23:30:44
11 апреля 2021 г.

Алексей Гарнизов: «На музыку остается лишь ночь»

В гостях у звездыОн знает себе цену, умеет дружить, в делах сердечных – однолюб. Трудоголик. Азартен и легок на подъем. Ответственен и талантлив до неприличия. Вот грубый набросок к портрету генерального директора Международного кинофестиваля им. А. Тарковского «Зеркало», советника по культуре губернатора Ивановской области, заслуженного артиста России, режиссера, композитора, продюсера, лауреата национальных премий «Овация», «Песня года», «Золотая звезда» – Алексея Альбертовича Гарнизова.

Вечера и ночи

– Алексей, ваш секретарь проговорился, что сегодня вы ушли из кабинета в шестом часу утра. Чем занимались всю ночь?

– Музыку писал. К новому фильму Елены Николаевой. Мой кабинет – это второй дом. Здесь бывали люди, чьи имена вписаны золотом в историю отечественной культуры – уникальные музыканты, певцы, актеры, художники. Если бы вы только знали, какие проекты рождались в этих стенах! А поскольку здесь еще и стоит музыкальный инструмент, а день расписан по минутам, то на музыку остается лишь ночь. Сплю по три-четыре часа.

– Что же делаете днем?

– День делится на три части, первая – деловая… Ведь на мне – несколько фирм и компаний. Утром – студия, посещение банков. Во второй половине дня наши артисты просыпаются после вечерних спектаклей, съезжаются в офис, чтобы обсудить проекты. Вечер отдан самим проектам. Для музыки – ночь.

– Вы писали музыку к последнему фильму Эльдара Александровича Рязанова «Карнавальная ночь-2». Как познакомились с режиссером?

– Раздался звонок. Не поверил своим ушам, в трубке – знакомые интонации Эльдара Александровича. Он попросил, чтобы я сделал несколько музыкальных номеров для Инны Чуриковой, Людмилы Гурченко, Сережи Безрукова, Алены Бабенко. Мы встретились, проговорили несколько часов и с этого момента стали плотно общаться. Крайне ему признателен: Эльдар Александрович впустил меня в свою душу. Это дорогого стоит, потому что подсознательно понимаю: абы с кем Рязанов не стал бы общаться. В результате он доверил мне свои стихи, а я написал к ним музыку, уговорив, чтобы эти очень красивые и очень личностные строки он исполнил сам. Эльдар Александрович долго сопротивлялся, мотивируя тем, что ему «стадо медведей на ухо наступило». Но в итоге уступил, подозреваю, что я просто взял его измором. Вместе с супругой Эммой Валериановной они исполнили в картине дуэт. С легкой руки Эльдара Александровича познакомился с Инной Михайловной Чуриковой.

– …которая и стала президентом кинофестиваля имени Андрея Тарковского «Зеркало». Удивительно, что вы сумели ее уговорить, – Инна Михайловна не особо любит разъезжать по фестивалям. Что, конечно, лишь подчеркивает серьезность данного проекта… А на губернатора Михаила Меня вы как вышли?

– Мне приснилась Волга – широкая, красивая. Цветной сон – большая редкость, сплю, как убитый. И вот вместе с моим другом отправились на Волгу в Иваново. С Михаилом Менем был знаком еще с института, бывал в их доме, тогда был жив его отец – священник Александр Мень. Михаил Александрович ушел в политику, считая, что таким образом сможет продолжить дело отца… Помню, как мы сидели у него, беседовали, и я неожиданно узнал, что Иваново – это не только город невест и превосходных тканей, но еще и малая родина Андрея Тарковского. А ведь нынешний год юбилейный – 75 лет со дня его рождения.

В тот памятный вечер на нас сошло откровение: в Иванове должен появиться свой авторский международный кинофестиваль. Сюда будут приезжать талантливые люди, далекие от низкопробного, но «денежного» кино. Поэтому должен быть свой порт, своя гавань. Так возникло «Зеркало». Если бы вы знали, какие мастера были в Иванове этим летом! Достаточно сказать, что жюри возглавил всемирно известный кинорежиссер Тео Ангелопулос, который трижды отказывал фестивалю «Золотой Витязь» (это рассказывал Николай Бурляев) и всего один раз приехал на Московский кинофестиваль. А услышав имя своего приятеля Андрея Тарковского, оставил все и прилетел в Россию. Заметьте, ведь наш фестиваль не раздает «коврижки»: проходит не на Лазурном берегу и не на Черноморском побережье!

Что вытворяет Судьба!

– Видимо, вы очень трепетно относитесь к тому, что делаете… Видела концерт, проходивший под звездным небом Юрьевца, рядом с домом Андрея Арсеньевича. Вы придумали и собрали этот концерт, это действительно было грандиозно. А как пришли в режиссуру?

– Я воспитывался в чудеснейшей семье, но не у родных людей. Когда мне было одиннадцать лет, их не стало. С этого возраста один иду по жизни, но эти люди многое успели в меня вложить. Учился сразу в трех мелитопольских школах – общеобразовательной, музыкальной и спортивной. Мелитополь – чудесный городишко на Украине, недалеко от Азовского моря, – город черешни и арбузов. Я тянулся к людям, которые по своему подходу к жизни казались мне старше. Человек с опытом всегда вызывал у меня огромное уважение. И неважно, какой профессии этот человек. Такое отношение ко мне вернулось сторицей.

Мечтал о ГИТИСе. Поступить было крайне сложно. 1980-й – год бешеной популярности наших эстрадных исполнителей. И тем не менее, довелось пообщаться с удивительными людьми. Например, с Аркадием Исааковичем Райкиным. Только в моем студенческом билете стояла его роспись – «Алексею, режиссеру, композитору – на удачу». Судьба подарила общение с Фаиной Георгиевной Раневской, с Ростиславом Яновичем Пляттом – нашими великими актерами. Андрей Миронов должен был записывать мою песню – «Черноморские курорты» в «Утреннюю почту». У нас была большая человеческая дружба с Борисом Бруновым. Все эти люди обладали большой внутренней культурой, ответственным отношением к делу – и именно этой ответственности у них учился. Я умею дружить, сохраняю многолетнюю дружбу, дорожу ею. Но дружба – она ведь накладывает и определенную ответственность. Особенно сейчас, когда нас связывает творчество и работа с Инной Михайловной Чуриковой, Олегом Ивановичем Янковским, Глебом Анатольевичем Панфиловым – это дорогого стоит.

Иногда задумываюсь над пируэтами судьбы: ведь моя жизнь могла сложиться иначе. Где был я, и где были все эти люди, о которых читал в журналах? Я же жил так далеко от Москвы!

– А вы еще не рассказали про И. Г. Шароева, с которым работали в Московском академическом музыкальном театре им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко… Чему он вас научил?

– Ну, во-первых, И. Г. Шароев был моим Мастером в ГИТИСе. В то время мы как-то даже до конца не осознавали масштаб его личности и таланта, хотя знали, что этот человек занимался постановкой церемоний открытия и закрытия Московской Олимпиады-80, всевозможных мероприятий в Кремле, ставил спектакли в Большом и других музыкальных театрах страны. И за рубежом тоже.

Еще учась в институте, получил приглашение и стал работать вместе с ним в театре им. Станиславского и Немировича-Данченко, участвуя в постановке таких опер, как «Битва при Леньяно» Верди, «Орфей и Эвридика» Гайдна, «Орфей в Хиросиме» Акутагавы, «Доротея» и «Золотой теленок» Хренникова, «Черевички» Чайковского, «Майская ночь» Римского-Корсакова. Кстати, спектакли «Майская ночь», «Орфей и Эвридика», «Орфей в Хиросиме» как лучшие работы театра были показаны в Бельгии, Югославии, Германии.

Моя любовь к музыке и режиссуре дала всходы в концертном зале «Россия». Пришло время защищать диплом. Мне предложили дипломную работу на пушкинскую тему: «В союзе звуков, чувств и дум». Я взял в постановку замечательный оркестр музыкального театра имени Станиславского и балет Большого театра, множество прекрасных артистов – Михаила Козакова, Бондарчука-отца, Степана Старчикова из «Моссовета», Геннадия Бортникова. Дивертисмент произвел впечатление на руководство «России»: мне предложили остаться в концертном зале, где я и прослужил ведущим режиссером, начиная с 1985 года, до последнего дня существования зала, то есть восемнадцать лет. И это – мой второй родной дом после театра Станиславского.

– Помог театральный опыт?

– Необычайно. Было выпущено немыслимое число программ, оригинальных шоу для звезд российской эстрады. Я писал музыку к песням, которые потом стали хитами.

– А зачем вы закончили еще и Академию управления при президенте России?

– Академия развивает навыки: важно не просто создать нечто, но еще и уметь позаботиться о жизнедеятельности «детеныша», которого выпускаешь в свет. А иначе – зачем работать?

Денис, Дмитрий, Даша и их мама Наташа

– Алексей, у вас трое детей: Денис, Даша, Дмитрий. Пошли ли они по вашим стопам?

– Все трое патологически музыкальны. Старшему Денису – 22 года, он закончил МГУ и сейчас получает второе высшее образование – юридическое. В нем есть одновременно фундаментальность и современность, он упорный, по ночам, как и я, пишет музыку. Для балета «Тодес», например и для «Цирка на 1-м канале». Дарья учится на третьем курсе философского факультета МГУ. А Дмитрию десять лет, он пока помешан на футболе и компьютерных играх, но мечтает изобретать автомобили.

– Насколько мне известно, недавно вы отметили 25-летие свадьбы. Как познакомились с Наташей, как ухаживали? Вы романтик?

– Еще какой! Могу за женщиной идти два квартала, если понравился запах ее духов. Но при условии – это должна быть единственная моя женщина. А познакомились мы так: в 1977 году приехал в Москву, чтобы продолжить обучение на пианиста. В то время подавал неплохие надежды, побеждал в конкурсах. Но, наверное, вмешалась Судьба: я заблудился в Москве и не нашел улицу Воровского, где находилась Гнесинка. А в итоге попал в ПТУ и стал не пианистом, а автослесарем. Но в училище был актовый зал и рояль. Поэтому сразу же не без моего участия там завертелась культурная жизнь, создался ансамбль, мы начали устраивать музыкальные вечера… А в библиотеке ПТУ работала очень красивая женщина – кубанская казачка, мама моей будущей жены. И там же стоял инструмент, мимо которого не мог проходить спокойно. Услышав, как я играю, она познакомила меня с дочерью, которая тоже увлекалась музыкой. Девушке было пятнадцать… Мы встречались три года, а когда ей исполнилось восемнадцать, подали заявление и поженились. Я дождался!

– Алексей, при вашей загруженности какое место для вас занимает дом?

– Дом – это святое. У нас всем правит Наташа. Семейный очаг, тепло – это, конечно, она. Пятнадцать лет прожили в Крылатском, а потом переехали в Кунцево в очень хорошее место рядом с парком.

У жены потрясающий вкус. Она так интересно решила пространство нашего жилища, что многие друзья теперь обращаются к ней – помогает создавать уникальные интерьеры. Нынешняя квартира расположена в круглом доме. Потому сама квартира – круглая. Недавно выяснили, что Наташа интуитивно организовала наше пространство в соответствии с требованиями фэн-шуй. Кухня – на подиуме, то есть чуть-чуть приподнята, мебель расставлена таким образом, что энергия может свободно циркулировать по дому, нигде не застаиваясь. Цветовая гамма решена в легких, прозрачных тонах. Пол деревянный. Предпочитаем натуральные материалы: все должно дышать.

– Получается ли дома отдыхать?

– Я вообще-то – человек природы, оживаю за городом. Но отдыхать не умею – трудоголик до мозга костей и везде себе найду работу. Обожаю рыбалку. Люблю со спиннингом забраться куда-нибудь поглубже в камыши. Нравится охотиться на хищников. Играю в пинг-понг, теннис, волейбол.

– А летом – на даче?

– Дачи у нас нет. Который год летом ездим в Италию, в городок Форте деи Марли. Городок с прелестными домиками, великолепными пляжами, горами вокруг, на вершинах которых вместо снега – белый мрамор. Тот самый, из которого ваял скульптуры Микеланджело. Правда, и там нашел себе работу: подружился с известным тенором Андреа Бочелли, сейчас буду делать ему спектакль. Вот такая «загородная» жизнь.

– Алексей, а зачем вам все это нужно?

– Зачем?.. Вот мы делали в «России» концерт «Доброе сердце». В течение года узнавали – каким детским домам, домам малютки, интернатам нужна конкретная помощь. Я находил людей, которые могут помочь: лекарствами, мебелью, одеждой. А под Новый год устраивали большой концерт – приглашали детишек, дарили подарки. Просил детей заранее написать, что каждый хочет получить. Старались выполнить все желания. Помню одну записку, в которой маленькая девочка написала, что «хочет иметь маму». Удалось подобрать хорошую семью, ребенок обрел близких. Разве это не здорово?

Елена Курбанова

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация