Не грозит налог на землю, если в доме ТСЖ
«Мне надо подать надзорную жалобу, так как проиграл дело о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Рассмотрение дела в кассационной инстанции было в январе 2007 года. До какого момента могу подать жалобу в президиум Мосгорсуда? И еще. Слышал, что Европейский суд по правам человека в Страсбурге против пересмотра вступивших в силу решений судов в надзорной инстанции, т.к. это, дескать, нарушает стабильность судебной системы, а бесконечные пересуды подрывают авторитет судебной власти.
Иван Воронихин».
– Действительно, в ряде актов Европейский суд критически высказывался о состоянии российского правосудия. В настоящее время срок для подачи надзорной жалобы составляет один год с момента вступления обжалуемого решения в силу. Поэтому поторопитесь, потому что в Гражданско-процессуальный кодекс РФ внесены изменения (они вступят в силу в январе 2008 года), в том числе о порядке и сроке обжалования судебных актов в суде надзорной инстанции. Предусмотренный ГПК РФ годичный срок сокращен до шести месяцев. Но как и раньше, ГПК РФ позволяет многократно обжаловать в порядке надзора одним и тем же лицом одни и те же судебные постановления.
Другие изменения призваны устранить многоступенчатость и неопределенность в порядке рассмотрения надзорных жалоб. Кроме того, уточнены основания для возврата надзорной жалобы или представления прокурора без рассмотрения по существу. Наконец, изменены сроки рассмотрения надзорной жалобы и представления прокурора: предусмотрены более длительные сроки в случае, если дело было истребовано. Уточнены требования к оформлению судебных актов суда надзорной инстанции.
Учтите также, что надзорные жалобы и представления прокурора, не рассмотренные до января 2008 года, рассматриваются по правилам, действовавшим на день их подачи в суд надзорной инстанции.
Очередники: изменения в оплате найма
«Слышал, что произошли изменения, касающиеся компенсации расходов по оплате найма (поднайма) жилого помещения? Так ли это?
Петр Петрович».
– Да, такие изменения есть и произошли совсем недавно. Для реализации Среднесрочной жилищной программы «Москвичам – доступное жилье» на период 2007–2009 гг. и задании на 2010 год» постановлением правительства Москвы от 27 ноября 2007 г. № 1008-ПП регламентирован порядок предоставления гражданам, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, компенсации по возмещению расходов, связанных с оплатой найма (поднайма) жилого помещения. (Подробный материал об этом опубликован в прошлом номере «КР». – Прим. ред.)
При решении вопроса о предоставлении компенсации учитывается число человек в семье, которая состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Размер компенсации равен 50% среднерыночной цены найма квартиры в г. Москве или Московской области для семьи соответствующей численности. В случае, если сумма выплат по заключенному договору найма (поднайма) меньше размера средней рыночной цены найма квартиры, компенсация устанавливается в размере 50% от суммы выплат, установленных договором.
Среднерыночная цена найма определяется как среднерыночная цена найма в домах типовых серий, исходя из размера площади жилого помещения, которая необходима семье данной численности: для одиноко проживающего гражданина – 33 кв. м, для семьи из двух граждан – 36 кв. м, для семьи из трех граждан – 54 кв. м, для семьи из четырех или более граждан – по 18 кв. м на каждого человека. Размер среднерыночной цены найма квартиры по договорам найма (поднайма), заключенным очередниками до 31 декабря 2007 года включительно, составляет: для одиноко проживающего гражданина – 14 000 руб. в месяц; для семьи из двух граждан – 18 000 руб. в месяц; для семьи из трех граждан – 22 000 руб. в месяц; для семьи из четырех или более граждан – 25 000 руб. в месяц. Размер компенсации не может быть больше размера выплат, установленных договором найма (поднайма) указанного жилого помещения.
Кто платит в городе земельный налог
«Многоквартирные жилые дома находятся, в соответствии со ст. 161 ЖК РФ, в управлении управляющей организации, или же собственниками жилья организовано ТСЖ. Кто в таком случае плательщик земельного налога? А если многоквартирный жилой дом относится к муниципальной собственности?
ТСЖ «На Бронной».
– В одном из номеров «КР» мы уже упоминали о том, что вступил в силу закон г. Москвы от 10 октября 2007 г. № 40 «О внесении изменения в статью 3.1 закона города Москвы от 24 ноября 2004 года № 74 «О земельном налоге», согласно которому освобождаются от уплаты земельного налога за земельные участки, используемые для уставных целей в соответствии с ЖК РФ, товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы и жилищно-строительные кооперативы. Однако о собственниках квартир в многоквартирном доме в этом законе ничего не сказано.
Между тем, в соответствии со статьей 16 федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в его состав объекты недвижимого имущества, сформированный до введения в действие ЖК РФ и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Если же земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в его состав объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие ЖК РФ, то на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное им лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен дом.
С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета этот участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. Согласно пункту 1 статьи 36 ЖК РФ, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в доме, включающее земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого дома объекты, расположенные на земельном участке.
В соответствии со статьей 388 главы 31 «Земельный налог» Налогового кодекса РФ, налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. На основании пункта 1 статьи 392 НК налоговая база земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности.
Напомним, что государственная регистрация возникновения, перехода, ограничения (обременения) или прекращения права на жилое или нежилое помещение в многоквартирных домах одновременно является государственной регистрацией неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество (п. 2 ст. 23 федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).
Таким образом, с момента формирования земельного участка, на котором расположен жилой дом, а также присвоения ему кадастрового номера плательщиками земельного налога являются собственники помещений многоквартирного дома (соответственно своим долям земельного участка). Находящийся же в муниципальной собственности и не переданный в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, полностью принадлежащий на праве собственности муниципальному образованию, не подлежит налогообложению в силу положений статьи 388 НК РФ.
Суд следует духу и букве закона
«Должен ли суд при удовлетворении требования гражданина о предоставлении ему жилого помещения по договору социального найма вне очереди определять срок, в течение которого должно быть предоставлено жилое помещение (действующим законодательством он не определен)?
Лихацкий».
– Из ч. 1 ст. 57 ЖК РФ следует, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 этой же статьи случаев. А в ч. 2 указаны категории граждан, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди. Жилищным кодексом право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди.
Следовательно, при удовлетворении требования гражданина о предоставлении ему жилого помещения по договору социального найма вне очереди, если срок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение, законодательством не определен, суд не должен его определять, поскольку внеочередное предоставление не предполагает какого-либо срока для предоставления жилого помещения.