09:03:54
22 ноября 2024 г.

Владимир Зельдин: «Не называй своим ничего, кроме своей Души»

В гостях у звездыВ театре Красной, Советской, а ныне уже и Российской армии он служит более шестидесяти лет. Несмотря на свои 92 года, Владимир Зельдин каждый вечер выходит на сцену. Говорит зрителям: «Добрый день, дорогие моему сердцу люди!».

– Владимир Михайлович, почему все-таки «люди», а не «зрители»?

– Почему люди? Потому что есть еще и нелюди, которые совершают поступки, не похожие на человеческие. Ради чего? Ради денег! А у моего «Человека из Ламанчи» есть мудрые слова: «Деньги мне не принесли ничьей любви. Даже дочерней».

– У вас было счастливое детство?

– Да. Я рос в благополучной семье. Мама занималась хозяйством, детьми: у меня были три сестры и брат. Отец – музыкант. Жили дружно. В материальном отношении, наверное, было сложно – музыканты ведь зарабатывали немного, но мы, дети, как-то этого не замечали.

До переезда в Москву мы жили в Твери, в рабочем районе, у маминой сестры-близнеца, которая отдала нам две комнаты в своей огромной квартире. Рядом с домом была мануфактура Саввы Морозова, а также большой заводской клуб и казармы. Наш двор окружали три трехэтажных кирпичных здания, в которых жили рабочие и инженеры мануфактуры.

Двор был сплоченным, «чужаков» быстро выпроваживали. Зимой заливали каток, катались с горок. Самодельные коньки и лыжи прикручивались к валенкам веревками.

Когда я из этого двора в 1924 году уезжал с семьей в Москву, очень переживал…

В тверском клубе крутили кино. Билет стоил пять копеек. Это было такое счастье: пойти в кино!

Там же шли и спектакли: «Отелло», «Ревизор», «Проделки Скапена». В антрактах играл оркестр, которым дирижировал папа. Надо сказать, что музыка оркестра, играющего перед спектаклем, ничего общего с постановкой не имела. После Чайковского («Евгений Онегин») открывался занавес, и показывали, например, «Ревизора».

Мне в пять–шесть лет все это было интересно, но не более того: просто ряженые и разукрашенные люди разговаривали на сцене. Актером стать никогда не хотел. Да и отец был категорически против этой профессии, считал, что в ней много зависти, распутства, пьянки.

Так что я стал актером случайно. И поступать хотел не в театральное, а в хореографическое училище: хорошо танцевал. И когда ребята из школы собирались у кого-нибудь дома, то меня всегда просили выступить. Они хохотали, а меня это только раззадоривало, появлялся азарт.

Правда, еще в школе в Москве я стал заниматься в драматическом кружке. Своей концертной бригадой мы ездили на фабрики и выступали перед рабочими в обеденные перерывы.

После школы поступил в театрально-производственное училище. Вспоминается, как в 1934–1935 годах то один, то другой студент исчезал с курса. Неосторожно рассказанный анекдот мог послужить причиной путешествия в «места не столь отдаленные». Но ощущения страха не было. Тогда все события воспринимались как позитивные для страны.

Самой яркой страницей того периода моей жизни были занятия в Манеже имени Буденного, где я занимался верховой ездой. В моей группе занимались Вася Сталин и сыновья Микояна. Очень симпатичные ребята. У Васи Сталина были такие смешные веснушки. Он приходил на занятия в военной фуражке, гимнастерке и сапогах. Очень был скромный парень.

– А где вы поселились, когда переехали в Москву?

– В коммуналке. Рядом с нашим домом на Красноказарменной улице располагались пехотная школа, артиллерийское училище и школа «Выстрел» – все это в зданиях петровских времен. Был и двор, где когда-то жили конюхи Петра I. Мы занимали огромную комнату, в соседней жил дворник с большой семьей, дальше длиннющий коридор с рядом комнат, в которых жили другие семьи. Наша комната была со сводчатым потолком. Стены толщиной в полтора-два метра, а окна выходили на Лефортовский парк.

Папа умер, когда мне исполнилось тринадцать лет. А через четыре года умерла мама. Брат женился и уехал, сестра вышла замуж и уехала. Короче, мы остались вдвоем с сестрой. И нас тут же уплотнили: комнату разделили брезентом. В одной половине поселили нас, в другой – семейную пару рабочих и их родственницу. Но, несмотря на тесноту, у нас и с ними не было никаких конфликтов, жили дружно, разговаривали всегда очень тихо. А телевизора не было.

Роскошью считался и радиоприемник, а он у нас был! Из мебели – стол, венские стулья, две кровати. Первый костюм я купил, будучи в театральном училище. До этого носил потрепанную куртку и старые брюки. Денег не было, но нас с сестрой это не очень тяготило – мы были заняты театром. И даже первые ручные часы у меня появились только в тридцать лет: я поступил на работу в театр Красной армии, сыграл в «Учителе танцев», и за эту роль политуправление меня наградило часами.

– Расскажите про то, как вы снимались в знаменитом фильме «Свинарка и пастух».

– Благодаря этому фильму я остался жив. Мои сверстники, одногодки погибли на войне. Мне было 26 лет в 1941 году. Еще до войны Иван Пырьев начал снимать эту картину в Домбае. А тут – война. Разумеется, съемочная группа распалась, все мужчины мобилизовались в военные школы. Но неожиданно вышло постановление правительства – продолжать съемки: картина имела большое идеологическое звучание, и всем нам – актерам, занятым в съемках, дали бронь. Снимали на ВДНХ.

– Как вы отнеслись к «свалившейся» на вас популярности?

– Ну какая популярность? Была война, премьеры-то не было.

– Говорят, что у Пырьева был сложный характер…

– Характер и вправду сложный. Он завел себе много врагов, но и много друзей. Он был удивительно смелым человеком. Никаких дипломатий, рубил с плеча правду-матку. Ко мне он всегда относился с большой теплотой, понимал, что это мое первое погружение в мир кино. Никогда на меня не кричал.

– Было за что?

– Конфузы, конечно были. Помню, как в Белом зале Дома кино мы писали песню «Хорошо на московских просторах…». Пульт, микрофон, дирижер. Вступает оркестр, и я, молодой и зеленый, думаю: «Как же смогу перепеть эту мощь?!». И как заору во всю глотку. И вдруг вижу: из зала ко мне бежит Пырьев. Я испугался, а он очень тихо так спрашивает: «Володя, а чего ты так орешь? Ты пой нормально, не форсируй, у тебя же микрофон есть!».

– А с супругой как познакомились?

– В Союзе кинематографистов существовал отдел «Бюро пропаганды». Моя будущая супруга Иветта в ту пору уже окончила факультет журналистики МГУ. И была редактором концертных программ для выездных бригад, которые разъезжали по стране. Она же приглашала для участия авторов – Гришу Горина, Юрия Визбора, Аркадия Арканова, устраивала свободных от съемок артистов в эти концерты, давая людям подработать. Вот так и познакомились.

– И вместе до сих пор?

– Да, живем рядом с театром. У нас маленькая двухкомнатная квартирка жилой площадью в 29 метров. В одной комнате живет Иветта, в другой – я. Махонькая кухонька. И все же в этой квартире особая аура, своя атмосфера. Мы дружили с Андреем Мироновым и Ларисой Голубкиной, у нас часто бывали Мария Владимировна Миронова и Александр Семенович Менакер, Махмуд Эсамбаев. Заходил Геннадий Хазанов… Не хочу никуда уезжать. Хотя у меня всегда была мечта иметь свой кабинет, письменный стол, где лежали бы пьесы, книги, где мог бы спокойно посидеть. Свой кабинет – скромная мечта, не правда ли? В основном работаю на кухне по ночам.

– Получается, что вы живете по Сервантесу? Спектакль «Человек из Ламанчи» стал вашей своеобразной визитной карточкой. А помогала ли философия вашего Дон Кихота когда-нибудь в жизни?

– Неоднократно. Я подарю вам и вашим читателям фразу, которая меня самого в жизни неоднократно спасала. Если у вас когда-нибудь возникнут проблемы, вспомните слова моего героя: «Не называй своим ничего, кроме своей Души. Станет все то, что жалко отдать, обузою на пути…».

Елена Булова

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация