02:36:16
22 ноября 2024 г.

Не грозит налог на землю, если в доме ТСЖ

Жилищное право«Мне надо подать надзорную жалобу, так как проиграл дело о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Рассмотрение дела в кассационной инстанции было в январе 2007 года. До какого момента могу подать жалобу в президиум Мосгорсуда? И еще. Слышал, что Европейский суд по правам человека в Страсбурге против пересмотра вступивших в силу решений судов в надзорной инстанции, т.к. это, дескать, нарушает стабильность судебной системы, а бесконечные пересуды подрывают авторитет судебной власти.
Иван Воронихин».

– Действительно, в ряде актов Европейский суд критически высказывался о состоянии российского правосудия. В настоящее время срок для подачи надзорной жалобы составляет один год с момента вступления обжалуемого решения в силу. Поэтому поторопитесь, потому что в Гражданско-процессуальный кодекс РФ внесены изменения (они вступят в силу в январе 2008 года), в том числе о порядке и сроке обжалования судебных актов в суде надзорной инстанции. Предусмотренный ГПК РФ годичный срок сокращен до шести месяцев. Но как и раньше, ГПК РФ позволяет многократно обжаловать в порядке надзора одним и тем же лицом одни и те же судебные постановления.

Другие изменения призваны устранить многоступенчатость и неопределенность в порядке рассмотрения надзорных жалоб. Кроме того, уточнены основания для возврата надзорной жалобы или представления прокурора без рассмотрения по существу. Наконец, изменены сроки рассмотрения надзорной жалобы и представления прокурора: предусмотрены более длительные сроки в случае, если дело было истребовано. Уточнены требования к оформлению судебных актов суда надзорной инстанции.

Учтите также, что надзорные жалобы и представления прокурора, не рассмотренные до января 2008 года, рассматриваются по правилам, действовавшим на день их подачи в суд надзорной инстанции.

Очередники: изменения в оплате найма

«Слышал, что произошли изменения, касающиеся компенсации расходов по оплате найма (поднайма) жилого помещения? Так ли это?
Петр Петрович».

– Да, такие изменения есть и произошли совсем недавно. Для реализации Среднесрочной жилищной программы «Москвичам – доступное жилье» на период 2007–2009 гг. и задании на 2010 год» постановлением правительства Москвы от 27 ноября 2007 г. № 1008-ПП регламентирован порядок предоставления гражданам, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, компенсации по возмещению расходов, связанных с оплатой найма (поднайма) жилого помещения. (Подробный материал об этом опубликован в прошлом номере «КР». – Прим. ред.)
При решении вопроса о предоставлении компенсации учитывается число человек в семье, которая состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Размер компенсации равен 50% среднерыночной цены найма квартиры в г. Москве или Московской области для семьи соответствующей численности. В случае, если сумма выплат по заключенному договору найма (поднайма) меньше размера средней рыночной цены найма квартиры, компенсация устанавливается в размере 50% от суммы выплат, установленных договором.

Среднерыночная цена найма определяется как среднерыночная цена найма в домах типовых серий, исходя из размера площади жилого помещения, которая необходима семье данной численности: для одиноко проживающего гражданина – 33 кв. м, для семьи из двух граждан – 36 кв. м, для семьи из трех граждан – 54 кв. м, для семьи из четырех или более граждан – по 18 кв. м на каждого человека. Размер среднерыночной цены найма квартиры по договорам найма (поднайма), заключенным очередниками до 31 декабря 2007 года включительно, составляет: для одиноко проживающего гражданина – 14 000 руб. в месяц; для семьи из двух граждан – 18 000 руб. в месяц; для семьи из трех граждан – 22 000 руб. в месяц; для семьи из четырех или более граждан – 25 000 руб. в месяц. Размер компенсации не может быть больше размера выплат, установленных договором найма (поднайма) указанного жилого помещения.

Кто платит в городе земельный налог

«Многоквартирные жилые дома находятся, в соответствии со ст. 161 ЖК РФ, в управлении управляющей организации, или же собственниками жилья организовано ТСЖ. Кто в таком случае плательщик земельного налога? А если многоквартирный жилой дом относится к муниципальной собственности?
ТСЖ «На Бронной».

– В одном из номеров «КР» мы уже упоминали о том, что вступил в силу закон г. Москвы от 10 октября 2007 г. № 40 «О внесении изменения в статью 3.1 закона города Москвы от 24 ноября 2004 года № 74 «О земельном налоге», согласно которому освобождаются от уплаты земельного налога за земельные участки, используемые для уставных целей в соответствии с ЖК РФ, товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы и жилищно-строительные кооперативы. Однако о собственниках квартир в многоквартирном доме в этом законе ничего не сказано.

Между тем, в соответствии со статьей 16 федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в его состав объекты недвижимого имущества, сформированный до введения в действие ЖК РФ и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Если же земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в его состав объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие ЖК РФ, то на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное им лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен дом.

С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета этот участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. Согласно пункту 1 статьи 36 ЖК РФ, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в доме, включающее земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого дома объекты, расположенные на земельном участке.

В соответствии со статьей 388 главы 31 «Земельный налог» Налогового кодекса РФ, налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. На основании пункта 1 статьи 392 НК налоговая база земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности.

Напомним, что государственная регистрация возникновения, перехода, ограничения (обременения) или прекращения права на жилое или нежилое помещение в многоквартирных домах одновременно является государственной регистрацией неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество (п. 2 ст. 23 федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).

Таким образом, с момента формирования земельного участка, на котором расположен жилой дом, а также присвоения ему кадастрового номера плательщиками земельного налога являются собственники помещений многоквартирного дома (соответственно своим долям земельного участка). Находящийся же в муниципальной собственности и не переданный в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, полностью принадлежащий на праве собственности муниципальному образованию, не подлежит налогообложению в силу положений статьи 388 НК РФ.

Суд следует духу и букве закона

«Должен ли суд при удовлетворении требования гражданина о предоставлении ему жилого помещения по договору социального найма вне очереди определять срок, в течение которого должно быть предоставлено жилое помещение (действующим законодательством он не определен)?
Лихацкий».

– Из ч. 1 ст. 57 ЖК РФ следует, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 этой же статьи случаев. А в ч. 2 указаны категории граждан, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди. Жилищным кодексом право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди.

Следовательно, при удовлетворении требования гражданина о предоставлении ему жилого помещения по договору социального найма вне очереди, если срок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение, законодательством не определен, суд не должен его определять, поскольку внеочередное предоставление не предполагает какого-либо срока для предоставления жилого помещения.

Ответы подготовили юристы М. Бордукова, М. Болдинова, А. Дубасова, М. Зеленев, Н. Ларин, А. Маркова, И. Павловская, В. Порубиновская

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация