23:30:44
11 апреля 2021 г.

Александр Умяров: «Карикатуристы седеют рано»

В гостях у звездыЗа последние полтора десятилетия профессия «художник-карикатурист» перестала быть востребованной. И кто-то из мастеров веселого жанра ушел в книжную графику, кто-то – в рекламу или дизайн. Александр Умяров – один из немногих «уцелевших». Но известен он, пожалуй, больше за рубежом, чем на родине. Хотя недавно и состоялась его персональная выставка, посвященная 30-летию творческой деятельности. Она проходила в Музее современной истории России, где и встретился с ним корреспондент «КР».

Голые тетки по небу летят

– Александр Николаевич, с юбилеем вас! Естественно, напрашивается вопрос: как вы стали карикатуристом?

– С тех пор, как себя помню, постоянно попадал в ситуации, которые воспринимать без юмора (иногда даже черного) было сложно.

Детство прошло в одном из старых московских районов – на Преображенской площади. Недалеко от нашего дома стояла красивая бело-голубая церковь, которую однажды в четыре утра… взорвали. И у нас, и во всех соседних домах повылетали стекла. Я проснулся и, испугавшись, прижался к маме, а потом мне стало тоскливо. Вот это первое осознанное ощущение бессмысленности и абсурда преследует меня всю жизнь.

Дом наш был двухэтажным: первый этаж кирпичный, второй – бревенчатый. Обогревались печкой, на ней же готовили – горячей воды не было и в помине, только холодная. Газовые и прочие отопительные изыски существовали в то время далеко не во всех домах.

Непременной атрибутикой московских дворов 50–60-х годов минувшего века были деревянные сараи для хозяйственных нужд и хранения дров – с огромными голубятнями на крышах. Часто из-за голубей вспыхивали настоящие дворовые побоища, которые только усиливали у меня ощущение несовершенства окружающего мира.

Наш район славился баней «на Потешной». Именно там дверь, разделявшая мужское и женское отделения, однажды рухнула от сырости и старости, показав моющимся мужикам и бабам друг друга в чем мать родила. Послышался перепуганный женский визг, но представители сильного пола отреагировали на него мужественным хохотом, а потому с женской половины на мужскую полетели увесистые шайки. Вот такая жанровая сценка из детства.

Жизнь была достаточно суровой, но чувство юмора во мне уже поселилось и помогало не впасть в уныние.

Случилось так, что из-за невыносимых жилищных условий и крохотной зарплаты мама была вынуждена завербоваться в «солнечный Магадан», а вашего покорного слугу отдала в интернат. Интернат неожиданно расформировали, а меня, посчитав сиротой, увезли в Карачаево-Черкессию в детдом. Как ни пытался объяснить, что у меня есть мама, никто и слушать не желал. Несколько раз убегал. Ловили, наказывали. Три года продолжалась это вынужденное «заключение», и тогда поклялся сам себе: стану бороться с любой несправедливостью, где бы ее ни повстречал.

И это было решение, как мне кажется, достойное будущего сатирика, хотя в восемь лет я, понятно, еще не думал, что стану художником-карикатуристом.

– Рассказ о том, как формировалась личность будущего карикатуриста, конечно, любопытен. А когда же вы начали непосредственно рисовать?

– Слава Богу, мама меня, в конце концов, нашла, и мы стали жить вместе в Магаданской области, в поселке Ягодное.

Рисовать любил с младых ногтей. А тут – диковинная природа, необычные сильные люди (геологи, строители) в ореоле романтики. Все это, наверное, и разожгло искру творчества. А потом меня призвали в армию. Попал на подводный флот в город Полярный. Там заметили, что хорошо рисую. А в штабе эскадры тогда служил будущий главком ВМФ СССР и адмирал флота Владимир Николаевич Чернавин. Он перевел меня к себе в штаб – оформлять карты.

Отслужив, вернулся в Москву, где мама к тому времени получила комнату в коммуналке. Однажды узнал, что газета «Труд» объявила конкурс карикатур. Решил попробовать. Мои работы тут же были опубликованы и заняли призовое место. Это было ровно 30 лет назад. С тех пор и веду отсчет своему творчеству карикатуриста.

Право на критику

– У вас немало карикатур, которые связаны с темой труда.

– Мама работала сначала проводницей на поездах, потом, как я уже говорил, завербовалась на Колыму. Позже я объездил всю страну. В геологической партии был рабочим, искали месторождения золота. Начальником партии у нас была Зинаида Петровна Литовченко, опытный специалист, умудренный опытом человек. Она многое дала мне для становления характера. В людях больше всего уважала трудолюбие, бескорыстие. Мне это было понятно и близко. А тема труда в карикатурах – это всего лишь одна из множества тем, хотя и важная. Ведь куда ни глянь – сплошные темы. Просто надо их увидеть и превратить в рисунки.

Бывают вещи, которые поражают, высекают обиду за людей. Иногда видишь смешное там, где впору заплакать. В хорошей карикатуре должна быть своя философия. И это приходит с годами.

– На вас обижаются за карикатуры?

– Подлецы – обижаются. И мстят, от чего карикатуристы, как мы грустно шутим, рано седеют. А хороших людей я и сам никогда не обижу. К тому же у меня есть свой кодекс чести. Первое правило: высмеивай пороки, а не их носителей. Второе: нельзя издеваться над физическими недостатками – родимой меткой или оттопыренными ушами. Люди в большинстве своем существа несовершенные. Поэтому художнику без улыбки и любви к людям в карикатуре делать нечего. Нужно очень тонко чувствовать людей. И еще: надо самому быть честным и требовательным к себе.

– Наверное, не всем удается этого достичь?

– В 2003 году в Москве проводился международный конкурс карикатуристов под патронатом мэрии Москвы. Одним из членов жюри был молодой человек, знавший несколько иностранных языков, закончивший аспирантуру, не раз побывавший во Франции, в Италии, Америке. Как-то во время работы, внося в компьютер данные и адреса конкурсантов по присланным ими конвертам, он спросил у меня: «Саша, скажите, а что, Рязань – это разве в России?» Я испытал шок. Если ты, называясь ученым, до такой степени не знаешь собственную страну, о каком праве на критику других людей можно говорить?! Как можно судить профессионалов?! Вот такие «аспиранты» и развалили некогда великую державу. Обидно…

Среда художников сложна и неоднородна. Есть в ней всякое. Подумайте сами, почему культура сегодня находится в таком загоне. Мне кажется, из-за бездарей и пройдох, которые нашли себе элементарную кормушку. Задумайтесь только: чтобы выставить работы, допустим, в Манеже, художник должен заплатить за «стеночку-место» 12 000 евро. Кто может себе такое позволить? Уж, во всяком случае, не художник-карикатурист, который не льстит сильным мира сего, а наоборот, досаждает им неприятными уколами, за которые если и платят, то только пинками.

Спасибо маме!

– У вас много политической сатиры. Вы политически заостренный человек?

– Сегодня трудно найти политически незаостренного человека, а уж карикатуристу сам Бог велел быть таковым. Политики как никто другой на виду, их ошибки нам очень дорого обходятся, и закрывать на это глаза карикатурист просто не имеет права.

– Выходит, востребованность сатиры повышается?

– Нет. Сегодня существует негласная цензура, похлеще, чем в советские времена. Политическую карикатуру газеты и журналы не публикуют, более или менее берут социальную, да и то, если она не слишком зубастая.

– Как же зарабатываете деньги?

– С этим делом проблемы. В советское время зарабатывал неплохо, а сейчас привыкаю жить скромно. Изредка публикуюсь в московских изданиях, участвую в международных выставках.

– На какие средства сделали эту выставку?

– Когда мама умирала, сказала, что у нее есть на сберкнижке деньги и ее главная просьба – сделать на них мою юбилейную выставку. Так что на ее средства…

– Где живете, удовлетворены ли своей квартирой?

– Обитаю в двухкомнатной квартире возле станции метро «Динамо». Недавно меня избрали председателем домкома, и сейчас приходится воевать с властями. Заставляют создавать ТСЖ. Но как это возможно, когда ремонт в доме не делался с 1991 года?! Ходил в управу, поставил ультиматум: сделайте ремонт, тогда вступим. Иначе все за свой счет придется делать, а откуда у жильцов такие средства? Ведь все эти годы мы выплачивали деньги на ремонт. Где они? Отвечают: вам заплатят компенсацию, когда сделаете ремонт. С трудом в это верится. В общем, будем бороться.

– Успехов! А о чем мечтаете?

– Создать журнал типа «Крокодила», но только международный. Я знаю художников и в России, и за рубежом, которые хотели бы присылать в такой журнал карикатуры. Но для этого нужны средства. Если сумею найти спонсора, постараюсь реализовать задумку.

В общечеловеческом плане мечта сложнее. Попробую сформулировать. Иной раз думается: что оставлю в этом мире после себя? Напишут об ином после смерти: «Родился, практически не жил, а лишь вкусно ел и пил, и умер». Дело даже не в том, чтобы вырастить сына, построить дом и посадить дерево. Это естественно, но маловато будет. Надо оставить за собой что-то еще – доброе и долговечное. Чтобы сказали: «Он честно жил. Порядочно. Делал добро, и не за деньги, а по велению души». Ну а высшая награда – это улыбки и добрые глаза людей. Ради этого и стоит работать. Нельзя изменять творчеству. Ни деньги, ни слава, ни карьера не столкнут меня с пути: я художник, им и останусь. Господи, спасибо тебе!

Беседу вел Сергей Турченко

Наша справка

Александр Николаевич Умяров – москвич в третьем поколении, автор более 30 тысяч карикатур, опубликованных почти в тысяче изданий как в России, так и за рубежом. Член Международной федерации художников ЮНЕСКО, председатель секции карикатуристов Творческого союза художников России, лауреат многих отечественных и зарубежных конкурсов карикатур.

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация