Тест на выживание
Наступил 2008-й, а с ним пришли новые тарифы на жилищно-коммунальные услуги. Но вот получат ли бюджетную субсидию ЖСК и ТСЖ – вопрос открытый. И можно без преувеличения сказать – главный из тех, что волнуют сегодня объединения собственников.
Все дело в том, что путь получения субсидий, о которых идет речь, предлагается трудный, почти невозможный. Он определен известным постановлением правительства г. Москвы № 299-ПП «О мерах по приведению системы управления многоквартирными домами в городе Москве в соответствие с Жилищным кодексом РФ». Напомним: постановление правительства г. Москвы приняли 24 апреля 2007-го, а в августе был уточнен перечень документов, которые необходимо представить для получения субсидий управляющим организациям. Но забеспокоились все только к концу ушедшего года. Дело в том, что в соответствии с указанным документом осуществлять зачисление платежей собственников за содержание и ремонт помещений, а также платы за коммунальные услуги должны инженерные службы районов (ГУ ИСы), а они практически стали создаваться только с сентября. Два-три месяца им понадобилось на становление, и только ближе к ноябрю-декабрю они развернули деятельность.
По отношению к ЖСК и ТСЖ, которые согласно Жилищному кодексу РФ могут стать управляющими организациями, сразу был принят категоричный, ультимативный тон.
Приведем письмо, которое мы получили от руководителя ГУ ИС района Южное Медведково М. Нефедовой:
«Доводим до вашего сведения, что вы должны до 17 декабря 2007 года предоставить копии документов для получения бюджетных субсидий на 2008 год. В противном случае получать их не будете». Отправлено это письмо было 11 декабря. Нам сразу стало понятно – в помощи города объединениям собственников будет отказано. Ибо собрать необходимые документы мы, конечно, не сможем. А значит, квартирные расходы людей вырастут на 600–800 руб. В дополнение к увеличенной тарифной ставке общая сумма может оказаться неподъемной для многих граждан.
А теперь – конкретно. Список документов (в редакции указанного постановления от 28 августа 2007 года № 752-ПП) содержит 11 пунктов. Само по себе их перечисление – бюрократический частокол, пробраться через который собственникам чрезвычайно нелегко. А некоторые из пунктов заведомо невыполнимы. Нам надо представить перечень жилых помещений, наниматели и собственники которых имеют право на оплату услуг и работ по содержанию и ремонту жилых помещений по ценам, установленным правительством Москвы, – с указанием площади. Имеются в виду те граждане, у которых в распоряжении находится одно-единственное помещение. Такие сведения есть в Федеральной регистрационной службе по городу Москве. Но добыть их – сложная процедура, которая вряд ли по силам председателям жилищных кооперативов и товариществ. Очередь к чиновникам занимают в пять утра, и это еще не гарантия, что доберешься до заветного окошка. Саму же справку надо ждать три-четыре недели.
Между тем для ГУ ИСа или управы района ее получение не составляет проблем: они просто отправляют запрос в службу, прилагая список жильцов, и в электронном виде получают ответ. Нам, руководителям ТСЖ и ЖСК, такой привилегии не дано. Но ни инженерная служба, ни управа нам не помогают. И это несмотря на то, что поддержка жилищного самоуправления – их прямая задача!
Далее. Нужны документы, подтверждающие право собственности граждан на жилое помещение (копии свидетельств о собственности, договоров купли-продажи и т.д.), причем на каждого собственника. Но в доме их порой несколько сотен. Разве можно уговорить всех людей пойти к нотариусу, сняв перед этим копию, заверить документ, потратив на это деньги и массу времени? А потом еще взять выписку из Единого государственного реестра…
Собрать свидетельства и провести эту процедуру централизованно? Тоже не реально. Ни один из жильцов не отдаст столь важный документ, как свидетельство о собственности, в чужие руки. Не говоря уже о том, что до 20 процентов жильцов, как правило, зарегистрированы в одном месте, а живут в другом (иногда за рубежом), и найти их просто невозможно. Все эти данные, заметим, имеются в дирекциях, но для нас они недоступны.
