23:30:44
11 апреля 2021 г.

Не поменять бы шило на мыло

Жилищное право«На меня зарегистрированы две московские квартиры. В одной я «прописана», а вторую хочу продать, так как живу обеспеченно, одна, и завещать ее некому. Но мне сказали: нужно, чтобы в ней кто-то был зарегистрирован, иначе сделку не на кого будет оформить. Так ли это?
Анастасия».

– Вас ввели в заблуждение – собственник может распоряжаться имуществом по своему усмотрению. Так, в соответствии со ст. 35 Конституции РФ, каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Виды, количество и стоимость имущества, находящегося в частной собственности, не ограничиваются, за исключением случаев, когда такие ограничения установлены законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Правомочия владения, пользования и распоряжения имуществом регулируются нормами гражданского законодательства. Статья 209 Гражданского кодекса РФ дублирует и конкретизирует это положение Конституции, говоря о том, что собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать его в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать его в залог и обременять другими способами, распоряжаться им иным образом.

Наличие зарегистрированных лиц в квартире или их отсутствие никак не влияет на ваши права как ее собственника. Сделка (договор купли-продажи) заключается между вами и покупателем. Договор купли-продажи квартиры составляется (оформляется) в письменной форме и подлежит обязательной государственной регистрации.

Лицевой счет – по требованию

«Я – председатель правления ЖСК, организованного в 1965 году (паи у всех членов кооператива выплачены). Ответьте, пожалуйста, на два вопроса.

В приложении № 1 к Положению № 299 сказано, что для заключения договора на предоставление бюджетных субсидий управляющая организация должна предоставить справки о единственном жилом помещении. Будут ли действительны в случае необходимости предоставления документов: «розовые» свидетельства о праве собственности; справки о выплаченном пае, зарегистрированные в госорганах в 1992 году; справки о вступлении в права наследства, зарегистрированные в госорганах в 1996–1997 гг.; справки об обмене квартирами внутри нашего дома? Аналогичные справки необходимы для оформления земельного участка, действительны ли они в этом случае?

Вопрос второй: у нас своя бухгалтерия, и лицевые счета находятся у меня, а домовая книга – в паспортном столе при ЕИРЦе «Хамовники». За последние два года в доме проданы две квартиры без получения копии лицевого счета. Насколько это законно при оформлении соответствующей сделки? В паспортном столе меня уверяют, что не имеют права не выдавать выписку из домовой книги, несмотря на мое заявление с требованием давать такую справку только при предъявлении копии лицевого счета.
Ольга Михайловна Рудник».

– Что касается первого вопроса, то в указанном приложении № 1 имеется полный и закрытый список всех документов, необходимых для получения управляющей организацией бюджетных субсидий. Это:
– копия устава управляющей организации (предоставляются нотариально заверенные копии);
– копия свидетельства о регистрации управляющей организации;
– перечень жилых помещений, наниматели и собственники которых имеют право на оплату услуг и работ по содержанию и ремонту жилых помещений по ценам, установленным правительством Москвы, с указанием площади;
– справки о единственном жилом помещении (предоставляются на каждого собственника и обновляются ежегодно);
– расчет суммы бюджетных субсидий, направляемых в течение года на содержание и текущий ремонт многоквартирного дома;
– информационное письмо, содержащее: банковские реквизиты управляющей организации, Ф.И.О. руководителя, Ф.И.О. главного бухгалтера, юридический и фактический адрес управляющей организации, контактные телефоны;
– доверенность руководителя управляющей организации;
– выписка из решения заседания правления о выборе председателя правления;
– копия документа, удостоверяющего личность;
– копия документа, подтверждающего полномочия организации по управлению многоквартирным домом (договоры управления, судебные решения, иные документы);
– копия документа о праве общей долевой собственности на земельный участок собственников помещений в многоквартирном доме.

Что же касается перечисленных вами документов, то они являются действующими по настоящий момент, и, если потребуется, можете смело предоставлять их туда, где это необходимо.

Второй вопрос. При совершении купли-продажи квартиры копия финансово-лицевого счета (либо единого жилищного документа) требуется только в том случае, если сделка удостоверяется нотариусом.

Сотрудники паспортного стола должны предоставлять выписку из домовой книги на основании одного только паспорта лица, зарегистрированного в данной квартире.

До Ташкента путь неблизкий

«Переехали в Москву из Узбекистана в 1995 году. Собрались приватизировать квартиру, но с нас затребовали справку о проживании в той стране с 1991 по 1995 год. Нужно ли это, и если да, то можно ли направить туда официальный запрос, так как ехать за одной справкой весьма накладно?
Игорь Савельев».

– 22 августа 2006 года правительство Москвы (постановление № 606-ПП) утвердило Регламент подготовки, согласования и выдачи в режиме «одного окна» Департаментом жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы договоров передачи жилого помещения в собственность в порядке приватизации. В нем указано, что заявителям необходимо предоставить сведения о регистрации по месту жительства за период с сентября 1991 г. до даты поселения на последнее место жительства – как подтверждение того, что они ранее не участвовали в приватизации.

Вы можете, ссылаясь на главу 28 ГПК РФ, обратиться в районный суд по месту жительства в Москве и в заявлении попросить установить факт проживания в Узбекистане с 1991 по 1995 годы. Следует указать, для какой цели необходимо установить данный факт, и привести доказательства, подтверждающие невозможность получить необходимые документы.

«В замуж» – от родителей

«У нас две комнаты в муниципальной коммуналке. Зарегистрированы шестеро – родители, я и трое сыновей 8, 19 и 20 лет. Собралась замуж. Подскажите, есть ли возможность произвести обмен с родителями, как и где это оформить?
Людмила Васильева».

– Обмен жилых помещений оформляет ГУП «Московский городской Центр арендного жилья» (до реорганизации – ГУП «Мосжилсервис»), руководствуясь временным положением об обмене жилых помещений в городе Москве, утвержденным распоряжением Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы от 23.06.2005 г. № 275.

Из положения следует: наниматель с согласия наймодателя имеет право произвести обмен жилого помещения на иное с другим нанимателем или собственником при согласии всех совместно проживающих с нанимателем совершеннолетних членов семьи, включая временно отсутствующих. Если договориться с членами семьи не удалось, любой из них вправе потребовать в судебном порядке произвести принудительный обмен. Также в судебном порядке можно обжаловать отказ наймодателя (а такое возможно только по основаниям, установленным законодательством РФ и г. Москвы).

Когда в семье нанимателя есть несовершеннолетние, недееспособные или ограниченно дееспособные граждане, тогда обмен допускается только с разрешения органов опеки и попечительства. И имейте в виду, что менять можно лишь изолированные жилые помещения (дома, квартиры, комнаты).

Сделка производится на основании договора, после регистрации которого расторгаются ранее заключенные договоры найма с гражданами, обменивающимися жилыми помещениями.

И последнее. За перечнем документов, необходимых для оформления обмена жилых помещений, необходимо обращаться в ГУП «Московский городской Центр арендного жилья».

Учтут и домик в деревне

«Мы вчетвером «прописаны» в комнате 19 кв. м коммунальной квартиры. Двое имеют в собственности доли в других квартирах. Имеем ли право встать в очередь на улучшение жилья?
Оксана Самохина».

– Как следует из ст. 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются наниматели жилых помещений по договорам социального найма или члены их семей, либо собственники жилых помещений или члены их семей, которые обеспечены общей площадью жилого помещения на одного человека менее учетной нормы (в столице она, согласно ст. 9 закона г. Москвы от 14 июня 2006 г. № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения», равна 10 кв. м общей площади для отдельных квартир и 15 кв. м общей площади для квартир коммунального типа).

Учтите, что в вашем случае будут применены правила п. 2 ст. 51 ЖК РФ: если у гражданина и (или) членов его семьи несколько жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности (включая находящиеся в других населенных пунктах), то уровень обеспеченности общей площадью исчисляется из суммарной общей площади всех этих помещений.

Ответы подготовили юристы М. Бордукова, А. Андреянова, М. Болдинова, М. Зеленев, Н. Ларин, А. Маркова, В. Порубиновская

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация