Бюджетному кодексу могут быть лишь учреждения, находящиеся в ведении главного распорядителя бюджетных средств. Значит, управляющая организация не имеет права самостоятельно получать субсидии из бюджета.

По Жилищному кодексу РФ плата за содержание и ремонт жилого помещения должна быть установлена в размере, который обеспечивает содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства (ч. 1 ст. 156), то есть в размере, отражающем фактическую стоимость услуг по содержанию и ремонту жилых помещений. Бремя этих расходов должны нести собственники помещений в многоквартирном доме (ч. 1 ст. 39).

Таким образом, требования бюджетного, гражданского и жилищного законодательства не позволяли дальше сохранять исторически сложившуюся систему бюджетного дотирования предприятий, оказывающих населению услуги по управлению домами, содержанию и ремонту жилого помещения (ГУП ДЕЗ, ЖК, ЖСК, ТСЖ).

Москва выбрала оптимальный механизм, позволяющий при соблюдении ряда требований продолжать перечислять бюджетные субсидии управляющим организациям. Этот механизм прописан в постановлении правительства Москвы от 24 апреля 2007 года № 299-ПП. Новый порядок предоставления финансовой помощи со стороны городского бюджета требует от организаций, претендующих на получение такой помощи, совершения нескольких юридически значимых действий. Таких как сбор необходимых документов, включение организации в Единый реестр управления многоквартирными домами города Москвы, заключение договора с окружными ГУ ИСами.

Это обусловлено изменением правовых условий и ни в коем случае не направлено на ущемление прав либо дискриминацию жилищных объединений. Механизм этот – компромисс между требованиями федеральных правовых актов и спецификой Москвы.

Обязанность предоставления субсидий возложена на государственные учреждения города Москвы – инженерные службы административных округов (ГУ ИС АО), с которыми управляющие организации, желающие получить субсидию, должны заключить договор. Предоставляются субсидии только тем управляющим организациям, которые применяют цены за содержание и ремонт жилого помещения, установленные правительством Москвы. Это ограничение вызвано тем, что эти цены занижены и не отражают фактической стоимости услуг по содержанию и ремонту жилых помещений. Если управляющая организация будет применять ставки по себестоимости оказанных услуг, то в компенсации нет необходимости.

В дебрях противоречий

Итак, жилищное объединение должно подготовить смету своих доходов и расходов и в ней учесть субсидии. Как правильно это сделать? Эту работу можно разделить на два самостоятельных этапа: сначала установить на общем собрании собственников размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, затем утвердить смету.

Но вот ведь какая закавыка. По статье 148 Жилищного кодекса РФ составление сметы доходов и расходов на год и утверждение ее на общем собрании членов товарищества является обязанностью правления ТСЖ. Однако в ст. 137, ч. 2 ЖК РФ сказано, что это – право товарищества, но не обязанность.

Идем дальше. Применять цены за услуги по содержанию и ремонту с учетом бюджетных субсидий возможно, только если не выбран способ управления, либо на собрании не принято решение о размере этой платы (п. 3 ст. 156 и п. 4 ст. 158 ЖК РФ).

Но сам факт создания ТСЖ автоматически исключает первое условие. А если решение общего собрания будет основываться на ч. 1 ст. 156 Жилищного кодекса РФ, в которой говорится, что собственниками не может быть установлена цена, не покрывающая фактических затрат, то утрачиваются основания для бюджетного субсидирования.

Разложив все эти нормы по полочкам, приходим к выводу: в смете доходов и расходов ТСЖ платежи жителей за содержание и ремонт жилых помещений и бюджетные субсидии могут быть учтены без утверждения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения. Причем на основании цен, устанавливаемых правительством Москвы.

Умный ход

Разумный и законный выход из ситуации предложила руководитель ГУ «Центр реформы в ЖКХ» Ирина Шрамко.

Город принял решение: выделять субсидии только тем, кто применяет установленные правительством Москвы ставки. Это объяснимо. Разве мало жалоб на необоснованно завышенные цены!

Скажем, ТСЖ или ЖСК не хватает городской ставки для того, чтобы покрыть свои затраты на содержание и ремонт общего имущества. Ситуация, на первый взгляд, безвыходная. Увеличат цену – останутся без субсидий, согласятся с городской ставкой – не на что будет ремонтировать свое хозяйство. В каждом доме свои проблемы, и деньги на их решение требуются разные. Одним нужно собирать по 17 рублей с квадратного метра, другие – и в двадцать рублей не смогут уложиться. А ведь ТСЖ и ЖСК могут устанавливать целевые взносы от жителей на уставные цели, на тот же ремонт общего имущества. Значит, надо утвердить ставку на уровне городской, а «излишки» определить как целевой взнос на конкретную цель. И субсидии объединение будет получать, и нужные деньги с жителей соберет.

Выбор за вами

По новому порядку право на получение субсидий имеют только управляющие организации. Самостоятельные ТСЖ и ЖСК также являются управляющими организациями. И сейчас они, зарегистрировавшись в Едином реестре управления, должны получать бюджетные субсидии. Однако у многих ситуация такова, что либо нет квалифицированных кадров, либо не хватает средств, чтобы их нанять. Многие кивают на ДЕЗ – пусть, дескать, дирекция как подрядная организация получает эти деньги на свой счет и отчитывается за них. При этом жалуются, что ДЕЗы чересчур активно стремятся заключить с ними договоры управления. Не задумываясь о том, что только в этом случае дирекция может получать эти субсидии.

Для того чтобы облегчить участь большинства ЖСК, а именно в этих объединениях наиболее ощутим кадровый дефицит, власти задумали реорганизацию ГУП «Мосжилкооперация». Те ЖСК, которые не могут или не хотят брать на себя функции управляющей организации, смогут выбрать в качестве таковой Мосжилкооперацию. Нужный для этого статус ей придадут.

По силам шапка Мономаха?

Любому жилищному объединению предстоит решить, возьмет ли оно на себя функции управляющей организации. В этом случае оно должно быть готовым самостоятельно «везти воз»: взаимоотношения с поставщиками услуг, включение в Единый реестр управления, заключение договоров на предоставление субсидий, отчетность. Пожалуй, стоит трезво оценить свои возможности. Такое под силу только крепким командам, готовым работать профессионально. Лучше пока осмотреться, ведь принять другое решение можно в любой момент.

На этот случай есть другие варианты. Выбрать управляющей организацией ДЕЗ. У этой структуры отлажено взаимодействие с инженерными службами района. Или найти любую частную компанию. Она регистрируется в ЕРУ, заключает договор на получение субсидий, получает их на свой счет и отчитывается за них. ТСЖ или ЖСК остается только контролировать качество работ.

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация