Николай Васютин: «Ставлю на неравнодушного собственника!»
Полгода назад бывший министр регионального развития Владимир Яковлев заявил о том, что жилищные инспекции необходимо вывести из подчинения местных властей, объединив в единую федеральную структуру при Росстрое. Получилось ли? Об этом рассказывает Главный государственный жилищный инспектор РФ Николай Васютин.
«Великолепная» пятерка
– Николай Афанасьевич, что представляет собой структура возглавляемого вами ведомства?
– Она состоит из Главной государственной жилищной инспекции, руководителем которой распоряжением правительства РФ я был назначен четыре года назад, и государственных жилищных инспекций субъектов РФ. Они созданы и работают во всех регионах страны. По Положению о государственной жилищной инспекции в РФ, утвержденному постановлением правительства от 26 сентября 1994 года № 1086 (с последующими изменениями), госжилинспекции регионов содержатся на средства регионов и являются органами их исполнительной власти. Это самостоятельные юридические лица, но подчиняются они руководству субъекта РФ.
Главная государственная жилищная инспекция координирует и организует их деятельность, обеспечивает методически, анализирует результаты работы, подводит итоги и согласует назначение руководителей. Так обстоит дело практически со всеми госжилинспекциями страны за исключением пяти: в Псковской области, а также в республиках Алтай, Карелия, Карачаево-Черкессия и Марий Эл. Они не самостоятельны, а являются отделами в управлениях и департаментах ЖКХ субъектов, то есть подчиняются тому, кого призваны контролировать.
Об этом и говорил в свое время бывший министр. Тогда таких инспекций было значительно больше, на сегодня их осталось пять. Такие госжилинспекции даже не имеют права применять к нарушителям законодательства РФ в жилищной сфере статьи 7.21, 7.22 и 7.23 Кодекса РФ об административных нарушениях. И мы вынуждены передавать подобные дела на рассмотрение «полноценных» инспекций. Вот на днях передали административное дело о правонарушении, совершенном в Республике Алтай, на рассмотрение госжилинспекции Алтайского края.
– Какую роль, на ваш взгляд, должно играть государство в условиях реформы ЖКХ?
– Главная цель реформы – обеспечить гражданам качество, надежность и доступность жилищно-коммунальных услуг. Система ЖКХ, которая сложилась в прошлом веке, неплохо справлялась с этой задачей. Другое дело, что задача решалась весьма затратно. А так как платили за услуги в основном не граждане, а бюджет, то проблема вроде бы и не касалась населения напрямую. Другое дело – сейчас. Участие государства в экономике резко сократилось. Отсюда вторая цель реформы – оптимизация бюджетных расходов на ЖКХ.
Они переориентированы с организаций ЖКХ на реально нуждающихся потребителей услуг. По существу жилищно-коммунальное обслуживание перестало быть общественным благом. Это, скорее, продукт семейного потребления. Государство должно исполнять роль гаранта доступности так называемых федеральных стандартов жилищно-коммунального обслуживания. Через механизмы госрегулирования обеспечивать комфортную и безопасную среду проживания. Оно оставило за собой также право государственного контроля в сфере ЖКХ.
– Только вот в статье 20 Жилищного кодекса об этом было сказано одним коротким абзацем…
– Верно, в ней не было раскрыто, что и как должно контролировать государство. Однако принятый 18 октября 2007 года федеральный закон № 230-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» конкретизировал 20-ю статью. Теперь в ней сказано: уполномоченные федеральные органы исполнительной власти осуществляют полномочия и функции в сфере госконтроля за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его формы собственности, следят за соблюдением правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а также за соответствием жилых помещений, качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям.
Эти полномочия включают в себя принятие нормативных правовых актов, контроль над их исполнением, методическое обеспечение органов исполнительной власти субъектов РФ.
Уполномоченным органом исполнительной власти по контролю в сфере ЖКХ является Государственная жилищная инспекция.
При поддержке ТСЖ
– Не затерялся ли в этом перечне житель с его проблемами?
– Конечно, нет. Наша главная задача – контроль над обеспечением прав и законных интересов граждан при предоставлении им жилищных и коммунальных услуг, которые должны отвечать требованиям федеральных стандартов качества. Контролируем мы также использование и сохранность жилищного фонда, независимо от его формы собственности.
Методы, которые использует в работе Государственная жилищная инспекция, определены законодательством РФ. Вместе с тем мы учитываем конституционное право местного самоуправления самостоятельно решать вопросы местного значения – вопросы владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью.
На основе анализа отчетности, статистики и результатов проверок на местах подаем предложения в Минрегион при подготовке практически всех законодательных актов, относящихся к нашей компетенции. В том числе – по совершенствованию системы эксплуатации и контроля в ЖКХ.
– А что вы думаете о собственнике? Растет ли он, зреет ли?
– Собственники, объединяясь в ТСЖ, начинают представлять собой реальную силу. И нам легче работать при их поддержке. Они стали смелее, начали более активно отстаивать свои интересы в договорных отношениях. Часто несоблюдение условий договоров между собственниками и поставщиками услуг становится поводом для наших проверок.
Приведу несколько примеров. В Калининградской области для уволенных в запас военнослужащих построили многоквартирный дом. Ввели в эксплуатацию с большим браком и недоделками. Подрядчик дал гарантийное письмо, но своих обязательств не выполнил. Жители остались один на один с массой проблем. Они создали ТСЖ и начали борьбу за свои права. Их обращения в инстанции результатов не приносили, и они нашли дорогу к нам.
Мы привлекли к решению проблемы областное и районное руководство, нашли заказчика и подрядчика строительства, вынесли им постановление. В течение квартала сняли все вопросы. Но во время проверки открылась и вторая сторона медали. Оказалось, что и само ТСЖ неудовлетворительно выполняет обязанности по содержанию общего имущества и придомовой территории. Товариществу также выдали предписание, заставили устранить эти нарушения. Наказывать никого не пришлось. Обе стороны выполнили свои обязательства.
Администрация города Прокопьевска при проверке установила, что в одном из ТСЖ шесть квартир использовались не по назначению – под телемастерские и офисы. Мы выдали предписание о прекращении противоправной деятельности, всех собственников привлекли к административной ответственности и серьезно оштрафовали. Теперь эти квартиры используются как жилые помещения.
В городе Киселевске за подачу горячей воды с температурой ниже нормативной 144 жителям был произведен перерасчет за отопление и горячее водоснабжение. Гражданам вернули 65,4 тыс. рублей, а поставщика привлекли к административной ответственности. Причем и руководителя, и саму организацию.
Не обидеть соседа
– Как складываются отношения с управляющими организациями и ТСЖ?
– Я бы сказал, что мы с ними работаем в правовом русле. Но во время поездок в регионы сталкиваюсь с серьезной проблемой – неподготовленностью руководства управляющих компаний, ТСЖ к выполнению функций по управлению домами.
Многие руководители почему-то считают, что планирование, отчетность управляющим организациям вообще не нужны, а нужна, как они говорят, живая работа. На самом деле очень важно планирование при подготовке жилищного фонда к сезонной эксплуатации, использование графиков производства работ, финансирования, паспортов готовности и прочей планирующей и исполнительной документации. Необходимо широкомасштабное обучение не только руководителей управляющих компаний, но и бухгалтеров, ревизоров, мастеров, техников.
– Страна наращивает объемы нового строительства. Однако во всех новостройках одна и та же беда: жители, еще не став собственниками, ломают стены, перекраивают квартиры. Управляющая компания бессильна их вразумить – она временная. Что может сделать в этой ситуации жилинспекция?
– Важно, чтобы, делая хорошо себе, люди не устраивали неудобств соседям. И самое главное, чтобы переустройства и перепланировки не приводили к серьезным последствиям, обрушению отдельных конструкций и всего здания. К несчастью, бывает и такое.
Порядок переустройств и перепланировок определен Жилищным кодексом РФ (четвертая глава). А Кодекс об административных правонарушениях в статье 7.21 определил ответственность за эти правонарушения, и статьей 23.55 контроль за переустройством отнесен к компетенции жилищной инспекции.
– Порой собственники отказываются от услуг квалифицированной управляющей компании и приглашают более «дешевую». В результате в подъездах темно и грязно, а сложным инженерным оборудованием заправляет «дядя Вася». Отработан ли механизм «наказания» собственников?
– К сожалению, не отработан. Полагаю, эти вопросы будет решать уже новый состав Государственной Думы РФ. Очевидно одно: собственник жилья должен нести ответственность за принимаемые решения по управлению своим домом.
О нашем собеседнике
Николай Афанасьевич Васютин по образованию инженер путей сообщения, строитель. Кандидат технических наук. Шестнадцать лет проработал на строительстве БАМа. Затем был начальником отдела Центра производственно-финансового контроля Минтранса России, начальником управления государственных жилищных инспекций Госстроя России. Последние четыре года – главный государственный жилищный инспектор Российской Федерации. Награжден двумя орденами и медалями. Почетный работник ЖКХ России.