23:30:44
11 апреля 2021 г.

Ия Нинидзе: «Хороший партнер – настоящее счастье»

В гостях у звездыГлавная «небесная ласточка» актриса Ия Нинидзе выросла в уютном грузинском доме с тенистым двориком. Женщины – бабушка, мама и тетя – очень вкусно готовили. Традиция. В углу большой комнаты стоял старый рояль. Маленькая Ия обожала забираться под него – это был ее собственный первый дом, в котором «жили» куклы.

В кино – по перилам

– Ия, у балерин по большому счету детства не бывает. У вас оно было?

– В привычном понимании этого слова почти не было. Я очень рано начала заниматься балетом. Но мне нравились танц-классы, станок, пуанты, пачки, нравилось бегать на занятия, дышать в едином ритме с девочками… Достаточно рано вошли в мою жизнь киносъемки.

– Ваши предки по женской линии происходят из известной княжеской семьи. Каким-то образом это ощущалось?

– Такие вещи должны ощущаться прежде всего в поступках. Расскажу один случай. Моя бабушка закончила филологический факультет университета, и она действительно была из древнего рода. Вышла замуж за первого секретаря Грузии. Бабушка и дед очень друг друга любили. В конце 30-х Берия занес в список смертников 36 человек. «Невинные», – сказал про них мой дед. «Тридцать седьмым будешь ты», – ответил ему Берия…

После ареста мужа бабушка все бросила, укутала мою маму, у которой был врожденный порок сердца, и бежала с ней в Батуми.

Прошло время, и в фильме «Покаяние» Тенгиза Абуладзе я играла жену Берии Нино Гегечкори. Однажды на съемочной площадке в Батуми ко мне подошла женщина из массовки: «Вы случайно не внучка Нины Владимировны?» – «Да». – «Когда ваша бабушка приехала сюда с маленькой дочерью, она стучалась ко мне в дом, а я не открыла дверь. Испугалась. Она еще к двоим стучалась, и они тоже ей не открыли». Вот так на фильме «Покаяние» она смогла покаяться…

Она рассказала, как потом бабушка все-таки нашла возможность устроиться, как нашла работу и как всем этим троим женщинам, не пустившим ее на порог, помогала – приносила хлеб и крупу. То есть она все им простила. В этом, наверное, и заключается благородство.

– Как случилось, что вас в столь юном возрасте заметил Георгий Данелия?

– Хорошо помню день, когда на пороге танц-класса возник режиссер в недоступно модном джинсовом костюме. Данелия приехал искать девочку в фильм «Не горюй!». Думаю, он выбрал меня, потому что я была смешная: малюсенькая, худющая, с густой челкой и большими торчащими ушами. В тот день я разучивала польку, и он сразу положил на меня режиссерский глаз. А уже на кинопробах его оператор все время восклицал: «Как же она похожа на Наташу Ростову! Как она похожа на Одри Хепберн в миниатюре!».

Я пришла домой и гордо сказала маме: «Представляешь, мамочка, я похожа на актрис Наташу Ростову и Одри Хепберн». Мама была знатоком русской литературы, преподавала ее и, конечно, объяснила мне, кто такая Наташа Ростова и кто – Одри Хепберн.

– Вы хотели быть балериной, а вас все время востребовало кино. Как же так?

– Наверное, судьба. Уже учась в балетной школе, съезжая по перилам лестницы, я буквально сбила с ног ассистентку по актерам фильма «Мелодии Верийского квартала», а дама не успела увернуться. Она меня схватила в охапку и тут же велела прийти на кинопробы. Заверения, что я хочу быть балериной, а не актрисой, ее искренне удивили: «Не говори глупости, все девочки мечтают быть актрисами».

Бумажку с адресом она засунула мне в карман, и я, конечно же, о ней забыла. Адрес случайно нашла мама, стирая школьную форму.

Стрижка под Денизу

– Рядом с вами на различных съемочных площадках работали грандиозные личности – Георгий Данелия, Софико Чиаурели, Георгий Шенгелая, Андрей Миронов… Чему вы от них в тот период научились?

– Тогда они для меня они были просто «тетя Софико» или «дядя Гио». Это потом я осознала, кто был рядом… Тем не менее они научили меня высоко ценить собственный труд и труд коллег. Иметь хорошего партнера на площадке – настоящее счастье.

– Нравится, что знакомые и поклонники любовно называют вас «наша небесная ласточка»?

– Конечно, нравится. Ну, представьте, если бы мне говорили: «Вот идет наше «Покаяние»… Роль Денизы в фильме «Небесные ласточки» Леонида Квинихидзе – моя визитная карточка. Когда фильм вышел, каждая девочка до известной степени ощущала себя Денизой. Пол-России и пол-Грузии стриглись под Денизу, делали себе такую же челку.

Уже будучи взрослой, я познакомилась с Ларисой Гузеевой, и она мне призналась, что была влюблена в Денизу и челочку стригла так же. Многие мамы в тот период своих дочерей называли Иями. Так случилось, что мы с Оксаной Пушкиной и Ирой Родниной объехали всю Россию; даже на Камчатке ко мне подходили мамы или бабушки и говорили: «Свою доченьку (внучку) мы назвали в честь вас Ией».

– Андрей Миронов опекал вас на площадке?

– Он относился ко мне трепетно, с любовью. Как ни странно, но великие люди-легенды в жизни очень простые и теплые. Андрей был потрясающим человеком и моим рыцарем, все время меня охранял – маленькую тринадцатилетнюю Иечку.

…Андрей приехал на площадку чуть позже, чем все остальные. Часть сцен мы уже отсняли. Он обожал создавать на площадке легкую, непринужденную атмосферу: «Ну, и где моя очаровательная партнерша?» – «Вот наша Дениза», – объяснил режиссер. «И я буду сниматься с этой маленькой девочкой?! Я даже роман с ней не смогу закрутить!» Режиссер смеялся: «Зато вон там сидит ее мама, блондинка с фиолетовыми глазами». Андрей притворно расширил глаза: «У такой беленькой женщины – и такой черненький ребенок?!». Все покатывались от смеха…

Мама тоже подружилась с Андреем и часто обращалась к нему за помощью. Она купила электроплитку и готовила нам. Я ела плохо, питалась воздухом и творчеством. Мама же считала, что растущий организм надо кормить, и, засунув в меня две ложечки, бежала c кастрюлькой к Миронову: «Андрюшечка, дорогой, выручайте». Андрей отводил меня в сторонку и громко требовал: «Открой рот, я тебе сказал!». А потом жалобно добавлял: «Ну хоть кефирчику попей».

Навсегда запомнила, как справили мой день рождения. Мы жили в гостинице «Ялта», которая тогда только достраивалась. Ко дню рождения из Тбилиси приехали мои бабушка и тетя. Они навезли всевозможной провизии, вплоть до зелени. Как будто в Ялте не было помидоров! Но надо знать бабушку: она сделала сациви, уложила его на большие блюда, упаковала их как-то, оформила ленточками и доставила в Ялту. Вечером в ресторане гостиницы накрыли стол. Я, естественно, бегала, скакала вокруг всех, танцевала, радовалась. Перепела все арии. В том числе – Андрюшины арии, которые знала наизусть.

Мыльная опера

– Ия, а когда вас посетила первая любовь?

– Моя первая любовь стала моим первым браком. Поскольку нормального детства у меня не было, то все мои знакомые были из мира балета или кино. В период, когда Георгий Шенгелая снимал фильм «Мелодии Верийского квартала», я иногда бывала у него в гостях, смотрела мультики. В комнату заходил его старший сын Николай – художник. Он был с бородой, казался очень взрослым, и я каждый раз как воспитанная девочка вставала и говорила: «Здравствуйте!». На самом деле он был всего на два года старше меня.

Потом была премьера фильма в Тбилиси, привезли туда часть съемочной группы, после чего накрыли большой стол у нас дома. Пришли Софико Чиаурели, Георгий Шенгелая и Николай. Мы с Николаем вышли на балкон, и он обнаружил, что забыл сигареты. Я пообещала стащить сигарету у деда из кармана. Николай покурил и… поцеловал меня.

Я в школьных тетрадках стала писать «Никуша + Ия = любовь». Через некоторое время он стал приходить под балкон балетной школы, и девчонки мне завидовали. Потом Нико приходил к нам в гости, но бдительная бабушка не спускала с нас глаз. Свое присутствие она объясняла так: «Это неприлично – оставаться наедине с мужчиной».

Николай ухаживал целый год. Катал меня на машине, большой компанией уезжали в горы на пикники, слушали музыку, пластинки с классикой были затерты до дыр. По ночам иногда приходил под балкон, и мы тихонько переговаривались.

– Ну просто Ромео и Джульетта…

– Я себя так и ощущала. А однажды он позвонил в три часа ночи, и я шепотом под одеялом проговорила до утра. Наконец мама предложила как-то уже «решить этот вопрос». И вот однажды Нико позвонил в дверь: «Закрой глаза и дай руку». И слышу, как он уже кричит с первого этажа: «Можно, открывай!». Ах, это было обручальное колечко. Я примеряю и кричу: «Маленькое, маленькое!». Он поднялся обратно. (Именно так сделал его отец в грузинском фильме «Наш двор», где сыграли его родители.) Потом он отнес кольцо в мастерскую, его стали расширять, и оно треснуло. Наверное, это был знак, хотя значения ему тогда не придали.

– Дальше, конечно, была красивая грузинская свадьба?

– Грандиозная! На шестьсот человек. Вино привезли из Кахетии. На свадьбе мы много танцевали: я с Нико, Софико с Георгием. Потом Георгий пригласил меня на танец и признался: когда Софико была в положении, он очень хотел дочку, и вот теперь Нико сделал ему такой подарок – привел в дом дочь. На следующий день Софико уехала на съемки, хозяйкой в дом меня вводил Георгий. Это был ритуал – дом-то я уже хорошо знала.

– У этого дома, насколько я знаю, довольно романтическая история…

– Этот двухэтажный дом на горе Раздумий построил отец Софико, Михаил Чиаурели. Причем построил на том самом месте, где когда-то впервые поцеловал свою будущую жену Верико Анджапаридзе. Сейчас Софико надстроила третий этаж и открыла в нем театр. Улица, на которой он стоит, носит имя Верико.

– Вам ведь и с ней довелось познакомиться?

– Наши комнаты были рядом. Однажды, помню, выхожу из ванной, дверь в бабушкину комнату открыта, она стоит на пороге и грозно меня спрашивает: «Ты что, моим мылом мылась?» – «Бабушка Верико, как я могла взять ваше мыло? Нет-нет». – «Я же шучу с тобой, глупышка… какой ребенок!»

Она позвала меня к себе, открыла сундук и показала свое богатство – оказывается, она, как и я, собирала мыло. Правда, ее коллекция была намного богаче. Когда мы оставались вдвоем, она читала мне свои мемуары. Говорила: «Сядь. Слушай. Тебе это надо». Сидела, облокотившись на руку, всю в серебряных браслетах и кольцах. На нее можно было смотреть часами, как на икону. Живая легенда!

Зима тревоги нашей…

– Почему пришлось расстаться с Нико?

– Мы поступили вместе во ВГИК, причем Нико перевелся из Тбилисской академии художеств на второй курс художественного факультета. А я почти сразу начала сниматься у Леонида Квинихидзе в фильме «Орех Кракатук» вместе с Зиновием Гердтом, Марисом Лиепой, Ириной Понаровской, с которой дружу до сих пор. В Москве мы жили у Георгия Данелия и Ариадны Шенгелая – дяди и тети Нико. Но сначала снимали комнату. Я изо всех сил старалась быть образцовой хозяйкой. На свадьбу нам подарили хорошее белье, льняное, бабушка запретила сдавать его в прачечную, и я стирала сама. После лекций бежала в магазин, потом готовила – почти каждый день у нас были гости. Страшно уставала и постоянно не высыпалась.

Но Москва со временем стала тяготить Нико, он хотел рисовать природу, жаловался, что все вокруг серое и зима в Москве длинная. И вот я вслед за мужем ушла из ВГИКа, мы уехали в Грузию. А через год почувствовала, что мы отдаляемся: в его окружении появились богемные друзья. Я этого всего не смогла выдержать и ушла. Вернулась назад во ВГИК, где мой любимый мастер Сергей Федорович Бондарчук сохранил мне место. Он хорошо знал жизнь и был уверен, что я вернусь.

– Ия, у вас двое детей от двух разных мужчин. Чтобы мужчина обратил на себя ваше внимание, каким он должен быть?

– Он должен быть мужчиной во всем. По-настоящему преданным своей идее и своей семье, чистым, открытым. Он должен быть надежен, я должна чувствовать себя за ним, как за каменной стеной. И это должно быть взаимно, конечно.

Я никогда никого не искала. Никогда не начинала отношений с мужчинами сама. Мужчина должен сделать первый шаг. Ведь он – мужчина!

Вместе с генами

– Слышала, как люди восхищались вашим поведением во время войны и потом, когда вы получили травму…

– Война – это страшно. Ну, представляете, вы просыпаетесь в один прекрасный день, и выключено все – свет, вода. Это была блокада, вырубали деревья, жгли костры, стояли километровые очереди за хлебом. Все кинулись раскупать свечи, осознав, что это – не на один день. Исчезли с прилавков керосинки. На улицах стреляли. Сколько было людей, которых убили шальные пули, рикошетом залетевшие в окно! На улицу никто не выходил: танки, военное время, страшно.

Что же касается травмы, то это случилось, когда я уже переехала в Москву. На меня упала трехсоткилограммовая декорация в театре «Летучая мышь» во время репетиции спектакля «Великая иллюзия». Она не просто мне ногу перебила. Нога лежала рядом… Просто Хичкок какой-то! А если точнее – открытый оскольчатый перелом двух берцовых костей.

Но я уже на третий день встала на костыли, хотя это делать было нельзя.

Говорю об этом потому, что связанные с моей «выдержкой» комплименты должны быть адресованы скорее не мне, а моей бабушке, маме, тете. Это все были героические женщины, красавицы, умницы. Именно их гены, их великая школа – позволили мне пережить и травму, и войну.

Моя тетя Марина, например, была однолюбом, и к тому же очень сильной и гордой женщиной. У мужчины, которого она любила, была другая семья. Марина всегда молчала о своих чувствах. Но однажды случайно мне приоткрылась ее тайна: мы шли по улице и увидели, как ее любимый выходит из машины. Маринина рука, державшая мою ладонь, мгновенно стала мокрой. Но лицо при этом оставалось совершенно спокойным. Вот такая мужественная женщина!

– Насколько понимаю, у вас теперь два дома – в Тбилиси и в Москве? В каком стиле они решены?

– Везде стараюсь сохранять тот дух, который окружал меня в детстве. У меня много фотографий бабушки, дедушки, мамы. Поэтому могу сказать, что мое жилище решено в стиле «Ия Нинидзе». Никогда не приглашала дизайнеров. Все придумывала сама.

Люблю картины. В Москве висят мой портрет работы Зверева, а также работы мастеров, изображающие старый туманный Тбилиси. Там отдельные мелкие детали (например, одежда, висящая на балконах, ковры) выписаны тоненькой кисточкой. Эти картины позволяют сохранить дух и аромат старой Грузии. Еще у меня есть портреты, нарисованные подругой детства. Очень интересные работы. С друзьями встречаюсь нечасто – Москва большая, все заняты, спектакли, съемки…

А вот в Тбилиси в городском доме у меня – большая квартира. Я там сейчас сделала ремонт. Устроила большую студию-гостиную, там две спальни. Места много, но очень уютно. В доме я развожу фиалки, ведь имя Ия переводится как фиалка…

Беседовала Елена Булова

Наша справка

Ия Нинидзе родилась в Тбилиси, училась в Тбилисском хореографическом училище, закончила ВГИК. Снялась более чем в тридцати фильмах (самые известные «Мелодии Верийского квартала», «Небесные ласточки», «Покаяние», «Слезы капали», «Любимец публики», «Яков, сын Сталина») и в сериалах: «Простые истины», «Марш Турецкого», «Нина», «Сыщик без лицензии». С 1997 года живет и работает в Москве.

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация