23:30:44
11 апреля 2021 г.

Ирина Кодюкова: «Помоечную кошку озвучивала сама»

В гостях у звездыС режиссером-аниматором из Минска Ириной Кодюковой мы познакомились на Международном фестивале анимационного кино «Золотая Рыбка» в Ярославле. Там ее фильм «Золотые подковы» по малоизвестным историям Андерсена был назван «Лучшей сказкой для детей» 2007 года.

Жук из конюшни

Мы гуляли по старым мостовым, любовались покосившимися домами, куполами церквушек и разговаривали. В Ирине поражают прежде всего наблюдательность и природная любовь буквально ко всему: даже в самом неказистом предмете она видит живое существо, которое живет своей, непостижимой для взгляда обычного человека жизнью. Вот и в картине «Золотые подковы» в маленьком мире деревенского дома обитают Старый Чайник, запыленная Бутылка, роскошное Свадебное Платье на вешалке, а под окнами – Розовый Куст. Друзья вспоминают минувшие дни… А в их рассказах читаются судьбы, угадываются характеры, кипят недетские страсти.

– Ирина, а ведь у Андерсена нет такой сказки «Золотые подковы»? У него есть вещь «Навозный жук», и этот персонаж действует в вашем фильме…

– Мне показалось, что «Навозный жук» – не самое привлекательное название. Тем более, что в основе сюжета – несколько сказок, а Жук их лишь объединяет. Этот Жук – весьма современный персонаж, сноб, думает, что все про жизнь знает, за что она и играет с ним веселую шутку – заставляет отправиться в путешествие. Фильм начинается с замечательной истории о том, как Лошадь императора отличилась в бою и ей были пожалованы золотые подковы. Жук требует и себе такие же. На вопрос: «А тебе-то за что?» – отвечает: «Я тоже живу в императорской конюшне». Но подков ему не дают, он обижается и улетает. Путешествуя, он знакомится с другими персонажами. Причем у каждого – свой нрав: и у Розового Куста, у Чайника, и даже у старой пыльной Бутылки… Ведь все вокруг живое, говорит, чувствует. Вы не находите?

Знакомые все истории

– Характеры списаны со знакомых?

– Безусловно. Вот, например, персонаж Бутылка. Ее судьба знакома многим женщинам. Красивая, эффектная в молодости, она вспоминает, как однажды ее взяли на шумный пикник и откупорили, а потом об этом остались только воспоминания, потому что жизнь не сложилась… Чайник – чисто мужской персонаж: бурная молодость, в которой много чего было. А потом не повезло – откололся кусок, и наш персонаж перестал быть бравым Чайником. Но из него сделали Горшок – насыпали внутрь земли и посадили цветочную луковицу. Появился росточек, а потом Цветок. И он стал любить этот Цветок. Вся жизнь теперь была посвящена ему…

– Почему о судьбе забытой Бутылки вы рассказываете с такой грустью? В жизни было много предательств?

– Да нет, просто много знаю таких судеб.

– Почему-то кажется, что в детстве вы очень верили в Деда Мороза…

– Почему же только в детстве, и сейчас верю. Я выросла в Минске, но на Новый год меня всегда отправляли в Москву к бабушке. А это был «побег в сказку» – Москва, огромный старый дом на Космодамианской набережной, старая генеральская квартира деда. В доме все было добротным, основательным, там было хорошо. Бабушка и дед были очень дружны с соседями, Новый год праздновали вместе. Надевали карнавальные костюмы, выходили во двор, веселились, угощали друг друга. Думаю, что долги надо отдавать – делиться тем, чем тебя одаривали в детстве. Я стала передавать своим детям ощущение праздника. Даже термин специальный придумала: «режиссура детства». Похоже, этим и занимаюсь всю жизнь.

«Плывет кораблик негасимый…»

– Нельзя ли поподробнее?

– Это организация маленьких праздников. Ну, например, проводы лета. Долго готовимся, делаем парусники из пенопластовых коробок. А вечером выходим на городской мост в Минске, в кораблики устанавливаем свечи и торжественно спускаем на воду. Эта флотилия с зажженными свечами медленно плывет по реке. Красота необыкновенная!

В семье всегда празднуются Рождество, Новый год, устраиваем костюмированные вечера и утренники. Вот недавно отметили столетие песенки «В лесу родилась елочка». Нарядили елку во дворе, водили хороводы, обыгрывали костюмы, запускали фейерверки. Мы живем в «хрущевке», у нас большой двор, соседние дома стоят буквой «п», и можно позволить себе собрать всех окрестных детей. В такой атмосфере выросли дети – моему Игнату уже восемнадцать лет.

– Теперь понятно, откуда родом ваш анимационный цикл «Святочные рассказы»…

– По первой профессии я – филолог. Когда писала дипломную работу, мне в румянцевской библиотеке попалась книга «Творчество Саши Черного для детей». Прочла ее запоем. А чуть позже переписала из какого-то зарубежного издания его стихотворение «Рождественское». Сложила этот листок, и он лет десять пролежал на книжной полке. Когда пришло время, достала и сделала четырехминутный мультфильм – «Святочные рассказы. Рождественское». Стихи очень нежные и простые. Рождается младенец Иисус, и на него приходят посмотреть животные – Бычок, Барашек, Кот и Пес.

– Тема Рождества требует особой подготовки?

– О да. И раньше периодически ходила в храм, а тут интуитивно почувствовала, что надо что-то почитать, благословение взять на такую работу. И с этого момента поняла, что все остальные темы мне просто не интересны. Рождество – это таинство, магический кристалл, который можно поворачивать новой и новой гранью. Стала читать святочные сборники, которые издавались к каждому Рождеству. С удивлением обнаружила, что все наши великие писатели – Чехов, Куприн, Набоков – помимо прочего писали и святочные рассказы.

Раньше же на Руси люди собирались всей семьей и читали святочные рассказы. Сейчас такое представить трудно, но есть шанс, что в праздник семья соберется у телевизора и посмотрит святочный мультфильм. Вот такую задачу себе и поставила. Сделала сначала один фильм, затем поняла, что тему можно повернуть другой гранью – родился второй фильм. В итоге – целый цикл.

Иосиф Бродский в свое время мечтал к каждому Рождеству писать по стихотворению. Вот и я решила делать каждый год по фильму. Двенадцать лет так оно и было, но на одну ленту в среднем уходило по два года.

Внимание! Тишина в студии!

– Какой фильм был самым трудным, а значит, и самым любимым?

– Третий. По рассказу Андерсена «Девочка со спичками». Сюжет его очень грустный, и многие говорили: «Какое имеете право говорить с детьми о смерти?». А мне кажется, что детей так много развлекают, что как раз необходимо говорить с ними о таких вещах.

– После грустного не хотелось снять что-нибудь повеселее?

– Или что-нибудь современное. Неожиданно нашла в литературе историю из собственной детской жизни, она и легла в основу сценария. «Удивительный ужин в сочельник» – это рассказ о том, как в детстве я разбила огромную банку со сметаной, и мама посоветовала позвать… голодных котов. В результате фильм получился про котов и ангелов. Очень простая и теплая лента. Особенно для меня, потому что ребенка озвучивал мой тогда еще маленький сын. А на озвучивание котов позвала школьных друзей, которые стали хорошими актерами и режиссерами. Помоечную кошку озвучивала сама. Мы все вместе стояли перед микрофоном и покатывались от смеха: «Видела бы нас директор школы, видела бы, как мы выросли… до помойных котов!». Там даже звучит романс под гитару на стихи Бродского, музыку мои замечательные одноклассники написали еще в школе.

– Ну а следующая история, пожалуй, самая философская?

– И эстетически красивая. В основе ее – притча, сочиненная Власом Дорошевичем. А потом была экранизация всем известной истории о сестрице Аленушке и братце Иванушке. Действие мы перенесли на рубеж девятнадцатого и двадцатого веков. Получилась история о том, что нельзя бросать близких в трудной ситуации, что любимого человека молитвой можно вытянуть из любой пропасти. Кстати, именно за эту картину получили больше всего призов.

Дайте кисточку, халат, рисунки!

– Наверное, пока снимали картины – и дети выросли?

– Выросли. Последний фильм рассчитан уже на подростков. Седьмой фильм «Святочного цикла» – экранное воплощение старинной английской легенды, описанной в поэме лорда Альфреда Теннисона «Легенда о леди Годиве». Бунин эту английскую историю сделал «нашей». Очень пронзительная и очень реальная история. Нам хотелось поговорить со своими детьми-подростками и их сверстниками о целомудрии и сострадании и о том, какая это сила.

– Ирина, чувствуется – вы любите литературу, огромное значение в фильмах придаете слову, тексту. Почему все-таки ушли из филологии в анимацию?

– Никогда не помышляла об анимации. Отец – физик, мама – биолог, а я вот закончила филологический. В детстве случилось одно маленькое событие: однажды увидела передачу про «Союзмультфильм», и меня она зачаровала. Увидела, как девушки в белоснежных халатах раскрашивают кучу картинок. Ничем большим я, по большому счету, заниматься не хотела: только бы дали халатик, кисточку и эту кучу картинок. И было бы у меня тихое счастье на всю жизнь. Окончила школу, потом филологический факультет. Но в Белоруссии не было ничего подобного «Союзмультфильму», мультипликация только зарождалась. И моя мама, мудрая женщина, позволила после вуза пойти на студию… Уже потом были курсы мультипликаторов в Киеве – счастливейшие годы. Сидела рядом с Сашей Татарским и Игорем Ковалевым. Мы дружили и потом работали вместе. На студии долгое время трудилась в качестве мультипликатора и никогда не мечтала о режиссуре. Мне казалось, что этим занимаются как минимум полубоги. И вот при «Мосфильме» появилось объединение «Дебют». Люди смежных режиссуре кинематографических профессий могли попробовать свои силы. Я выдержала конкурс, и мне – о чудо! – дали постановку. Помню, как тряслись за дверью, где заседала комиссия, председателем которой был Павел Чухрай. Вот у кого получила пятерку за первый дебют – есть чем гордиться!

То, что я делала в жизни, прежде всего, делала для сына. Потому что детство – это то, что потом поможет человеку прожить жизнь. Он туда будет возвращаться, искать там опору – в любви, в атмосфере дома. Если ребенок был счастлив в детстве, он будет стремиться создать счастливый дом и для своей будущей семьи и детей. У меня достаточно поздний ребенок, поэтому была возможность поразмышлять на эти темы.

– Ирина, наверное, у вас очень необычный дом?

– Наш дом – это книги, картины, мебель и масса безделушек. Многое расписано, закрашено, вышито. Коллекция картин – от хороших художников. Очень люблю примитивистов. Могу картину купить на рынке, если понравилась. И в то же время висят вещи, подаренные Тонино Гуэррой. Да, для меня важно, из чьих рук вещь получена.

Елена Булова

НАША СПРАВКА

Кодюкова Ирина Валентиновна родилась 25 июля 1954 г. Окончила Белорусский государственный университет, факультет филологии, курсы художников мультипликаторов при Киевской студии научно-популярных фильмов. С 1971 года работает на киностудии «Беларусь-фильм» режиссером-аниматором. Обладатель многих наград международных анимационных фестивалей.

Среди работ: «Золотые подковы», «Притча о Гассане» (1987), «Ночью в театре» (1989), «Рождественское», «Девочка со спичками», «Удивительный ужин в сочельник», «Притча о рождестве», «Сестра и брат», «Легенда о леди Годиве», «Соловей».

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация