Московская жилищная газета

Строительство

Опубликовано на сайте: 11 февраля 2003 г. 23:06
Публикация в газете: №6 (421) от 11 февраля 2003 г.

Заводы на чемоданах. Москве не к лицу дымящие трубы

На улицах города появилась новая социальная реклама, посвященная программе правительства Москвы по выводу предприятий. Детской рукой нарисованы клеточки: в одних – деревья, в других – дымящиеся трубы, а еще несколько – пустые. И подпись: «Ваш ход!» Скажем сразу: реклама не очень удачная. Чей ход? Промышленности? Экологов? Кто быстрее? Но так вопрос не стоит! Вектор программы однозначен: в центре Москвы (а речь идет в основном о нем) не должно быть промышленности.

Валенки делают на Тверской
Что приходит на ум при упоминании слова «Тверская»? Гостиница «Националь», театр Ермоловой, телеграф, крупнейшие торговые центры… Если сказать, что на этой улице находится еще и фабрика по производству валяной обуви, или попросту валенок, никто не поверит. В центре города порядка трех тысяч промышленных предприятий – крупных и средних. Но есть еще небольшие, а есть и совсем крошечные кустарные производства. А их – буквально тысячи! Промышленность поселилась в центре сто и больше лет назад, благополучно дожив до наших дней. Понятно, что она не только занимает дорогие площади (стоимость земли в центре Москвы приближается к нью-йоркскому Манхэттену), но и создает серьезные экологические перегрузки для этой части города.
В Хамовниках, рядом со спорткомплексом «Лужники» – два больших машиностроительных завода, там же находится небезызвестный «Каучук», чьи выбросы особенно вредны для атмосферы города. На Пресне – крупный сахарорафинадный завод, в Замоскворечье – «Рот Фронт», на Верхней Красносельской – мощный хладокомбинат с его аммиачными отходами. А еще завод тормозной жидкости на Лесной. Аналоги другим столицам подыскать трудно – в основе их создания другие градостроительные принципы. Впрочем, по одному параметру сравнение провести можно – размеру территории: площади, занятые под производственные цели в центральной части европейских столиц, занимают 1–1,5%, у нас – 10 (а это 670 гектаров земли!). Да еще 5% приходится на железные дороги. Ведь до сих пор через центр проходят груженые железнодорожные составы по Ярославскому, Казанскому, Октябрьскому направлениям. А железные дороги притягивают к себе еще и различные складские помещения, производственные цеха…

Процесс пошел
Вывод заводов из центра Москвы – одна из приоритетных задач города. Но долгое время не знали механизма вывода таких предприятий, не было соответствующего контроля. Первое движение, первый переезд заводов из центра города (либо их перепрофилирование на более безопасные в экологическом отношении производства) начался лишь три-четыре года назад.
Понятно, что сама работа сопряжена с трудностями. Поручена она одной из мастерских НИиПИ Генплана Москвы. Именно здесь разрабатывается генеральный план реконструкции Центрального округа и вырабатываются рекомендации по выводу экологически неблагополучных и несовместимых со статусом центра промышленных предприятий в более приемлемые места.
Беседуем с руководителем мастерской Борисом Боде:
– Одно из возражений: округ лишится рабочих мест! Но уже сейчас таких мест в нем вдвое больше, чем все его трудоспособное население, а это порядка 300 тыс. граждан. Ведет это к тому, что в центр съезжаются работать из всех районов Москвы. И это вместо того, чтобы посещать его исключительно для того, чтобы отдохнуть, погулять, посмотреть на исторические памятники, заглянуть в театр. Прибавьте сюда еще поток машин, обеспечивающих предприятия сырьем, вывозящих готовую продукцию. Можно представить, как перегружены транспортные линии, ведущие в центральные кварталы, сколь забиты магистрали. Все это сказывается, понятно, на экологии центра.
Сегодня предприятия выводятся с половины занимаемых ими земель – примерно с 300 гектаров. Делается это в соответствии с градостроительным планом округа, который разработан на период до 2020 года. К этому времени площадь, занимаемая в центре различными производствами, сократится примерно вдвое. Не густо, конечно, если учесть, какой большой период для этого отведен. Но с другой стороны – пример того, сколь непросто дается перемещение производств. От того, что создавалось в течение 100–150 лет, за короткое время не избавишься.
Переезд всегда сопряжен с конфликтами – это видно хотя бы на примере переселения людей из старых и аварийных зданий. Но здесь проблемы все же как-то решаются. С предприятиями сложнее. Во-первых, у каждого из них есть владелец. Во-вторых, земля, на которой они стоят, взята ими в аренду на длительный срок. Не так-то просто сдвинуть их с места. Какие тут есть рычаги?
Помнится, присутствовал на заседании городской комиссии, где рассматривался вопрос с переселением производств. Руководитель одной из крупных трикотажных фабрик, на месте которой предполагалось возвести жилой комплекс, взмолился:
– Оставьте нам хотя бы один участочек! Готовы отремонтировать свои здания – чтобы имели более пристойный вид. И еще – озеленим всю прилегающую к ним территорию.
На что первый заместитель мэра Москвы Владимир Ресин возразил:
– Да вы сами скоро попросите, чтобы вам дали возможность уйти из центра. Траты на ремонт и деревья покажутся вам копейками. Цена за аренду станет такой, что вы никогда не окупите свою продукцию.
Итак, методы чисто экономические. Кроме повышения платы за аренду, прибегают к чувствительным штрафам за нарушение экологических требований. А если не помогает и это, тогда остается единственный выход – суд.
И тем не менее острых конфликтов стараются избегать. Переговорный процесс трудный, длительный. Намечена, например, реорганизация квартала на Русаковской улице, в том месте, где она пересекает Садовое кольцо. Здесь в основном находятся старые, ветхие дома, но еще и завод безалкогольных напитков. На их месте хотят построить новый благоустроенный жилой район. С жильцами проблем нет, а вот заводчане не горят желанием покидать насиженное местечко. Вот и идет торг.
Варианты разные. Ищут наиболее удобный для предприятия адрес – такой, где оно смогло бы расширить свое производство. Ясно ведь, что в центре такой возможности у него нет. В то же время понятно, что перевод предприятия на другое место связан с немалыми тратами. А потому часть расходов должен взять на себя инвестор, которому передадут площадки под новое строительство.
Перечень выводимых предприятий каждый раз утверждается правительством Москвы, и надо сказать, что список их год от года становится длиннее. Да и сам выбор делается более продуманным, обоснованным. Поначалу основывались лишь на предложениях районных управ. Из них и составился первый список – 82 производства. Сейчас, когда утвержден генеральный план развития округа и в то же время изучены особенности производств с точки зрения их влияния на экологию, подготовлены к выводу еще порядка 100 заводов. Реальный их вывод начнется где-то ближе к 2005 году.

