Ваши планы на будущее?
В Москве прошли публичные слушания актуализированного генерального плана развития города. Процедура предусмотрена Градостроительным кодексом РФ и проектом Градкодекса столицы.
Предыдущий Генеральный план развития города был принят в 1999 году, в 2005-м закреплен законом г. Москвы «О Генеральном плане развития г. Москвы». Весь этот период ведется мониторинг выполнения всех намеченных Генпланом мер, периодически выпускаются распоряжения и доклады на эту тему, один раз в четыре года в Московской городской Думе звучит официальный доклад.
Потому что все меняется…
В 2005 году было принято решение о проведении актуализации Генплана Москвы. Необходимость с одной стороны чисто бюрократическая – обновление предполагается каждые четыре года, согласно закону. С другой – она логически обусловлена: меняется экономическая ситуация, демографические показатели. Если Генплан 1999 года создавался в условиях нехватки средств на социальное развитие города, на строительство жилья, требовалось создать условия для привлечения источников финансирования, то сейчас цели иные. Необходимо развивать город с точки зрения общественных интересов, предоставления социальных гарантий его гражданам, учитывая экологические, санитарно-гигиенические, историко-культурные потребности, а также развивая принцип доступности жилья.
Водораздел – год 2015-й
По расчету демографов, сегодня на территории Москвы постоянно живут 11–12 млн. людей, число горожан с долей временно проживающих составляет 14–16 млн. Новое в Генплане-2025 – это определение тех объемов строительства, которые распределены на два временных периода – до 2015 года и от 2015 до 2025 годов. Согласно произведенным расчетам, весь жилой фонд, который требует вмешательства со стороны властей, составляет 60 млн. кв. м. До 2015 года будут приниматься меры в отношении 24–25 млн. кв. м (3 млн. в год), после 2015-го – 35–36 млн. кв. м (3,5 млн. в год). Как показывает практика, реконструкция не решает проблемы улучшения качества жилого фонда кардинальным образом. Пока не указываются сроки и направления, но уже решено вести постепенную замену 5-ти, 9-ти, 12-этажных домов. В первую очередь – на территориях общественных центров, тех участках, которые формируют лицо города. В целом уже до 2015 года будет снесено 9,3 млн. кв. м жилья, после 2015-го – 8,7 млн. кв. м. Реконструировано – 8,7 млн. кв. м до 2025 года. Общий фонд для капремонта составит 33,5 млн. кв. м. До 2015-го – 12 млн. кв. м. Согласно новому генплану, доля жилья, где будет проводиться капитальный ремонт, увеличится в 2,5 раза.
Примерно 50% всех объемов нового строительства будет отводиться на реализацию городских жилищных программ.
Более высокими темпами, чем это предполагалось в прежнем генплане, будет вестись и новое строительство объектов соцсферы. Так, темпы строительства образовательных объектов увеличатся в 3 раза, медицины – в 2,5, спорта – в 5 раз.
Согласно разработкам архитекторов, в городе будет увеличена роль общественных центров и территорий, которые формируют лицо города. Это – рекреационные и транспортные узлы. Их площадь составит 173 млн. кв. м. В одном только Северо-Восточном округе будет 15 центров общественных зон.
Не только на словах
Не в пример жилищному строительству дорожные проблемы все эти годы отставали от общих темпов развития и потребностей города. Поэтому уже сейчас назван список пер-воочередных мероприятий по реформированию и созданию объектов дорожно-мостового строительства. Список этот носит не примерный характер, а вполне конкретный. Все перечисленные ниже объекты имеют проектную документацию, работа по большинству уже начата.
1. Строительство Звенигородского проспекта.
2. Реконструкция магистрали Тверская улица – Ленинградский проспект – Ленинградское шоссе.
3. Строительство входа автодороги Москва – Санкт-Петербург.
4. Строительство входа автодороги Москва – Ногинск.
5. Строительство Четвертого транспортного кольца.
Общее в развитии транспорта – это введение новых скоростных видов, использование имеющихся ж/д путей для внутригородских перевозок. По подсчетам специалистов, городу требуется 600 км дорог, однако, согласно генплану, к 2025 году реально их появится 440 км.
Подлечить природу
Приоритетным направлением в Генплане является охрана окружающей среды. Согласно этому требованию, будет проведена санация 2,5 тыс. га земли в городе. На 28 тыс. га будут проведены работы по оздоровлению территорий. Согласно новому Генплану города, уменьшение валового выброса должно произойти на 25%, утилизация, очистка поверхностных стоков воды по планам властей должна достигнуть 100%.
Производственные территории – это единственный резерв для развития жилищной и рекреационной сферы. Если сейчас производство занимает 15 тыс. га, то площади его несколько уменьшатся – до 7 тыс. га. Однако промышленные объекты инновационной, высокотехнологичной направленности в городе будут сохраняться и развиваться. Половину этих территорий будут занимать так называемые бизнес-инкубаторы – 3,5 тыс. га.
Публичные слушания проходили в префектуре Северо-Восточного округа, поэтому множество вопросов касалось развития этого округа. Например, такого всем известного объекта, как ВВЦ.
Как отметила префект округа Ирина Рабер, выставочный центр будет использоваться исключительно по назначению. Запрудненская часть территории ВВЦ пополнится объектами развлекательной сферы. Обновятся прилежащие к ВВЦ гостиницы. Павильоны ВВЦ будут реконструированы, а при входе появится скульптура Е. Мухиной «Рабочий и колхозница» на постаменте, внутри которого откроется Музей кино. Снесут здание старой школы № 1135, и на ее месте появится новая. Линию высоковольтных передач перенесут под землю, вместо нее вырастет новый жилой микрорайон.
Прозвучали на слушаниях и вопросы общегородского характера. Например, не помешает ли микрорайон Сити городу – не станут ли преградой его высотки на пути свободного движения воздуха? Глава НИиПИ Генплана г. Москвы Сергей Ткаченко заверил, что высотное строительство будет вестись в 60 точках столицы. Но город задыхается из-за перегруженности автотранспортом. «Нет ли у властей планов изменить функции Рижского и Савеловского вокзалов и перекрыть движение ж/д транспорта из-за высокого уровня шума?» – прозвучал вопрос в продолжение транспортной темы. Как следовало из ответа, ж/д ветки планируется использовать в прежнем ключе и дальше. Хотя планы о проведении шумозащитных мероприятий существуют.