Гарантия не гарантирует
Современный дом без техники сегодня трудно представить. Телевизор, холодильник, телефон, фотоаппарат – это уж точно не роскошь. Цены соответствующие. Поэтому, когда телевизор или телефон «умирают» спустя неделю или месяц после покупки, большинство из нас начинают паниковать. Но гарантийный ремонт – дело непредсказуемое. Как лучше поступить, рассказывает наш постоянный консультант – адвокат Людмила Трифонова.
Два года есть у всех
Когда экран погаснет, фотоаппарат перестанет снимать, а компьютер начнет «глючить», впервые осмысленно начинаем вчитываться в строки гарантийного талона, на котором стоит наша подпись.
Итак, если вы обнаружите там печать продавца и дату продажи – уже хорошо. Что касается гарантийного срока, предоставленного изготовителем, то здесь есть нюанс. Коли фирма пожадничала и «подарила» менее двух лет, то это еще ничего не значит. По закону о защите прав потребителей вы вправе требовать выполнения гарантийных обязательств в течение 24 месяцев со дня покупки.
Назвавшись груздем…
Есть всего три способа избавиться от бракованного товара: вернуть его в магазин и забрать деньги, обменять на качественный экземпляр или согласиться на бесплатный ремонт. Но ни продавцы, ни сервисные центры не заинтересованы в возврате денег, они ведут борьбу с упорными клиентами до «последнего патрона». Особенно, если почувствуют их юридическую беспомощность.
Запомните. Заявив одно из этих требований, вы не сможете его изменить на другое. Предположим, согласились на ремонт и получили вещь в рабочем состоянии назад. Она опять выходит из строя, и вы упорно несете ее в сервисный центр. Напрасно. Такая круговерть может повторяться неоднократно. Поэтому разумнее отказаться от починки и предъявлять продавцу требование о возврате денег (или замене товара) сразу. Ведь чтобы такая возможность появилась снова, придется ждать очередной поломки.
Итак, вовсе не обязательно идти на поводу у продавца и отправляться самому в сервисный центр. Во-первых, далеко не все они находятся поблизости, поэтому поездку, возможно, придется откладывать надолго. Во-вторых, вы смело, на законных основаниях (абз. 2 п. 5, ст. 18) можете эту обязанность возложить на продавца.
Подавая ему претензию (один заверенный экземпляр оставьте себе), четко укажите исключительно одно из следующих требований – возврат денег, замена или ремонт. Никаких «экспертиз», «диагностик» и «проверок» – ведь они не являются самостоятельными требованиями, предусмотренными законом. А неточные формулировки позволяют магазину и сервису увильнуть от выполнения всяческих обязательств по отношению к вам: например, отказать в продлении гарантии, выплате неустойки и т.д.
На четко сформулированные требования есть не менее четко сформулированные сроки: ремонт (вместе с проверкой и экспертизой) – незамедлительно или в сроки по согласованию с вами (ст. 20); замена – максимально 20 дней (ст. 21); возврат денег – 10 дней (ст. 22).
Докажите, что вы не верблюд, заранее
Еще одно правило. Куда бы вы ни сдавали свою технику – в магазин или сервисный центр, в требовании обязательно опишите ее как можно подробнее. Например, укажите отсутствие царапин и механических повреждений, целостность пломб, следов влаги. Учтите, мастерские частенько пытаются повесить вину на покупателя, даже если сами по неосторожности наносят технике ущерб, «несовместимый с ее жизнью». Скорее всего, мастера сошлются на отсутствие подходящего для таких «живописных портретов» бланка, что ж, напишите на листе бумаги и потребуйте заверить.
Любимая песня сервисного центра – отсутствие деталей, которая, как правило, затягивается на неопределенный срок. В таком случае лучше сразу забрать технику и требовать возврата денег.
Ремонт: здесь и сейчас
Вопрос о сроках, которые отпущены законом мастерской на устранение недостатков, – самый болезненный и, как правило, решающий. В настоящее время он гласит: ремонт должен быть произведен незамедлительно, если иной срок не установлен письменным соглашением сторон. Чтобы не подпасть под «если», следует изучить гарантийный талон на предмет наличия пункта о конкретных сроках устранения недостатков данного товара. Возможно, обнаружив его, вы принципиально не станете связываться с починкой и потребуете деньги.
Но даже если злополучного пункта в гарантийном талоне нет, будьте начеку, подписывая квитанцию при сдаче техники в мастерскую. Ведь эта контора также может устанавливать свои сроки, в некоторых случаях очень нескромные – до полугода.
Деньги предпочтительнее
Вы ошибаетесь, если думаете, что замена товара на аналогичный менее хлопотна, чем возврат денег. В последнем случае придется доказывать, что вещь была бракованной. К тому же обнаруженный дефект должны признать существенным, то есть трудноустранимым.
Кстати, если за время ваших мытарств по гарантийным мастерским цена на товар успеет подрасти, а за год она может повыситься в разы, при возврате денег продавец должен исходить из последней цифры, дабы вы смогли приобрести такой же товар без дополнительных затрат, но уже там, где захочется.
Еще один насущный вопрос. Должны ли выдать по вашему требованию аналогичный товар, пока ваш собственный будет находиться в ремонте? Обязательно. Не покупать же новый холодильник, телевизор или телефон! Об этом четко сказано в законе. Правда, существует перечень товаров длительного пользования, замену которых вы просить не вправе. Но он не так уж велик.
Кто продавал, тот и платит
Кстати, если неисправный товар превышает вес более пяти килограммов или нуждается в установке и демонтаже, все транспортные расходы и дополнительные услуги предоставляет или оплачивает продавец. Поэтому, если он не возьмет эти хлопоты на себе, обращайтесь в соответствующие фирмы, а потом можете предъявить ему все документы для возмещения понесенных убытков.