Центр вздохнет свободнее
А вот чего уже удалось достигнуть. На месте ОАО «НИИАтомпром» (Озерковская набережная, вл. 52) уже начато строительство жилого дома. Такие же дома скоро появятся в Большом Сухаревском переулке, вл. 11, где раньше располагалось ЗАО «Вираж», в Молочном переулке, вл. 3 – на месте бывшего завода «Регомасс» объединения «Вторнефтепродукт». Землю, которую долгое время занимали самые разные предприятия по Спартаковской улице, отдадут под строительство Центральной городской публичной библиотеки им. Н. А. Некрасова.
Замоскворечье. Старейший район города, сохранивший до сих пор облик и аромат старой Москвы. Основа промышленности здесь была заложена еще в середине XIX века. Это и обувная фабрика «Парижская коммуна», и Московский радиозавод, и кондитерская фабрика «Рот Фронт», и Краснохолмский камвольный комбинат, и многие другие. Они занимают пятую часть территории! Вот кондитерский комбинат, расположенный сразу же за Павелецким вокзалом. Различные отходы производства своим приторным запахом буквально отравляли атмосферу здешних мест, вызывая порой аллергические, простудные и астматические заболевания у местных жителей. Предписания контролирующих организаций – административной, санитарной – не выполнялись: есть спрос – надо наращивать производство. А потому фабрика, занимая и так две большие территории, захватывала все новые и новые земли.
Теперь «сладкой» экспансии приходит конец. Принято решение о переводе фабрики за черту города. Кстати, когда ликвидировали один из ее цехов, внутри ограды была обнаружена хорошо сохранившаяся старинная усадьба, использовавшаяся, естественно, под хозяйственные нужды. Теперь на ней появится табличка: «Охраняется государством». В дальнейшем Замоскворечье вообще освободится от каких-либо предприятий.
Решается проблема с хладокомбинатом на Красносельской. Само производственное здание будет снесено. На его месте появятся торговый центр, школа, бассейн. А там, где сейчас громадный грузовой двор Октябрьской железной дороги, предполагается возвести жилой квартал.
Квартал 720 (улицы Палиха и Новослободская). Один из самых сложных участков. Хаотично расположенные малоэтажные дома, строившиеся когда-то без всякого плана, целый ряд небольших промышленных предприятий: мебельные цеха, швейная фабрика «Салют», кооперативные автостоянки. Между тем здесь по генплану предполагается возвести два крупных жилых комплекса, многоярусный гараж. Сейчас начинается расчистка территорий: снос ветхих строений, вывод производств за черту округа.
Места для жилых строений появляются не только в результате сноса заводов и фабрик. Если предприятие перепрофилируется, не обязательно даже ломать капитальные строения, они могут остаться. А появятся торговые комплексы, культурные учреждения. И рядом – дом. Он будет построен в той самой охранной санитарной зоне, которая раньше окружала промышленное предприятие и где воспрещалось любое жилое строительство. Ныне запрет снимается. Еще одна дополнительная площадка!
По плану треть освобожденных территорий предполагается отдать под жилье. Это около 90 гектаров. Можно было бы занять под дома и большие площади, но от этого отказались. Несмотря на все финансовые выгоды продажи жилья в центре, многие высвобожденные места отдадут под зоны отдыха. Здесь появятся новые парки и скверы. При этом возрастет количество озелененной площади на одного человека: с 10,8 кв. м до 12. Центр города станет еще наряднее, привлекательнее для москвичей. И, конечно, будет больше отвечать статусу столицы крупнейшего европейского государства.

Иван Гавриков

Другие статьи на тему: Строительство

  • Константин Тимофеев: Всех пострадавших дольщиков обеспечат жильем
    Инвестиционный климат в столице меняется. О том, какие принимались меры в уходящем году по ранее приостановленным контрактам, как решались проблемы обманутых дольщиков и о судьбе долгостроев шла речь на пресс-конференции председателя Комитета города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства Константина Тимофеева.
  • Большая Москва на фестивале архитектуры
    С выставкой лучших проектов международного конкурса по разработке концепции развития Московской агломерации мы познакомили читателей еще в сентябре («КР», №№ 34, 35). На прошлой неделе эта экспозиция переместилась в Центральный выставочный зал «Манеж». Здесь проходил Международный фестиваль архитектуры «Зодчество–2012». Самое время награждать победителей.
  • Некрасовка: красивое открытие года
    Этот район на Юго-Востоке столицы называют самым строящимся. Основной городской площадкой для возведения жилья Некрасовка стала в прошлом году, когда к ней присоединили 578 га Люберецких полей. Сегодня здесь высятся красавцы-дома, появились первые улицы и кварталы. В 2012 году Некрасовка на конкурсе «Московский дворик» удостоилась награды в номинации «Открытие года. Лучший район Москвы по благоустройству». Корреспондент «КР» побывал на новых землях и оценил перемены.
  • Спальные районы засеют «кукурузой»
    В спальных районах Москвы будут строить 12-этажки с парковками на двух нижних этажах, сообщил главный архитектор столицы Сергей Кузнецов.
  • Юсиф Самедов: Транспортная система будет интеллектуальной
    На Западе столицы транспортные проблемы накапливались годами. Как и вся Москва, округ задыхается от пробок, испытывает дефицит парковочных мест. Серьезных изменений требует организация движения общественного транспорта. Обо всех этих проблемах и путях улучшения дорожной ситуации корреспондент «КР» беседует с заместителем префекта Западного округа Юсифом Самедовым.