Товариществам и кооперативам необходимо открыть в банке отдельный счет для получения субсидий, но это требует дополнительных средств. Пусть они небольшие, но смета расходов на нынешний год уже утверждена общим собранием собственников. Значит, необходимо снова очное либо заочное голосование, подтверждающее изменение в смете. Но почему не подходит уже имеющийся счет объединений? Непонятно.
Требуется информационное письмо, содержащее банковские реквизиты объединения, подтверждение полномочий их председателей, бухгалтера. Опять нас заставляют заниматься бессмысленным хождением по бюрократическим мукам. Ведь все эти данные уже есть в банке.
Перечень общего долевого имущества. В ДЕЗе он есть, нам же, чтобы получить его, надо обращаться в БТИ. А это опять-таки время и деньги.
Копия документа о праве общей долевой собственности на земельный участок. Как будто не известно, что практически ни у одного жилищного кооператива либо ТСЖ такой собственности нет. Получается: нам надо представить справку о том, что у нас нет такой справки (о собственности на землю). Совсем по Райкину.
Таким образом, по сути ЖСК и ТСЖ ставят перед выбором: либо отказывайтесь от помощи города, либо переходите под юрисдикцию новых государственных учреждений, а также заключайте договор с прежними, пусть и акционированными ДЕЗами. Ведь для них проблем в сборе документов не существует. Но это значит, что должности председателя ЖСК (или ТСЖ) и бухгалтера становятся чисто номинальными. Они ничего не смогут решать, и какие функции останутся за ними – непонятно. Да и как тогда быть с тем, что в доме фактически появятся две управляющие организации, пусть даже у одной из них (объединения собственников) урезаны полномочия? Если верить Жилищному кодексу, это просто невозможно.
При этом квартирные платы жильцов увеличатся – ведь только на управленческие расходы мы должны отчислять дирекциям 20 процентов от общей суммы. Зачем это ЖСК и ТСЖ, где есть собственные сантехники, уборщицы, электрики? Кроме того, перечисляя деньги коммунальным организациям через ГУ ИСы, мы рискуем столкнуться с ситуацией, что те получат их с запозданием, порой до месяца, а это грозит санкциями со стороны этих организаций. При этом сами ГУ ИСы отстаивать наши интересы отказываются – они только берут деньги. Справедливости ради отметим, что некоторые жилищные кооперативы все же перешли на обслуживание через ГУ ИСы, но мы не хотим. И еще. Объединения лишатся собственного паспортного стола, который есть в ряде из них и является, по нашему убеждению, надежной защитой частной жизни граждан.
Все это ведет, по сути, к непреодолимым сложностям для ЖСК, не говоря уже о ТСЖ, организациях добровольных.
В. Попков, председатель ЖСК «ЭНИМС-2», П. Дулькис (ЖСК «Горняк»), Н. Цатурова (ЖСК «Глория»), Е. Соловьева (ЖСК «Художник книги»), Л. Галак, гл. бухгалтер ряда жилищных кооперативов Южного Медведкова
Это письмо по нашей просьбе прокомментировал председатель Московского Союза ЖК и ЖСК Валентин Григорьев:
– Авторы письма поднимают весьма злободневную проблему. Наша организация по этому поводу тоже получает письма от председателей ЖК, ЖСК, ТСЖ. Приходят они и во многие правительственные организации. Так, О. Захарова, многолетний председатель и бухгалтер одного из ЖСК, в своем письме мэру Москвы написала, что, прочитав постановление № 299-ПП, пришла в недоумение. Создается впечатление, пишет она, что это не документ, направленный на развитие системы самоуправления, а своего рода триллер, где из каждого пункта видна позиция новосозданных ГУ ИСов: «Самостоятельными захотели быть? Мы вам сейчас покажем, что это такое! Ваши права урежем, субсидий не дадим, а обязанностей навесим столько, что вы в них захлебнетесь». Эмоционально, но, на мой взгляд, правильно.
Почему так негативно встречено руководителями жилищных кооперативов и товариществ это, казалось бы, столь нужное постановление? Статья 110 Жилищного кодекса рассматривает ЖСК как некоммерческую организацию в форме потребительского кооператива, созданную на неопределенный срок в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, а также для управления жилыми и нежилыми помещениями.
Сейчас коммерческие организации, создаваемые на базе ДЕЗов, независимо от их организационно-правовой формы могут осуществлять управление многоквартирным домом, только выиграв конкурс и приобретя статус управляющей организации путем регистрации в ЕРУ (Едином реестре управляющих компаний). Такая организация ставит своей целью, естественно, получение прибыли, действует на основании договора в течение согласованного срока, обладает материально-технической базой, уставным капиталом. Так вот, в постановлении № 299-ПП право на получение субсидий предоставляется не ЖСК, управляющему домом с момента его госрегистрации, а как раз той организации, которая отмечена в ЕРУ. Явное противоречие с ЖК РФ! Ведь в п. 9 ст. 161 Жилищного кодекса говорится, что в доме может быть только одна управляющая организация. По сути, это ЖК, ЖСК, ТСЖ. Преобразованные ДЕЗы могут прийти лишь в те дома, где их нет. Но жилищные кооперативы и товарищества к ним не относятся. Зачем же их привязывают к дирекциям?
Казалось бы, постановление № 299-ПП не отказывает ЖСК и ТСЖ в бюджетной поддержке. Но для этого им требуется регистрация в ЕРУ, заключение договора на субсидии, открытие специального счета… О том, с какими серьезными трудностями это сопряжено, подробно рассказано в письме председателей ЖСК Южного Медведкова. Добавить к этому можно то, что требования о предоставлении сведений, касающихся имущественного положения граждан, противоречат закону РФ «О персональных данных», а также п. 4 ст. 218 ГК РФ, которые не позволяют разглашать сведения, касающиеся личности граждан (включая имя, отчество, фамилию и адрес!), а также их имущественного положения.
Кроме того, одним из условий предоставления субсидий (п. 3.2.8), является требование осуществлять платежи за содержание и ремонт, а также за коммунальные услуги через ЕИРЦ (ГУ ИСы). Фактически исключается движение средств по счету ЖСК и ТСЖ, они прекращают свои функции, предусмотренные уставом, и, по сути, становятся ненужными.
В течение многих лет около 300 ЖК, ЖСК, а также ТСЖ, преобразованных из кооперативов, получали субсидии в МГП «Жилкооперация» – в соответствии с распоряжением премьера правительства Москвы от 19.01.2001 года № 31-РП. За это время сформировался механизм взаимодействия между этими домами и государственной организацией, отработан порядок отчетности. Зачем отказываться от хорошо зарекомендовавшей себя практики и ломать исправно работающий механизм?
Опять действуем по известной формуле: «до основания, а затем…». «Затем» ничего пока не появилось. И полная неясность с ЖК, ЖСК, ТСЖ. Во всяком случае, в нынешний год они вступили без субсидий и техобслуживания.
Как выйти из этой ситуации? На наш взгляд, необходимо срочно внести изменения в постановление № 299-ПП, вернуть к жизни распоряжение № 31-РП и продлить на первый квартал 2008 года отношения с ДЕЗами в части обслуживания домов. Требуется также разрешить дирекциям на этот период получать субсидии для ЖК, ЖСК и ТСЖ и, конечно, отменить требования к ДЕЗам об обязательном заключении договоров управления с жилищными кооперативами и товариществами. Такие требования, по сути, дискредитируют существующие институты самоуправления, к которым как раз и относятся дома ЖК, ЖСК, ТСЖ. А ведь самоуправление мэр Москвы Ю. Лужков назвал «ключом к реформе ЖКХ».
Не худо при этом вспомнить: еще в 60-е годы кооперативы помогли решить жилищную проблему в стране, да и сейчас в нацпроекте «Гражданам России – доступное жилье» они рассматриваются как перспективная форма решения важной социальной задачи. Поэтому ущемление их прав, искусственные трудности, которые ставят перед ними, представляются ничем не оправданными.